Группа 301
Предмет: Обществознание
Тема : Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры.
Тема урока: Самосознание индивида и социальное поведение.
Цель урока: изучить данный материал, ответить на вопросы письменно.
Самосознание и социальное
поведение человека. Самосознание индивида и социальное поведение
Самосознание человека –
это сложный психический феномен, который складывается из эмоций и инстинктов,
мыслей и интересов, типа личности, культурной и социальной среды, в которой
пребывает индивид. В своём внутреннем мире человек может чувствовать себя
художником, артистом, политическим или общественным лидером, выдающимся
спортсменом, предпринимателем или кем-либо ещё. Такие самоощущения личности
могут соответствовать или не соответствовать реальным ресурсам, способностям и
талантам данного лица. Рассогласование доминант самосознания с достигнутыми
результатами, с отношением окружающих, может приводить к психологическим
конфликтам, что находит своё отражение в социальном поведении.
Каждый человек с самого раннего
возраста вольно или невольно производит оценку своей личности,
поведения и способностей, сравнивая себя с другими членами общества.
Положительные оценки добавляют индивиду самоуважения, отрицательные ведут к
досаде, заниженному уровню притязаний, психологическим срывам, агрессии,
отклоняющемуся (девиантному) поведению.
Самосознание человека формируется постепенно,
с годами вбирая в себя ценности окружающего мира, формируя образцы для
подражания или неприятия каких-либо действий. У разных
стран и народов этот период становления самосознания принято
оценивать разным временным отрезком – в одних культурах он составляет 16-18
лет, в других 21 год. До наступления этого возраста, который ещё называется совершеннолетием , считается, что
индивид не может в полной мере отдавать себе отчёт в совершаемых поступках, то
есть он недееспособен полностью или
частично . В практическом плане это означает, что человек с неустоявшимся
самосознанием не может избирать и быть избранным на государственные и
муниципальные должности, не может нести всю полноту ответственности за
совершённые правонарушения и преступления, иметь разрешение на ношение оружия,
покупать и потреблять спиртное и табак.
Формирование самосознания и мышление – скрытые от поверхностного наблюдения
процессы; окружающие не могут с уверенностью сказать, что тот или иной индивид
достиг надлежащего уровня самосознания. Конечно, можно провести тесты и
квалификационные экзамены, выявляющие уровень знаний, навыков, умений или физической
подготовки определённого лица. Но степень развития самосознания
непосредственно измерить нельзя, хотя это бывает очень важно, чтобы
предотвратить предательство в силовых структурах, коррупцию в госорганах,
хищения интеллектуальной
собственности в корпоративном секторе.
Представители бихевиоризма и
ряда других научных
направлений справедливо полагают, что самосознание и
бессознательное ненаблюдаемо, мозг и разум – «чёрный ящик», а вот поведение
вполне можно исследовать и через него получать сведения о мыслительных
процессах и заложенных в генетическую память человека поведенческих константах.
В этом деле хорошим подспорьем является наука этология ,
изучающая поведение животных, и отчасти людей. Изучение социальной иерархии в
стаях, взаимопомощи в семейных отношениях, кооперации в совместной охоте,
брачные игры и столкновения – всё это даёт полезную информацию для лучшего
понимания поведения человека в социуме.
Большой проблемой для человечества остаётся
преступность, которая сама по себе представляет некое антисоциальное поведение.
Грабежи и убийства, хулиганство и воровство, похищение людей и терроризм – всё
это результат антиобщественного (делинквентного) поведения. Аналогичным образом
можно рассматривать и противоправные политические акции – различные майданы,
волнения, «революции роз». Часть индивидов идёт на нарушение закона из-за
эгоистических побуждений и жажды наживы, другая – из-за попранной (как им
представляется) справедливости.
Самосознание - сознание субъектом самого себя в отличие от иного - других
субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и
своих жизненно важных
потребностей, мыслей, чувств,
мотивов, инстинктов, переживаний, действий. Социальное действие – любое проявление социальной активности (деятельность,
поведение, реакция, позиция и пр.), ориентированное на других людей.
Социальное
взаимодействие – процесс
непосредственного или опосредованного взаимодействия социальных
субъектов друг на друга, процесс обмена действиями между двумя
и более субъектами.
В знаменитой формуле Р. Декарта «Я мыслю,
следовательно, я существую» факт обладания мышлением служит доказательством
существования личности.
И.Кант придал пониманию «Я»
ценностно-личностное измерение. Он ввел в научный оборот разделение сознания и
самосознания человека. «То обстоятельство, что человек может обладать
представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими
существами, живущими на Земле. Благодаря этому он личность...» Самосознание, по
Канту, необходимая предпосылка нравственности и моральной ответственности.
Сложность проблемы состоит в том, что в данном
случае объект и субъект познания совпадают, отчего сложно бывает установить
степень достоверности знаний человека о самом себе.
Обычно под самосознанием понимают определение
человеком себя как личности, способной
принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с
другими людьми и природой. Одним из важных признаков самосознания
является готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и
совершаемые действия.
Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических
особенностей (способность поправлять себя и совершенствовать в отличие от жив;
осмысление самого себя: кто я? какой я? что я хочу? что я могу?).
Социальное
действие – любое проявление
социальной активности (деятельность, поведение, реакция, позиция и пр.),
ориентированное на других людей.
Социальное
взаимодействие – процесс
непосредственного или опосредованного взаимодействия социальных
субъектов друг на друга, процесс обмена действиями между двумя
и более субъектами.
В знаменитой формуле Р. Декарта «Я мыслю,
следовательно, я существую» факт обладания мышлением служит доказательством
существования личности.
И.Кант придал пониманию «Я»
ценностно-личностное измерение. Он ввел в научный оборот разделение сознания и
самосознания человека. «То обстоятельство, что человек может обладать
представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими
существами, живущими на Земле. Благодаря этому он личность...» Самосознание, по
Канту, необходимая предпосылка нравственности и моральной ответственности.
Сложность проблемы состоит в том, что в данном
случае объект и субъект познания совпадают, отчего сложно бывает установить
степень достоверности знаний человека о самом себе.
Обычно под самосознанием понимают определение
человеком себя как личности, способной
принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с
другими людьми и природой. Одним из важных признаков самосознания
является готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и
совершаемые действия.
Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических
особенностей (способность поправлять себя и совершенствовать в отличие от жив;
осмысление самого себя: кто я? какой я? что я хочу? что я могу?).
Ответить
на вопросы письменно:
1. Что такое самосознание?
2.
Что понимают под словом самосознание ?
3.
Что изучает самосознание ?
Комментариев нет:
Отправить комментарий