понедельник, 18 октября 2021 г.

                                                                    Группа 405 

Предмет: Обществознание 

Тема: Природа человека врожденные и приобритённые качества. 

Тема урока: Наука как социальный институт.

Цель урока: изучить данную тему, составить конспект урока. 


Наука — это вид деятельности, целью которой является познание мира, получение новых знаний и их рациональ­ное осмысление.

Паука возникла исторически позже других видов человеческой деятельности. Ее появление было обусловлено расслоением обще ства и выделением умственного труда в особую сферу деятельно­сти человека. Кроме того, накопление практических знаний неиз бежно должно было привести к их осмыслению.

Первые научные знания зародились еще в ранних обществах. Так, в Древнем Египте на основе знаний об анатомическом строе нии человеческого тела, накопленных в результате практики муми­фикации, получила развитие медицина. Строительство пирамид и других масштабных сооружений способствовало получению знаний по механике. Развитие мореплавания у разных народов привело к расширению знаний по астрономии. С развитием научно-техниче­ского прогресса стали совершенствоваться технические науки, свя­занные с промышленным производством. В Новое время возрос интерес к человеку как к особому существу. Появились науки, изу чающие психику и психологию человека, проблемы его отношений с другими людьми. Возник интерес к истории, праву. Расширению научных знаний в XIX XX вв. способствовало распространение общедоступного образования. Наука из привилегированного заня тия немногих превратилась в область деятельности, которой может заниматься любой человек, имеющий определенную базу знаний.

Наука отличается от обыденного познания тем, что имеет осо­бый объект изучения, особый язык, особые методы и орудия ис­


следовательской деятельности, особые цели, обусловленные поис­ком истины.

Наука выполняет ряд функций:

1)     теоретико-познавательную.          Она связана с поиском новых

знаний, их теоретическим осмыслением и систематизацией, достижением истины;

2)     культурно-мировоззренческую.          Наука — это часть культу­

ры. По уровню развития науки можно судить о развитии общества. Наука формирует особый тип мировоззрения, от­личающийся от мировоззрения обыденного и религиозного;

3)   производительную. В доиндустриальный период результа­ты научных исследований мало применялись на практике. С развитием промышленности научные знания все больше стали внедряться в производство. Так, если в XVIII XIX вв. от момента какого-либо открытия до момента его практиче ского применения проходил не один десяток лет, то в XX в. этот разрыв стал стремительно сокращаться. В настоящее время изобретения практически сразу внедряются в произ­водство;

4)   гуманистическую. Наука направлена на решение не только задач производства, но и социальных проблем. Результаты научных исследований должны приносить пользу конкрет­ным людям и всему человечеству в целом. В настоящее вре­мя, когда усиливается процесс глобализации, значение этой функции науки выходит за рамки каждой отдельной стра ны. Сейчас наука призвана способствовать решению глобаль ных проблем современности;

5)   творческую. Наука — это творческая деятельность. Ученый выступает творцом результатов научного познания. При атом он может использовать совершенно новые приемы исследова ния, нестандартные пути решения поставленных задач.

Ранее наука была уделом немногих. Ученый имел небольшое количество учеников, которым передавал свои знания и опыт. С по явлением учебных заведений научные знания стали доступны бо­лее широким слоям общества. В настоящее время начальное звено научно-исследовательской деятельности — это высшие учебные заведения (вузы). В них студенты иод руководством преподавате лей не только учатся, но и приобретают навыки научного позна ния. Результаты научных исследований студентов обсуждаются на студенческих научных конференциях. Лучшие работы выстав­ляются на межвузовские, региональные и общероссийские кон­курсы.

Вузы являются и центрами научно-исследовательской деятель­ности профессорско преподавательского состава. Каждый вуз про­водит ежегодные научные конференции по итогам научной работы преподавателей и аспирантов. При многих вузах действуют ученые советы, рассматривающие результаты научной деятельности.

В России имеются специализированные научно-исследователь­ские институты (НИИ), где ученые осуществляют исключительно научную деятельность. Они проводят фундаментальные исследо­вания по получению новых научных знаний и занимаются при кладной наукой, т.е. применяют фундаментальные знания к кон­кретным задачам практической деятельности.

