10.05.2023
Доклад
"Трудные" учащиеся и работа
педагога с ними
Введение
Выражение «трудные дети» широко используется в современной научной и бытовой жизни, однако
ни педагогика, ни психология не могут дать четкого определения этому
термину.
Современное образование делает акцент на признании индивидуальности учащегося в качестве основного субъекта образования. Данная цель актуальна при работе с трудными детьми, сложным коллективом учащихся.
Особое значение для современной школы имеет проблема обучения, развития и воспитания трудных
детей. Сегодня
проблема обучения таких детей
напрямую связана
с новыми
условиями и требованиями нашего быстро меняющегося мира. Происходит это потому,
что численность «трудных» детей
неуклонно растет.
В настоящее время в педагогике и психологии выделяются три группы
факторов и причин, вызывающих отклонения в поведении учащихся:
социальные, психолого-педагогические и медико-биологические.
К первой
группе факторов относятся недостатки и упущения в учебно-воспитательной работе с детьми в семье,
дошкольных учреждениях, школе, по месту жительства, негативные воздействия на детей и подростков со стороны
социальной микросреды.
Вторую группу
причин и факторов составляют внутренние и внешние
конфликты, которые
могут быть вызваны самыми различными обстоятельствами:
систематической неуспеваемостью, неудовлетворительными взаимоотношениями с учителями, товарищами, родителями и т.д.
К третьей
группе причин
и факторов, вызывающих отклонения в поведении детей и подростков, относятся задержки и отклонения в физическом развитии, умственная отсталость, психические заболевания.
Глубокое и всесторонне знание
психологии учащихся - одно из важнейших условий
эффективности их обучения и воспитания. Психологические особенности «трудных в
учебе учащихся» во многом определяются их
жизненными особенностями и воспитанием.
Приступая к работе с педагогически «трудным учеником», необходимо прежде
всего разобраться в его субъективной (его отношении к окружающему миру)
и объективной (особенности его отношений с людьми) системах. [6]
Проблема «трудного» ученика является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Если нет проблемы в воспитании подрастающего поколения, социальная потребность в психологии развития, педагогической психологии, педагогике и личностных методах просто
исчезает.
Эффективные психолого-педагогические методы требуют
индивидуального подхода
к трудным
учащимся. Более
того, к представителям одной
и той же категории трудных
детей, например недисциплинированных, могут
быть применены различные средства воспитательного воздействия, исходя из их личностных особенностей и разнообразия причин, вызвавших те или иные трудности. Но в то же время нельзя упускать из виду,
что школьник - это целостная личность. А поэтому способы исправления отдельных его недостатков есть способы дополнительной специфической коррекции психического развития ребенка, непосредственно связанные со всем комплексом методов
общего развития личности.
Когда говорят
о трудных
школьниках, обычно
имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берется
за основу
одна сторона
явления - трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая
- трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, сверстниками, взрослыми. [2]
Образование – это творчество взрослых, основанное на
педагогике, науке о развитии и детской психологии. Известен:
У всего на свете
есть причина, в том числе и у
негативных явлений в поведении детей.
Слово «трудный» повторяется много раз в школе. Тяжелые времена, трудные
семьи, трудные
дети. Обращаем внимание на кризис недогуманизации общества, семьи,
образования и воспитания. Мы фокусируемся на социально-экономических, биомедицинских и других
причинах трудного детства. И это часто мешает решить вопрос об образовательных обязательствах и компетентности. К
счастью, в каждой школе есть психологи и учителя, чей опыт подтверждает, что педагогическими средствами можно добиться многого. Как
предотвратить трудное детство, возможность решения проблем естественными средствами воспитания представляется наиболее гуманным и рациональным. Дети со
сложным поведением, так называемые «трудные» школьники, в настоящее время все
чаще встречаются в школах. Как правило, отнесение ребенка
к этой категории осуществляется по внешним
проявлениям его индивидуально-психологических особенностей, мешающих нормальному течению образовательного процесса. Причины нарушений характера и поведения ребенка очень разнообразны. Именно поэтому детей с очень разными индивидуальными особенностями часто называют «трудными». Оценка ребенка
как трудного в первую очередь отражает мнение родителей и педагогов о нем, а не его конкретные психофизиологические особенности. этот 1. Общие мысли о «трудных» учениках
В современной литературе принято называть трудными таких детей,
поведение которых значительно отклоняется от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому
используется и
синоним «трудные дети». Он
соответствует правилам и демонстрирует исключительную невосприимчивость к традиционным образовательным влияниям. (Толкование Российской педагогической энциклопедии). [Пять]
К «трудным» детям обычно
относят детей,
характеризующихся определенными отклонениями в нравственном развитии, наличием закрепившихся негативных моделей поведения, недисциплинированностью. Трудные
дети плохо
учатся и
редко выполняют домашнее задание небрежно. Многие из них являются рецидивистами. Их воспитание в семье
обычно занимает очень мало места. они растут сами по себе. Часто заставляют воровать. Агрессивны, язвительны и хорошо осведомлены о
недостатках жизни.
