Группа 406
Предмет: Обществознание
Тема: Природа человека врождённые и приобретенные качества.
Тема урока: Уровни и формы познания.
Цель урока: изучить данную тему, составить конспект урока
Познание имеет два уровня (две стороны), ступени — чувственное познание и рациональное познание.
Чувственное познание — познание, которое осуществляется органами чувств человека.
Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Формы чувственного познания:
- Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. С помощью этих органов человек ощущает отдельные свойства предмета — форму, цвет, запах и т. п.
- Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств. Восприятие служит также основной формой формирования представлений.
- Представление — чувственно-наглядный, обобщённый образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств. Проще говоря — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.
Чувственное познание всегда субъективно, но именно этот уровень познания осуществляет связь человека с внешним миром.
Интуиция — вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины без опоры на логические обоснования и доказательства.
Основные признаки: внезапность, частичная осознанность, непосредственный характер возникновения знания.
Рациональное познание — познание, осуществляемое разумом (от лат. ratio — разум, рассудок).
Рациональное познание, присущее только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.
Основные механизмы (мыслительные операции) рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.
Формы рационального познания:
- Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные свойства объекта. Понятия, выраженные в речи отдельным словом, связываются между собой и образуют суждение.
- Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо об объекте.
- Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.
Пример логического умозаключения: если a>b, а b>c, то a>c.
Разновидности умозаключений:
- Индуктивное умозаключение — от частного к общему.
- Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.
- Получаемое по аналогии.
- Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.
Комментариев нет:
Отправить комментарий