Многие вузы и НИИ России становятся организаторами всероссий­ских и международных конференций, на которых ученые делятся опы том, результатами своей научной работы, ведут дискуссии по ключевым проблемам исследовательской деятельности. Каждая конференция про­водится по определенной тематике, сформулированной в ее названии. Конференция открывается пленарным заседанием, на котором обознача ются цели конференции, ставятся задачи в рамках соответствующей те матики. Затем проводятся заседания секций, на которые выносятся бо­лее конкретные вопросы, связанные с тематикой конференции. На сек­ционных заседаниях заслушиваются доклады участников, проходит их обсуждение, а в конце подводятся итоги работы. Конференция заканчи­вается итоговым пленарным заседанием, обобщающим результаты рабо­ты секций. По итогам конференции издаются тезисы докладов.

Главным органом научной деятельности России стала России екая академия наук (РАН). Она ведет спою историю от Академии наук Петра I, основанной в 1725 г. В ее состав входят исследова­тельские институты по отраслям научных знаний. Российская ака­демия наук имеет региональные отделения и научные центры в разных частях страны.

Несомненно, заниматься научными исследованиями можно не­зависимо от полученного образования. Но чаще всего человек, решивший профессионально заниматься научной работой, стре­мится получить послевузовское образование в аспирантуре и за­щитить диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук. Следующая ступень — учеба в докторантуре и защита диссерта­ции на соискание ученой степени доктора наук. Кандидату наук при условии, что он занимается научно педагогической деятель­ностью и имеет определенное количество научных и учебно-мето­дических публикаций, может быть присвоено ученое звание до­цента, а доктору наук на тех же условиях и при наличии научного руководства аспирантами — ученое звание профессора.

В XX в. усилился процесс дифференциации наук. В рамках «старых» наук появлялись знания, которые сначала обосаблива­лись в отдельные области внутри базовой науки, а затем выделя- 1ись в новую науку со своим предметом изучения. Современная паука подразделяется на отдельные дисциплины, представляющие собой различные области знания. Наука в целом — это сложная I шлема, отдельные части которой взаимодействуют между собой, порождая новые подсистемы. Чем дальше развивается наука, тем полыпе отраслевых наук выделяется из ранее единых научных дис­циплин (рис. 12).

В настоящее время выделяют гуманитарные, естественные и технические науки. Гуманитарные науки изучают человека, об­щество, взаимоотношения людей, социальных групп в различных областях жизни общества. К ним относятся социология, психоло 111я, этнография, философия, история, экономика, политология и т.д. Естественные науки исследуют явления материального мира. В число таких наук входят физика, химия, биология, мате матика, астрономия и др. Технические науки непосредственно об­служивают практическую деятельность, создавая основу для со­вершенствования процесса производства. Это материаловедение, электроника, информатика и др.

Из числа гуманитарных наук можно выделить те, которые изу­чают человека, и те, которые изучают общество. Многие науки


1'ие. 12. Ученый в лаборатории

рассматривают человека как высшую ступень развития живых организмов на Земле, как субъекта общественно-исторической деятельности и культуры. В противоположность другим живым существам человек представляет продукт собственной материаль­ной и духовной деятельности.

В социологии человек изучается как представитель общества, народа, социального слоя или класса, социальной группы. В пси­хологии он рассматривается как индивид, обладающий своеобраз­ными психофизическими особенностями, устойчивостью психиче­ских процессов и свойств, активностью в реализации этих свойств применительно к конкретной ситуации.

Кроме социологии и психологии человека изучают и другие гуманитарные науки: философия, антропология, педагогика. Про­блема человека — это одно из главных звеньев, соединяющих все отрасли научных знаний. Каждая из названных наук рассматри­вает человека по-своему. Так, философия подходит к этой про­блеме в широком историко-теоретическом плане. Она исследует смысл жизни, сущность человека, общие закономерности его раз­вития как биологического и социального существа.                                                                                                                          трополоА

гия изучает происхождение и становление физического типа че­ловека, его эволюционное развитие, образование и развитие че­ловеческих рас. Близость антропологического и социологическо­го подходов к человеку проявилась в образовании социальной антропологии — раздела социологии, объектом изучения кото­рого служат примитивные и традиционные системы. Социальная психология, так же как и социология, изучает человека и его со­общества, но при этом решает ряд только ей присущих проблем. Например, каким образом человек становится личностью, как он может реализовать свои личностные качества, вопросы межлич­ностного общения и взаимодействия. Педагогика рассматривает вопросы воздействия на человека в процессе воспитания и обра зования.

