среда, 10 мая 2023 г.

 10.05.2023

Доклад


"Трудные" учащиеся и работа педагога с ними


Введение

Выражение «трудные дети» широко используется в современной научной и бытовой жизни, однако ни педагогика, ни психология не могут дать четкого определения этому термину.

Современное образование делает акцент на признании индивидуальности учащегося в качестве основного субъекта образования. Данная цель актуальна при работе с трудными детьми, сложным коллективом учащихся.

Особое значение для современной школы имеет проблема обучения, развития и воспитания трудных детей. Сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями нашего быстро меняющегося мира. Происходит это потому, что численность «трудных» детей неуклонно растет.

В настоящее время в педагогике и психологии выделяются три группы факторов и причин, вызывающих отклонения в поведении учащихся:
социальные, психолого-педагогические и медико-биологические.

К первой группе факторов относятся недостатки и упущения в учебно-воспитательной работе с детьми в семье, дошкольных учреждениях, школе, по месту жительства, негативные воздействия на детей и подростков со стороны социальной микросреды.

Вторую группу причин и факторов составляют внутренние и внешние конфликты, которые могут быть вызваны самыми различными обстоятельствами:
систематической неуспеваемостью, неудовлетворительными взаимоотношениями с учителями, товарищами, родителями и т.д.

К третьей группе причин и факторов, вызывающих отклонения в поведении детей и подростков, относятся задержки и отклонения в физическом развитии, умственная отсталость, психические заболевания.

Глубокое и всесторонне знание психологии учащихся - одно из важнейших условий эффективности их обучения и воспитания. Психологические особенности «трудных в учебе учащихся» во многом определяются их жизненными особенностями и воспитанием.

Приступая к работе с педагогически «трудным учеником», необходимо прежде всего разобраться в его субъективной (его отношении к окружающему миру) и объективной (особенности его отношений с людьми) системах. [6]

Проблема «трудного» ученика является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Если нет проблемы в воспитании подрастающего поколения, социальная потребность в психологии развития, педагогической психологии, педагогике и личностных методах просто исчезает.

Эффективные психолого-педагогические методы требуют индивидуального подхода к трудным учащимся. Более того, к представителям одной и той же категории трудных детей, например недисциплинированных, могут быть применены различные средства воспитательного воздействия, исходя из их личностных особенностей и разнообразия причин, вызвавших те или иные трудности. Но в то же время нельзя упускать из виду, что школьник - это целостная личность. А поэтому способы исправления отдельных его недостатков есть способы дополнительной специфической коррекции психического развития ребенка, непосредственно связанные со всем комплексом методов общего развития личности.

Когда говорят о трудных школьниках, обычно имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления - трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая - трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, сверстниками, взрослыми. [2]

Образование это творчество взрослых, основанное на педагогике, науке о развитии и детской психологии. Известен:
У всего на свете есть причина, в том числе и у негативных явлений в поведении детей.

Слово «трудный» повторяется много раз в школе. Тяжелые времена, трудные семьи, трудные дети. Обращаем внимание на кризис недогуманизации общества, семьи, образования и воспитания. Мы фокусируемся на социально-экономических, биомедицинских и других причинах трудного детства. И это часто мешает решить вопрос об образовательных обязательствах и компетентности. К счастью, в каждой школе есть психологи и учителя, чей опыт подтверждает, что педагогическими средствами можно добиться многого. Как предотвратить трудное детство, возможность решения проблем естественными средствами воспитания представляется наиболее гуманным и рациональным. Дети со сложным поведением, так называемые «трудные» школьники, в настоящее время все чаще встречаются в школах. Как правило, отнесение ребенка к этой категории осуществляется по внешним проявлениям его индивидуально-психологических особенностей, мешающих нормальному течению образовательного процесса. Причины нарушений характера и поведения ребенка очень разнообразны. Именно поэтому детей с очень разными индивидуальными особенностями часто называют «трудными». Оценка ребенка как трудного в первую очередь отражает мнение родителей и педагогов о нем, а не его конкретные психофизиологические особенности. этот 1. Общие мысли о «трудных» учениках
В современной литературе принято называть трудными таких детей, поведение которых значительно отклоняется от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому используется и синоним «трудные дети». Он соответствует правилам и демонстрирует исключительную невосприимчивость к традиционным образовательным влияниям. (Толкование Российской педагогической энциклопедии). [Пять]

К «трудным» детям обычно относят детей, характеризующихся определенными отклонениями в нравственном развитии, наличием закрепившихся негативных моделей поведения, недисциплинированностью. Трудные дети плохо учатся и редко выполняют домашнее задание небрежно. Многие из них являются рецидивистами. Их воспитание в семье обычно занимает очень мало места. они растут сами по себе. Часто заставляют воровать. Агрессивны, язвительны и хорошо осведомлены о недостатках жизни. Они рано начинают курить, употреблять алкоголь и наркотики. Став взрослыми, они сбиваются в организованные группы для совершения краж, грабежей и даже убийств. Дети зачастую отражают образ жизни отцов и матерей. [6]

