понедельник, 8 ноября 2021 г.

                                                                             08.11.2021

                                                                            Группа 405 

Предмет: Обществознание 

Тема: Наука и образование современного мира. 

Тема урока: Система образования России. 

Цель урока: изучить данную тему, составить конспект,  ответить на вопросы письменно. 

  Образование

Образование составляет важный и необходимый институт об­щества. Оно имеет целью передачу накопленных знаний и опыта молодому поколению. Если бы образования не существовало, каж­дому новому поколению пришлось бы заново приобретать те зна­ния, которые уже были получены их предками.

Образование это процесс целенаправленного воздействия обучающего на обучаемого с целью привития последнему новых для него знаний.

Образование немыслимо без воспитания. В процессе обучения ученик приобретает не только новые знания, но и принятые в данном обществе образцы поведения, образ мыслей, основы миро­воззрения.

В процессе образования происходит развитие человека, закла­дываются основы формирования личности. Обучаемый не только усваивает новый учебный материал, но и анализирует его, делает выводы, обменивается ими со своими товарищами, отстаивает свою точку зрения.

Образование как институт общества возникло в глубокой древ­ности. В первобытном обществе знания передавались устно из поколения в поколение. Старшие члены рода показывали моло­дым приемы охоты, изготовления орудий труда, делились практи­ческим опытом. С появлением письменности знания стали фикси­роваться на материальных носителях — глиняных и восковых табличках, папирусе, пергаменте, бумаге.

С возникновением классового общества образование вышло за рамки семейно-родовых отношений и стало предметом заботы госу­дарства. Известно, что уже в древних государствах, таких как Еги­пет, Ассирия, Вавилон, существовали школы, где учили чиновни­ков. Действительно, для того чтобы управлять людьми, нужно об­ладать определенными знаниями. Дальнейшее развитие образова­ние получило в периоды расцвета Древней Греции и Древнего Рима. Там сложились своеобразные системы образования, состоявшие из нескольких ступеней, на каждой из которых изучались определен­ные предметы. В любой системе образования обязательно обучение чтению, письму, счету. Но в период Античности высоко ценилось знание искусств, а также ораторские способности. Поэтому среди изучаемых предметов важное место занимала риторика — искус­ство полемики, необходимое для успешной политической карьеры.

На Руси первые школы были созданы при Владимире Свято­славовиче и Ярославе Мудром. В них учились дети бояр и дру­жинников. В дальнейшем центрами образования стали монасты­ри. Образование в монастырях строилось на религиозной почве с обучением основам веры, чтению псалмов и пению в хоре.

В 1687 г. открылось первое в России высшее учебное заведе­ние — Славяно-греко-латинская академия. В правление Петра I образование приобрело светский характер, появилось много учеб­ных заведений, готовивших специалистов в различных областях государственного управления.

В послепетровскую эпоху образование в России продолжало развиваться. В 1755 г. был открыт Московский университет (рис. 17). Однако учебных заведений не хватало, и дворяне нани­мали учителей и учили своих детей дома.

Подлинный прорыв в образовании приходится на время прав ления Александра I. При нем было создано четыре новых универ­ситета, появились первые лицеи — закрытые учебные заведения для дворян, оформилась единая система учебных заведений всех уровней — церковноприходских школ, уездных училищ, губерн­ских гимназий и университетов.

Школьный устав 1864 г. разрешил открывать учебные заведения земствам, городским думам, коммерческим организациям и частным



 

лицам. С этого времени число школ стало быстро увеличиваться. В начале XX в. правительство поставило задачу общедоступного на­чального образования. Однако Первая мировая война и последовав шая затем революция не позволили завершить это начинание.

В советский период в нашей стране проводилось много реформ в области народного образования. Основными достижениями нужно (читать введение обязательного среднего образования и возмож пость для каждого получить высшее образование. Система совет ского образования по качеству и объему получаемых знаний, уме­ний и навыков была признана одной из лучших в мире.

В статье 43 Конституции РФ провозглашается право каждого па получение образования, гарантируются бесплатное дошколь­ное и среднее образование и право бесплатного получения высше го образования в государственных и муниципальных образова тельных учреждениях.

В Российской Федерации в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 устанавливаются сле­дующие образовательные уровни:

1)    основное общее образование;

2)    среднее (полное) общее образование;

3)    начальное профессиональное образование;

1) среднее профессиональное образование;

5) высшее профессиональное образование;

6) послевузовское профессиональное образование.

После завершения курса обучения каждого уровня выпускни­кам выдается документ об окончании учебного заведения. Тем лицам, которые не завершили образование какого-либо уровня, выдается справка установленного образца.

Каждое образовательное учреждение имеет свой устав, в кото­ром зафиксированы нрава и обязанности обучающихся. Для детей и подростков с отклонениями в развитии создаются специальные (коррекционные) школы или классы. Подростки с девиантным (отклоняющимся от норм) поведением по решению суда направ­ляются в специальные учебно воспитательные учреждения, обес­печивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональну ю 11 од готовку.

Учебные заведения в современной России деполитизированы. В них не могут создаваться и функционировать никакие обще­ственные организации и политические партии.

Все участники учебного процесса — учащиеся, учителя, адми­нистрация учебного заведения — имеют взаимные права и обязан­ности. Ученики имеют право получать знания в соответствии с образовательным стандартом. В то же время они обязаны соблю­дать учебную дисциплину, выполнять задания, которые дает учи­тель. Учащийся имеет право на перевод из одного учебного заве­дения в другое. Учитель имеет право требовать от ученика выпол­нения предусмотренных программой образовательных норм и со­блюдения учебной дисциплины. Учитель обязан давать учащимся предусмотренный стандартом минимум знаний, поддерживать дис­циплину, уважать личность ученика.

Каждый гражданин Российской Федерации имеет право после получения среднего общего и среднего профессионального обра­зования поступить в высшее учебное заведение. При этом особое внимание следует обратить на выбор вуза. В современной России существуют государственные, муниципальные и негосударствен­ные вузы. Частные вузы создаются общественными, политически­ми, религиозными организациями, частными лицами и т.д. Среди них выделяют учебные заведения, имеющие государственную ак­кредитацию, и неаккредитованные.

Дипломы, которые выдают неаккредитованные вузы, имеют законную силу, но у специалистов с такими документами могут возникнуть проблемы при поступлении в аспирантуру или уст­ройстве на работу.

Студенты государственных, муниципальных вузов, обучаясь на дневном отделении, получают стипендию, материальную помощь. Они имеют льготы на оплату проезда в общественном транспорте, на про живание в общежитии и пр. Молодым людям призывного возраста


предоставляется право на отсрочку от службы в армии. Статус сту­дента негосударственного вуза, имеющего государственную аккре­дитацию, приравнивается к статусу студента государственного вуза, за исключением права на получение государственной стипендии. ( статус студента негосударственного вуза, не имеющего государствен­ной аккредитации, определяется уставом вуза. Аккредитованные вузы имеют право выдавать дипломы государственного образца.

Если студент оканчивает вуз, не имеющий государственной аккредитации, у него есть возможность получить диплом государ­ственного образца, если у выбранного им учебного заведения есть договор с аккредитованным вузом, в соответствии с которым можно сдать экзамены экстерном.

Обучение в вузах, кроме основной задачи дать полноценное профессиональное образование, направлено на решение следую­щих задач:

— формирование грамотного научного языка, что составляет важный компонент культуры будущего специалиста;

— развитие речи, логического мышления и творческих способ­ностей студентов;

— закрепление навыков исследовательской деятельности, ко­торые очень важны для самосовершенствования, необходи­мого в профессиональной деятельности.

Высшие учебные заведения в нашей стране представлены уни­верситетами, академиями и институтами. В университетах суще­ствует несколько факультетов, отделений, институтов, которые го- говят специалистов разных специальностей. Университеты имеют солидную научную базу, на основе которой проводятся научные исследования. Академии готовят специалистов в конкретной облас- 1н науки, техники, культуры. Институт может выступать как са­мостоятельное учебное заведение или часть университета, академии.

Законом предусмотрено право российских студентов получать высшее профессиональное образование постепенно. Первый уро­вень это неполное высшее образование. Каждый обучаемый после первых двух лет учебы, успешно сдав все экзамены в вузе, может получить диплом, подтверждающий этот уровень. Затем, если он решит продолжить учебу, то может поступить на следую­щий курс в любой вуз данного профиля.

Государственные вузы осуществляют подготовку студентов по давно сложившейся в нашей стране системе. Обучение на очном отделении длится пять лет, после чего в случае успешной сдачи Государственных аттестационных экзаменов и защиты дипломной работы студент получает определенную специальность (квалифи­кация «специалист»).


Сейчас во многих вузах вводится система обучения, широко распространенная на Западе. В ней базовым уровнем высшего профессионального образования выступает     < . Студен­

ты очного отделения учатся четыре года и получают квалифика­цию «бакалавр», дающую ее обладателю при поступлении на ра­боту право на занятие должности, для которой квалификацион­ными требованиями предусмотрено высшее профессиональное об­разование. Второй уровень этой системы — получение квалифи­кации «специалист», соответствующей квалификации российских государственных вузов. Третий уровень называется

. Он обеспечивает более углубленную профессиональную под­готовку специалистов с квалификацией «магистр».

Послевузовское образование включает аспирантуру и докто- , посте окончания которых в случае защиты диссертации присваивается ученая степень соответственно кандидата и докто­ра наук.

В настоящее время высшие учебные заведения имеют право са- мостоя тельно определять учебные программы; главное, чтобы они соответствовали обязательному минимуму знаний, утвержденному Министерством образования и науки РФ. Также вузы сами могут определять систему и характер обучения. Преподавание многих учебных дисциплин в вузах России в большинстве случаев ведется в режиме традиционной системы обучения, предполагающей че­редование лекционных и семинарских занятий в сочетании с за­четной и экзаменационной формами контроля знаний и умений студентов. При этом в ряде вузов успешно практикуется дистанци­онная форма обучения, хорошо зарекомендовавшая себя на Западе.

Дистанционная система обучения значительно отличается от традиционной и предоставляет студенту достаточную свободу при изучении материала. При этом необходимо создание таких усло­вий образовательного процесса, при которых студент смог бы в полной мере реализовать свои способности.

В ходе обучения студент должен научиться:

— самостоятельно осваивать знания, применяя их в конкрет­ных учебных ситуациях;

— проводить самооценку своей деятельности, выявляя неисполь­зованные интеллектуальные познавательные возможности;

— корректировать самоорганизацию процесса приобретения знаний для достижения максимального результата самостоя­тельной познавательной деятельности.

Таким образом, студент в условиях дистанционного обучения выступает не только как объект педагогического воздействия, но


Подпись: Юз

3.6. Образование

п как активный субъект познания, способный целенаправленно выявлять и реализовывать свой творческий потенциал, самостоя гельно выбирать способы использования средств познания, актив­но взаимодействовать с товарищами по учебной группе на ауди­торных занятиях. При этом меняется роль преподавателя в учеб­ном процессе. Он выступает в качестве консультанта-ведущего, задача которого — направлять работу студента в нужное русло.

Основа дистанционного способа получения образования — чодульный пришит обучения по юнитам курса (разделам учеб­ной дисциплины). Модульный подход в организации обучения позволяет реализовать концепцию направляемого и контролируе­мого образования. В данном случае модулем называется часть учебной программы, предназначенная для индивидуального изу чения. Применение модулей в учебном процессе возможно н при традиционной системе обучения. В этом случае модульный под ход в организации обучения наиболее1 полно реализуется в про цессе подготовки и проведения семинарских занятий. При дистан­ционном обучении на основе модульной системы строится полная учебная программа. Содержание каждого модуля должно быть составлено так, чтобы студент мот четко представлять, какой объем теоретического материала он должен усвоить в результате изуче пня модуля, как он будет приобретать необходимые знания, а так же отчитываться об усвоении этих знаний.

В зависимости от составляющих компонентов различают два типа модулей'. Первый представляет собой модуль, весь материал кото­рого изложен в одном печатном издании (брошюре), включающем в себя выдержки из разнообразной учебной литературы. При этом студенту не нужно привлекать дополнительную литературу, так как под одной обложкой он найдет всю необходимую информацию. Этот тип модуля удобен в том случае, когда библиотеки институтов не содержат полного набора учебной литературы. Недостаток такого модуля — узость информационного пространства и затруднитель­ность полной реализации индивидуальных качеств студента.

Второй тип модуля включает в себя различные источники ин­формации (учебную литературу, аудио- и видеоматериалы, ком пьютерные программы и т.д.), что позволяет разнообразить учеб ные занятия и вместе с тем требует от студента большей самостоя- гельностй, самодисциплины, умения работать с источниками.

Степень эффективности обучения студентов во многом зависит on его организации и адаптации к психологическим особенностям будущих специалистов. Эти задачи можно решить в рамках и тра диционной, п дистанционной системы обучения. Большую роль в обоих случаях играют деятельность преподавателя как организа­


тора учебного процесса, его способность мобилизовать скрытые возможности каждого студента, привить ему навыки самооргани­зации, дифференцировать требования к каждому студенту в зави­симости от его индивидуальных особенностей.

Технологию учебного процесса в традиционной и дистанцион­ной системах обучения можно представить в следующем виде.

Традиционная система обучения:

— лекция;

— семинар (различные формы учебных занятий);

— текущий контроль (тест, аудиторная контрольная работа);

— итоговый контроль (зачет, экзамен).

Дистанционная система обучения:

— изучение учебно-методического пособия;

— лекция-консультация;

— выполнение домашнего задания;

— семинар;

— тест.

Следует отметить, что схема технологии традиционной системы обучения отражает процесс изучения всего курса учебной дисцип­лины, тогда как в схеме дистанционной системы рассматривается структура только одного модуля. Из их совокупности состоит курс учебной дисциплины, после изучения которого, так же как и в тра­диционной системе, проводится итоговый контроль (экзамен).

Приведенные схемы учебного процесса двух систем обучения позволяют говорить о различиях в поэтапности овладения теоре­тическими знаниями.

Основные этапы овладения знаниями при традиционной си­стеме обучения:

— прослушивание и конспектирование лекции;

— самостоятельная подготовка к семинарскому занятию: рабо­та с лекционным материалом, учебниками и дополнитель­ной литературой;

— работа на семинарском занятии, в ходе которого происхо­дит углубление и закрепление полученных знаний;

— промежуточный контроль: тест или контрольная работа по пройденной теме.

Основные этапы овладения знаниями при дистанционной си­стеме обучения:

— приобретение базовых теоретических знаний: чтение текста учебного пособия и дополнительной литературы;


3.6. Образование

Подпись: 111— встреча с преподавателем (тьютором) на обзорной лекции- консультации, в ходе которой снимаются неясные вопросы, формулируются учебные цели, определяются ориентиры на выполнение домашнего задания и тестового контроля;

— самостоятельная работа студента по изучению теоретическо­го материала, выполнение домашнего задания;

— работа студента на семинарском занятии;

— тестирование, представляющее собой контроль усвоения материала данного модуля.

Рассмотренные системы обучения не всегда существуют в чис­том виде. Чаще всего они комбинируются. Поэтому абитуриент, поступая в вуз, должен уточнить, по какой методике проходит обучение, и выбрать ту, которая ему больше подходит.



Кроме того, каждый поступающий в вуз должен понимать, что каким бы престижным он ни был, обучение не будет эффективным, если не прикладывать собственных усилий. Нужно не только при­сутствовать на занятиях, но и обучаться во внеучебное время, зани­маться самообразованием, стремиться к самореализации и творче­ству. А эти качества надо воспитывать в себе со школьной скамьи.

Ответить на вопросы письменно: 

        1.  Почему образование выступает одним из важнейших институтов общества?

2.    В чем состоит взаимосвязь образования и воспитания?

3.     Расскажите об историческом развитии образования.

4.    Какие уровни образования существуют в современной России?


Комментариев нет:

Отправить комментарий

                                                                          Группа 406 Дифференцированного зачета по общеобразовательной дис...