Наук, изучающих общество, тоже довольно много. Их часто так и называют — общественные науки. Социология кроме во­просов формирования личности изучает ее взаимодействие с дру­гими людьми в рамках больших и малых групп, общества в це­лом. Экономика рассматривает производство, обмен, распреде­ление, потребление товаров и услуг, поведение людей в сфере экономических отношений, проблемы влияния государства на эко­номику. Политология изучает политическую систему общества, особенности власти, устройство и функции государства. Юрис­пруденция занимается юридическими правилами поведения, про­блемами правомерного поведения, правонарушений и наказаний


за них. Культурология изучает мир искусства. История иссле­дует процесс исторического развития человечества и отдельных народов.

В науке взаимоотношения между ее субъектами строятся на основе определенной системы этических норм, определяющих, что допустимо, а что непозволительно для ученого. Эти нормы разви­ваются вместе с наукой, постоянно пополняясь.

Нормы научной этики включают:

1)   общечеловеческие моральные требования и запреты (запрет на фальсификацию, намеренное искажение, незаконное при­своение чужих научных результатов);

2)   специфические, характерные этические нормы науки — преж­де всего это бескорыстный поиск и отстаивание истины; в истории науки есть немало примеров подвижничества уче­ных, которые не отреклись от своих убеждений даже под угрозой смерти.

Иногда бывает трудно сразу определить истинность получен­ного знания. Поэтому нормы научной этики требуют, чтобы зна­ние было новым, логичным и экспериментально обоснованным. Чтобы соблюсти эти правила и не впасть в заблуждение, ученый должен постоянно повышать уровень своих знаний, следить за достижениями своих коллег, приводить четкие доказательства в защиту своих выводов.

Английский социолог Р. Мертон выделил ряд ценностей, на которых основаны нормы науки:

— универсализм. Изучаемые наукой явления не зависят от качеств исследователя, поэтому научные результаты, полу­ченные известным ученым, должны быть так же доскональ­но проверены, как и результаты исследований молодого уче ного;

— общность. Научное знание должно становиться общим дос­тоянием, которым никто не вправе владеть монопольно. Это достигается путем публикаций, обнародования результатов исследования;

— бескорыстность. Целью деятельности ученого должен быть поиск истины. Слава и вознаграждение рассматриваются не как стимул научной деятельности, а как следствия научных достижений;

— организованный скептицизм. В науке нельзя слепо дове­ряться авторитету предшественников, насколько бы высо­ким он Ни был. Нужно уважать труд ученых прошлого и своих коллег-современников и в то же время критически

Тем не менее при применении теории в каж­дом конкретном случае новые данные должны быть включены в конте кст доказательств.

Научное познание отличается от обыденного еще и методами познавательной деятельности. Обыденное познание основано на чувственном восприятии и рациональном осмыслении уже суще­ствующего объекта. В научном познании нередко необходимо сна чала обнаружить сам объект познания, например: небесное тело - в астрономии, атом — в физике и т.д. Изучаемый объект выделя­ется из совокупности других элементов природы и исследуется с помощью специальных приемов и методов. Метод — это способ решения познавательных задач. Применение к предмету исследо­вания конкретных приемов и методов научного познания носит название методология. Этим термином также определяется на­ука, изучающая методы научного познания.

В отличие от обыденного научное познание предъявляет опре­деленные требования и к субъектам познавательной деятельно­сти. Для занятия наукой необходимы специальная подготовка, на­личие базовых знаний и навыков, владение специальными сред­ствами исследования. Чтобы заниматься какой либо наукой, сле­дует получить соответствующее образование в высшем учебном заведении. Субъект научного познания должен четко понимать, что он исследует, как это сделать и для чего это нужно, т.е. он должен осознавать цели своей деятельности и знать средства их достижения. Целью любого ученого, в какой бы области науки он ни проводил исследования, служат поиск объективной истины и получение нового знания. Процесс познания может быть плодо­творным только тогда, когда он осуществляется на основе объек­тивных законов развития предмета исследования. В связи с этим основной задачей науки становится выявление таких законов.

Следует отличать научное познание от различных форм внена- учного познания. К ним относятся:

1) мифология — донаучное познание, ставшее предпосылкой возникновения науки;

2) лженаучное познание, использующее в познавательной дея­тельности домыслы и предрассудки;

1)    антинаучное познание, намеренно искажающее действитель­ность;

2)    обыденное познание, включающее повседневный практиче­ский опыт человека.

Результаты научного познания — научные знания                      в боль

шинстве случаев используются на практике. То же можно сказать и о других видах познания. Однако в основе мифологического мышления лежит вымысел, ориентирующий человека на покор­ность силам природы. Лженаучное и антинаучное познание не в силах способствовать достижению положительных результатов прак тической деятельности в силу неистинности. Наконец, знания, по­лученные в результате обыденного познания, находят воплощение в практической деятельности конкретных людей или их групп в отличие от результатов научного познания, которые имеют огром­ное практическое значение для всего человечества. Кроме того, научное познание не персонифицировано. По его результатам нельзя охарактеризовать личность исследователя в отличие от результа­тов обыденного познания или художественного творчества.

В то же время на процесс и результаты научного познания оказывают влияние мировоззрение, политические, религиозные взгляды ученого, его ценностные ориентации, а также факторы внешней социокультурной среды. Так, от позиции исследователя зависит трактовка явлений в исторической, политологической, философской и других гуманитарных науках. Оценка явлений зависит и от общественного строя, политики государства, уровня развития знаний в данную эпоху. Так, гипотезы, по-новому рас­сматривавшие строение Вселенной, встречали негативную реак­цию Церкви, так как расходились с ее доктриной.

Анализ исторического развития науки показывает, что она часто опережает время и результаты научного познания находят приме­нение только в будущем. Это еще раз доказывает значение науки и се роль в развитии научно-технического и социального прогресса.

В структуре научного познания выделяют два уровня: эмпири­ческий и теоретический. Эмпирический уровень связан с чувствен пым познанием, задача которого заключается в получении знаний на основе чувственного опыта. В отличие от стихийного чувствен ною познания эмпирическое является целенаправленным воспри ятием окружающего мира (например, целенаправленный выбор объекта исследования). На теоретическом уровне формулиру­ются принципы, законы, создаются теории, в которых заключает­ся сущность познаваемых объектов. Каждый из этих уровней со­держит набор методов познания.

Любому виду человеческого познания свойственны такие мсто ды, как анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение и т.д. За ними закрепилось название общелогические методы познания.

Анализ - это метод исследования целостного предмета путем рассмотрения составляющих его частей (сторон, признаков, свойств или отношений) с целью их всестороннего изучения.

Синтез — это обобщение, сведение в единое целое данных, полученных путем анализа ранее выделенных частей (сторон, при­знаков, свойств или отношений) предмета.

Анализ и синтез — это наиболее простые и в то же время наи­более универсальные приемы познания.

В процессе исследования ученому часто приходится делать выводы об изучаемом объекте на основе сведений об уже извест­ных объектах. При этом выводы об отдельных явлениях могут строиться на основе общих принципов и наоборот. Такие умо­заключения называются индукцией и дедукцией. Индукция — это такой метод исследования, при котором общий вывод делает ся на основе частных посылок (от частного к общему). Дедук­ция — это метод исследования, посредством которого из общих посылок следует заключение частного характера (от общего к частному).

Одним из общелогических методов познания служит абстра­гирование. Оно заключается в отвлечении от ряда свойств изуча­емого явления с одновременным выделением интересующих ис­следователя свойств. В результате можно сопоставить внешне не­сопоставимые явления, в связи с чем создается основа для объсди- нения их в единый вид (например, класс животных, породы ми­нералов и др.). Такое объединение происходит с учетом общих признаков. В этом случае используется метод обобщения, т.е. выделение общих признаков и свойств.

В ходе процесса познания может выясниться, что свойства изуча­емого объекта совпадают со свойствами уже изученного. В резуль­тате можно сделать вывод о сходстве самих объектов. Такой метод исследования называется аналогия.

Близким по смыслу к аналогии выступает метод моделирова­ния, т.е. создание копии изучаемого объекта для изучения ориги­нала с одной из сторон. Модель может отличаться от оригинала размером, формой и т.д., но должна повторять те свойства объек­та, которые подлежат изучению. Важное свойство модели — это ее удобство для исследования, особенно в том случае, когда изу­чение оригинала по каким-либо причинам затруднительно. Иног­да изучение объекта по его модели диктуется экономическими со­ображениями (она дешевле оригинала). Модели могут быть мате­риальными и идеальными. Первые — это реальные объекты, а вторые     строятся в сознании исследователя и изображаются в

знаковой форме, например в виде математических формул. В на­стоящее время все большее распространение получает компыо гперное моделирование, основанное на использовании специаль­ных программ.

