четверг, 14 октября 2021 г.

 Группа 406 

Предмет: Обществознание 

Тема: Природа человека врождённые и приобретенные качества. 

Тема урока: Уровни и формы познания. 

Цель урока: изучить данную тему, составить конспект урока 

Познание имеет два уровня (две стороны), ступени — чувственное познание и рациональное познание.

Чувственное познание — познание, которое осуществляется органами чувств человека.

Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

Формы чувственного познания:

  1. Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. С помощью этих органов человек ощущает отдельные свойства предмета — форму, цвет, запах и т. п.
  2. Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств. Восприятие служит также основной формой формирования представлений.
  3. Представление — чувственно-наглядный, обобщённый образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств. Проще говоря — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.

Чувственное познание всегда субъективно, но именно этот уровень познания осуществляет связь человека с внешним миром.

Интуиция — вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины без опоры на логические обоснования и доказательства.

Основные признаки: внезапность, частичная осознанность, непосредственный характер возникновения знания.

Рациональное познание — познание, осуществляемое разумом (от лат. ratio — разум, рассудок).

Рациональное познание, присущее только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.

Основные механизмы (мыслительные операции) рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.

Формы рационального познания:

  1. Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные свойства объекта. Понятия, выраженные в речи отдельным словом, связываются между собой и образуют суждение.
  2. Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо об объекте. 
  3. Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения. 

Пример логического умозаключения: если a>b, а b>c, то a>c.

Разновидности умозаключений:

  1. Индуктивное умозаключение — от частного к общему.
  2. Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.
  3. Получаемое по аналогии.
  4. Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.
Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и всё же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счёте опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества. 

Виды и формы знаний
Знание — результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.

Виды знаний:

Житейское — носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию.
Научное — понимание действительности в её прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлечённых понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.).
Практическое — овладение вещами, преобразование мира.
Художественное — целостное отображение мира и человека в нём. Строится на образе, а не на понятии.
Рациональное — отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением.
Иррациональное — не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки.
Личностное — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

                                                                          Группа 406 Дифференцированного зачета по общеобразовательной дис...