Они рано начинают курить,
употреблять алкоголь и наркотики. Став взрослыми, они сбиваются в организованные группы для
совершения краж, грабежей и даже убийств. Дети зачастую отражают образ
жизни отцов
и матерей. [6]
Наиболее типичными причинами (факторами) формирования детей,
трудных в воспитательном отношении, Перфильев, Кащенко, Сухомлинский ИНИЦИАЛЫ? и другие
указывали следующие:
а) наследственные:
ребенок наследует от своих
предков и родителей психофизиологические особенности своего организма, так или иначе обязательно влияющие на его развитие и весь склад будущего Я, способствующие формированию особенностей характера, уклонений, которые
не всегда
быстро и ясно обнаруживаются родителями и педагогами;
б) своеобразия, приобретенные с рождения:
недоношенность, хилость
и слабость организма, особенности развития и функционирования тех или иных органов
и многие
другие, существенно влияющие на его последующее развитие, формирование тех или иных отрицательных качеств и свойств личности;
в) своеобразия, приобретенные в раннем возрасте вследствие многообразия факторов, обусловливающих уход за ним:
– искусственное вскармливание;
– передача болезни от кормящей матери;
– бытовые
условия;
– болезни
и особенности их протекания;
– очевидная или незаметная, но постоянная недостаточность питания;
– ушибы
головы, травмы
и многое
другое.
г) неумение родителей наблюдать и видеть
своеобразие ребенка, нуждающегося в особо направленном развитии и воспитании.
д) воспитание, воспитательные действия без учета
индивидуальных особенностей ребенка, педагогические упущения в работе с ним.
– недостаток (отсутствие) должного воспитания в годы раннего детства
(от года до семи–восьми лет).
Чем дальше
от рождения начинается воспитание разума, тем более трудновоспитуем человек
в интеллектуальном плане. Данный
фактор проявляется либо в ошибочном мнении:
чтобы ребенок
учился, до поступления в школу его сознание должно оставаться как чистая
доска:
не надо учить его писать
и читать,
либо в неумении создавать обстановку, способствующую развитию стремления ребенка
к познанию в дошкольный и начальный школьный период.
Если этого
нет, т.е. по существу нет умственного воспитания, и возникает задержка умственного развития.
е) проблемы семьи, отражающиеся на воспитании ребенка:
– ребенок, которого не ждали и вызванное этим негативное отношение к нему;
– отсутствие подлинно человеческого окружения в детские годы.
ж) случайно попавшая книга,
телевизионная передача далеко не детского содержания, возбуждающие ранний не по возрасту интерес
и поиск
ответа не у родителей, а у знакомых;
з) улица
в широком
смысле слова,
со всеми
ее житейскими сторонами:
– отрицательные примеры старших;
– круг новых знакомых далеко
не лучшего
поведения, совместные поиски приключений и пр. [1]
Педагогическая запущенность – это часть общей социальной запущенности. Если поставить вопрос так:
виноваты ли только семья и школа в асоциальном поведении детей,
то ответ
будет отрицательный; виновато общество, не предоставляющие возможностей для нормального функционирования социальных институтов.
Трудные дети – это всегда
запущенные дети,
на которых
вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных мер к коррекции их поведения. В категорию трудных попадают школьники, выпавшие из процесса нормального обучения и воспитания, у которых
не сложились правильные отношения с учителем, которые не нашли своего места
в коллективе и социально приемлемых способов в нём утвердится. Недисциплинированным школьникам тоже тяжело. Их
буйная деятельность, их кипучая энергия, не
находящая подчас никакого обоснования, выражаются в
озорстве, озорстве и непослушании. Плохие примеры со стороны товарищей, лень, лень и нерадивость способствуют развитию расстройства. Чтобы его
преодолеть, необходимо направить деятельность и энергию
детей на то, что интересно и увлекательно.
Список использованной литературы:
1. Особенности учебной деятельности социально и педагогически запущенных
детей. [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://studbooks.net/1306385/psihologiya/osobennosti_uchebnoy_deyatelnosti_sotsialno_pedagogicheski_zapuschennyh_detey
(дата обращения: 23.01.2021).
2. Психологические особенности трудного
школьника и работа с ним. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.yurii.ru/ref10/particle-256504.php#_ftn1 (дата обращения:
23.01.2021).
3. Прусаков Илья Владимирович. Как найти ключик
к трудному ребёнку? [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://www.prodlenka.org/stati-obr/obobschenie-opyta/1115-kak-najti-kljuchik-k-trudnomu-rebjonku
(дата обращения: 23.01.2021).
4. Российская педагогическая энциклопедия / под
ред. В. Г. Панова. — М: «Большая Российская Энциклопедия», 1993. - С. 114-115.
[Электронный ресурс] Режим доступа:
https://pedagogicheskaya.academic.ru/3045/ТРУДНЫЕ_ДЕТИ (дата обращения:
23.01.2021).
5. Ракова Л.А. Работа с «трудными» учащимися.
[Электронный ресурс] Режим доступа:
https://nsportal.ru/vuz/ekonomicheskie-nauki/library/2015/06/10/doklad-po-teme-rabota-s-trudnymi-uchashchimisya
(дата обращения: 23.01.2021).
6. Трудные учащиеся и работа учителя географии с
ними. [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://infourok.ru/trudnie-uchaschiesya-i-rabota-uchitelya-geografii-s-nimi-633964.html
(дата обращения: 23.01.2021).
Комментариев нет:
Отправить комментарий