К методам эмпирического научного познания относится на­

- целенаправленное восприятие изучаемых объектов. Это не пассивное созерцание, а активная деятельность, включаю­щая рациональные факторы. Элементами эмпирического позна пня служат сам наблюдатель, объект наблюдения и средства на­блюдения (приборы, технические средства и т.д.). Наблюдение никогда не бывает стихийным. Оно всегда основано на научной идее, гипотезе, предположении.

Наблюдение позволяет проводить сравнение, сопоставляя изу чаемые объекты и явления с уже известными. Также наблюдение 1сено связано с описанием, цель которого — закрепить и передать результаты наблюдения с немощью определенных знаковых средств (схем. рисунков, графиков и цифр). Описание может быть коли чественным и качественным. Количественное описание закрепля­ет данные измерений, т.е. цифровые данные, с помощью которых осуществляется сравнение объектов. При этом необходимо, чтобы единицы измерения совпадали или могли переводиться одна в дру­гую. Качественное описание фиксирует сущность объектов, их качественные характеристики (упругость материалов, теплопро водность и др.).

С наблюдением и сравнением связан метод эксперимента. В этом случае исследователь активно влияет на изучаемый объект, созда­вая специфические условия с целью получения определенных ре

платов. Особенность эксперимента состоит в том, что исследо­ватель может многократно повторять воздействие на предмет. Однако он не может создавать свойства предмета, он может их голько выявлять. Кроме того, в процессе эксперимента часто воз­никают новые проблемы, которые становятся стимулом для даль­нейшего исследования.

К методам теоретического научного познания относится метод , заключающийся в построении абстрактных моде- и'й, раскрывающих сущность явлений. При этом информация об объекте исследования фиксируется знаками, формулами и т.д.

Следующий метод —                                              . Он состоит в выдви

кеппи исходных положений, не требующих доказательств, на ос пове которых строится определенная система выводов. Утвержде пне, доказательства истинности которого не требуется, называет ся   . Такой метод чаще' всего применяется в математпче

ских науках.

Задача научного познания состоит в том, чтобы дать целост­ный образ исследуемого явления. Любое явление действительно­сти можно представить как конкретное переплетение самых раз шчных связей. Теоретическое исследование выделяет эти связи


и отражает их с помощью определенных научных абстракций. Но простой набор таких абстракций еще не дает представления о природе явления, о процессах его функционирования и развития. Для того чтобы создать такое представление, необходимо мыслен­но воспроизвести объект во всей полноте и сложности его связей и отношений. Такой прием исследования называется методом восхо­ждения от абстрактного к конкретному. Применяя его, иссле­дователь вначале находит главную связь изучаемого объекта, а затем, шаг за шагом прослеживая, как она видоизменяется в раз­личных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаи­модействия и таким путем отображает во всей полноте сущность изучаемого объекта.

Особые приемы исследования применяются при построении теоретических знаний о сложных, исторически развивающихся объектах. Такие объекты чаще всего не могут быть воспроизве­дены в опыте. Например, невозможно опытным путем воспро­извести историю возникновения человека, историю какого-либо народа или историю культуры. Научные знания о таких объек­тах получают посредством исторического и логического мето­дов исследования.

В основе сторического метода лежат изучение реальной ис­тории в ее конкретном многообразии, выявление исторических фактов и на этой базе — такое мыслительное воссоздание истори­ческого процесса, при котором раскрывается логика, закономер­ность его развития. Логический метод раскрывает объективную логику истории путем изучения исторического процесса на выс­ших стадиях его развития. Такой подход возможен, потому что на высших стадиях развития история сжато воспроизводит основные черты своей предшествующей эволюции. И в историческом, и в логическом методе предполагается исследование эмпирической базы — реальных исторических фактов. На этой основе выдвига­ются гипотезы, которые трансформируются в теоретическое зна­ние о закономерностях исторического процесса.

Все методы научного познания всегда используются в комп­лексе. Их конкретная комбинация определяется особенностями изучаемого объекта, спецификой исследования. С развитием на­уки развивается и система ее методов, формируются новые при­емы и методы исследовательской деятельности. С развитием ком­пьютеризации заговорили о методах компьютерного анализа, по­строении виртуальных моделей. В связи с этим задача методоло­гии состоит не только в констатации уже известных методов ис следовательской деятельности, но и в выяснении перспектив их развития.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

                                                                          Группа 406 Дифференцированного зачета по общеобразовательной дис...