Наиболее типичными причинами (факторами) формирования детей, трудных в воспитательном отношении, Перфильев, Кащенко, Сухомлинский ИНИЦИАЛЫ? и другие указывали следующие:


а) наследственные:
ребенок наследует от своих предков и родителей психофизиологические особенности своего организма, так или иначе обязательно влияющие на его развитие и весь склад будущего Я, способствующие формированию особенностей характера, уклонений, которые не всегда быстро и ясно обнаруживаются родителями и педагогами;

б) своеобразия, приобретенные с рождения:
недоношенность, хилость и слабость организма, особенности развития и функционирования тех или иных органов и многие другие, существенно влияющие на его последующее развитие, формирование тех или иных отрицательных качеств и свойств личности;

в) своеобразия, приобретенные в раннем возрасте вследствие многообразия факторов, обусловливающих уход за ним:


искусственное вскармливание;

передача болезни от кормящей матери;

бытовые условия;

болезни и особенности их протекания;

очевидная или незаметная, но постоянная недостаточность питания;

ушибы головы, травмы и многое другое.

г) неумение родителей наблюдать и видеть своеобразие ребенка, нуждающегося в особо направленном развитии и воспитании.

д) воспитание, воспитательные действия без учета индивидуальных особенностей ребенка, педагогические упущения в работе с ним.

недостаток (отсутствие) должного воспитания в годы раннего детства (от года до семи–восьми лет). Чем дальше от рождения начинается воспитание разума, тем более трудновоспитуем человек в интеллектуальном плане. Данный фактор проявляется либо в ошибочном мнении:
чтобы ребенок учился, до поступления в школу его сознание должно оставаться как чистая доска:
не надо учить его писать и читать, либо в неумении создавать обстановку, способствующую развитию стремления ребенка к познанию в дошкольный и начальный школьный период. Если этого нет, т.е. по существу нет умственного воспитания, и возникает задержка умственного развития.

е) проблемы семьи, отражающиеся на воспитании ребенка:


ребенок, которого не ждали и вызванное этим негативное отношение к нему;

отсутствие подлинно человеческого окружения в детские годы.

ж) случайно попавшая книга, телевизионная передача далеко не детского содержания, возбуждающие ранний не по возрасту интерес и поиск ответа не у родителей, а у знакомых;

з) улица в широком смысле слова, со всеми ее житейскими сторонами:


отрицательные примеры старших;

круг новых знакомых далеко не лучшего поведения, совместные поиски приключений и пр. [1]

Педагогическая запущенность это часть общей социальной запущенности. Если поставить вопрос так:
виноваты ли только семья и школа в асоциальном поведении детей, то ответ будет отрицательный; виновато общество, не предоставляющие возможностей для нормального функционирования социальных институтов.

Трудные дети это всегда запущенные дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных мер к коррекции их поведения. В категорию трудных попадают школьники, выпавшие из процесса нормального обучения и воспитания, у которых не сложились правильные отношения с учителем, которые не нашли своего места в коллективе и социально приемлемых способов в нём утвердится. Недисциплинированным школьникам тоже тяжело. Их буйная деятельность, их кипучая энергия, не находящая подчас никакого обоснования, выражаются в озорстве, озорстве и непослушании. Плохие примеры со стороны товарищей, лень, лень и нерадивость способствуют развитию расстройства. Чтобы его преодолеть, необходимо направить деятельность и энергию детей на то, что интересно и увлекательно. 

Список использованной литературы:

1. Особенности учебной деятельности социально и педагогически запущенных детей. [Электронный ресурс] Режим доступа:

https://studbooks.net/1306385/psihologiya/osobennosti_uchebnoy_deyatelnosti_sotsialno_pedagogicheski_zapuschennyh_detey (дата обращения: 23.01.2021).


2. Психологические особенности трудного школьника и работа с ним. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.yurii.ru/ref10/particle-256504.php#_ftn1 (дата обращения: 23.01.2021).

3. Прусаков Илья Владимирович. Как найти ключик к трудному ребёнку? [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.prodlenka.org/stati-obr/obobschenie-opyta/1115-kak-najti-kljuchik-k-trudnomu-rebjonku (дата обращения: 23.01.2021).

4. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В. Г. Панова. — М: «Большая Российская Энциклопедия», 1993. - С. 114-115. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://pedagogicheskaya.academic.ru/3045/ТРУДНЫЕ_ДЕТИ (дата обращения: 23.01.2021).

5. Ракова Л.А. Работа с «трудными» учащимися. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://nsportal.ru/vuz/ekonomicheskie-nauki/library/2015/06/10/doklad-po-teme-rabota-s-trudnymi-uchashchimisya (дата обращения: 23.01.2021).

6. Трудные учащиеся и работа учителя географии с ними. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://infourok.ru/trudnie-uchaschiesya-i-rabota-uchitelya-geografii-s-nimi-633964.html (дата обращения: 23.01.2021).


Комментариев нет:

Отправить комментарий

                                                                          Группа 406 Дифференцированного зачета по общеобразовательной дис...