Группа 305
Предмет: Обществознание
Тема : Наука и образование современного Мира.
Тема урока: Мировоззрение и картина Мира.
Цель урока : изучить данную тему и составить конспект урока, ответить на вопросы.
Мировоззрение – это
совокупность взглядов, оценок, норм, установок, принципов, определяющих самое
общее видение и понимание мира, места в нем человека, выраженных в жизненной
позиции, программках поведения и действиях людей. В мировоззрении в обобщенном
виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая подсистемы
субъекта в их взаимосвязи.
Выделим в
структуре мировоззрения наиболее важные элементы.
1.
Особое место в мировоззрении занимают знания и именно обобщенные знания –
повседневные или жизненно-практические, а также теоретические. В этом плане
основу мировоззрения всегда составляет та или иная картина мира: или обыденно-практическая,
или сформированная на основе теории.
2.
Знания никогда не заполняют собой всего поля мировоззрения. Поэтому кроме
знаний о мире в мировоззрении осмысливается также уклад и содержание
человеческой жизни, идеалы, выражаются определенные системы ценностей (о добре
и зле, человеке и обществе, государствe и политике и др.), получают одобрение
(осуждение) те или иные способы жизни, поведения и общения.
3.
Важным элементом мировоззрения выступают нормы и принципы жизни. Они позволяют
человеку ценностно ориентироваться в материальной и духовной культуре общества,
осознавать смысл жизни и выбиратъ жизненный путь.
4.
Мировоззрение личности и общественное мировоззрение содержат в себе не только
уже переосмысленную совокупность знаний, тесно сопряженную с чувствами, волей,
нормами, принципами и ценностями, с дифференциацией на хорошее и плохое, нужное
или ненужное, ценное, менее ценное или вовсе не ценное, но и, что особенно
важно, позицию субъекта.
Включаясь в
мировоззрение, знания, ценности, программы действий и другие его составляющие,
приобретают новый статус. Они вбирают в себя отношение, позицию самого носителя
мировоззрения, окрашиваются эмоциями и чувствами, сочетаются с волей к
действию, соотносятся с апатией или нейтральностью, с воодушевлением или
трагизмом.
В
различных мировоззренческих формах по-разному представлены интеллектуальный и
эмоциональный опыт людей. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на
уровне настроений и чувств составляет мироощущение. Опыт формирования
познавательных образов миpa с использованием ощущений, восприятий и
представлений относят к мировосприятию. Познавательно-интеллектуальную сторону
мировоззрения составляет миропонимание.
Мировоззрение
и картина мира соотносятся как убеждения и знания. Основой любого мировоззрения
являются те или иные знания, составляющие ту или иную картину мира.
Теоретические, а также и обыденные знания картины мира в мировоззрении всегда
эмоционально «окрашены», переосмыслены, классифицированы.
Картина
мира – это совокупность знаний, дающая интегральное осмысление (научное, просто
теоретическое или обыденное) тех сложных процессов, которые протекают в природе
и обществе, в самом человеке.
В
структуре картины мира можно выделить два основных компонента: концептуальный
(понятийный) и чувственно-образный (обыденно-практический). Концептуальный
компонент представлен знаниями, выраженными понятиями и категориями, законами и
принципами, а чувственный – совокупностью обыденных знаний, наглядных
представлений о мире, опытом.
Первые
картины мира формировались стихийно. Попытки целенаправленной систематизации
знаний имели место уже в эпоху античности. Они носили ярко выраженный
натуралистический характер, но отражали внутреннюю потребность человека познать
целостно мир и самого себя, свое место и отношение к миру. С самого начала
картина мира органично вплеталась в мировоззрение человека, носила доминирующий
характер в его содержании.
Понятие
«картина мира» означает как бы зримый портрет мироздания, образно-понятийную
копию Вселенной. В общественном сознании исторически складываются и постепенно
изменяются разные картины мира, которые более или менее полно объясняют
действительность, содержат в себе разное соотношение субъективного и
объективного.
Теоретическая
картина мира также имеет признаки, которые отличают ее от обыденно-практической
картины мира.
1.
Теоретическая картина мира характеризуется, прежде всего, более высоким
качеством знаний, которые отражают внутреннее, существенное в вещах, явлениях и
процессах бытия, элементом которого выступает сам человек.
2.
Данные знания имеют абстрактно-логический характер, они системны и носят
концептуальный характер.
3.
Теоретическая картина мира не имеет жестких рамок видения действительности. Она
сориентирована не только на прошлое и настоящее, а в большей степени на
будущее. Динамично развивающийся характер теоретических знаний свидетельствует
о том, что возможности данной картины мира практически неограничены.
4.
Построение теоретической картины в сознании и мировоззрении того или иного
субъекта обязательно предполагает наличие у него специальной подготовки
(обучения).
Различают
философскую, естественнонаучную и религиозную картины мира. Рассмотрим их
особенности.
Философская
картина мира – это обобщенная, выраженная философскими понятиями и суждениями,
теоретическая модель бытия в его соотнесенности с человеческой жизнью,
осознанной социальной активностью, и соответствующая определенному этапу
исторического развития.
В
качестве основных структурных элементов философской картины мира можно выделить
следующие виды знаний: о природе, об обществе, о познании, о человеке.
Следует
отметить, что предметом философского освоения выступал и сам человек, а также
мораль, право, религия, искусство и другие проявления человеческих способностей
и отношений. В философской мысли данная проблематика нашла свое отражение в
ряде философских сочинений (например: Аристотель – «О душе», «Этика»,
«Риторика»; Авиценна – «Книга знания»; Р. Декарт «Правила для руководства
ума», «Рассуждение о методе»; Б. Спиноза – «Трактат об усовершенствовании
разума», «Этика»; Т. Гоббс – «О человеке»; Дж. Локк – «Опыт о
человеческом разуме»; К. Гельвеций – «Об уме», «О человеке»; Г. Гегель
– «Философия религии», «Философия морали» и т.д.).
В
рамках философского видения мира сформировались две модели бытия:
а)
нерелигиозная философская картина мира, формирующаяся на основе обобщения
данных естественных и общественных наук, осмысления светской жизни;
б)
религиозно-философская картина мира как система догматически-теоретических
взглядов на мир, в которой смешивается земное и сакральное, происходит удвоение
мира, где вера считается выше истин разума.
Следует
выделить ряд положений, которые указывают на единство данных картин мира.
Ответить
на вопросы письменно:
1.
Наиболее важные элементы в структуре мировоззрения?
2.
Что такое «картина мира»?
3.
Философская картина мира, её определение?
4.
Что означает философская картина мира?
Комментариев нет:
Отправить комментарий