24.11.2021
Группа 405
Предмет: Обществознание
Тема: Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры.
Тема урока : Уровни и структура мировоззрения.
Цель урока : изучить данную тему, составить конспект урока. Подготовить доклад.
Мировоззрение — это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ:
I этап — мироощущение — чувственный, эмоциональный, «лоскутный» образ мира.
II этап — мировосприятие — преимущественно чувственный, соединённый образ мира.
На основе этих этапов формируется образ мира, полученный в результате его чувственного восприятия.
III этап — миропонимание — характеризует познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения и основывается на рациональном объяснении мира.
На основе этого этапа формируется представление о мире на основе его рационального объяснения.
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ:
стихийное — на основе обыденного опыта, под влиянием окружающей жизни;
осознанное — посредством целенаправленной рациональной деятельности, направленной на понимание окружающего мира.
ОСОБЕННОСТИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ:
Всегда исторично, т. е. тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живёт общество.
Формируется постепенно (как стихийно, так и осознанно) и подвержено изменениям в течение всей жизни человека.
Всегда связано с убеждением — устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.
Определяет общую направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.
Сказывается на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.
В нем могут проявляться:
догматизм (от гр. dogma — мнение) — форма мышления и действия, характеризующаяся косностью, «мёртвостью», неподвижностью, стремлением к авторитарности;
скептицизм (от гр. skepsis — рассматривающий, исследующий) — философское направление, использующее сомнение в познавательных возможностях мышления;
разумный критицизм.
Носителями мировоззрения могут выступать как отдельный человек, так и группа людей или даже человечество на том или ином этапе своего развития (например, средневековое мировоззрение).
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Хотя типы мировоззрения взаимосвязаны между собой, они тем не менее отличаются друг от друга спецификой своего формирования и содержанием.
Основания для классификации | Основные виды мировоззрения | Основные приоритеты |
Мировоззренческая основа | Теоцентризм (от гр. teos — бог) | Приоритет отдается Богу |
Природоцентризм | Приоритет отдается природе | |
Антропоцентризм (от гр. antropos — человек) | Приоритет отдается человеку | |
Социоцентризм | Приоритет отдается обществу | |
Знаниецентризм (наукоцентризм) | Приоритет отдается знаниям, науке | |
Вектор направленности | Прогрессивное | Приоритет перехода от более низких форм развития к высшим, движение вперёд, изменения к лучшему |
Реакционное (регрессивное) | Приоритет перехода от более высоких форм развития к низшим, движение назад, изменения к худшему | |
Революционное | Приоритет нового, обоснование необходимости преобразования наличного бытия. | |
Консервативное | Приоритет сохранения существующего положения. | |
Оптимистическое | Приоритет позитивного начала, уверенность в будущем. | |
Пессимистическое | Приоритет негативного начала, настроения безысходности, неверия в будущее. | |
Способ отражения действительности | Обыденное (житейское) | Порождение повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей. |
Религиозное | Признание сверхъестественного начала, поддержание в людях надежды на получение ими того, чего они лишены в своей жизни. Основа — религиозные учения (христианство, ислам, буддизм и др.). | |
Философское (от гр. filo — люблю, sofia — мудрость) | Теоретическое обоснование содержания и способов достижения обобщенных знаний о действительности, установление норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей. | |
Научное | Теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания. |
Роль мировоззрения в жизни человека:
даёт человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности;
позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности;
создаёт возможность определять истинные ценности жизни и культуры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий