Группа 305
Предмет : Обществознание
Тема урока: Эволюция и революция.
Планета Земля – наш общий дом, где каждый связан со многими
сотнями и тысячью нитей. Между странами
и регионами неоднократно обострялись противоречия, которые приводили к разрыву
сложившихся отношений. В современном обществе изменился характер связей и
взаимозависимостей. Человечество развивается, укрепляя свою общность, расширяя
связи и контакты. В современном мире значительно усиливаются интеграционные
связи между отдельными людьми, организациями и государствами, растёт
взаимосвязь между ними. Интеграция распространяется на все сферы жизни
общества. В регионах произошла либерализация торговли, т. е. устранение
различных барьеров и ограничений. Международную торговлю стимулирует Всемирная
торговая организация (ВТО). Важным моментом её работы служит то, что
страны-участницы уравнены в правах товаров импортного и отечественного
производства. Немаловажную роль сыграл прогресс электронных средств связи и
коммуникации, в частности появление всемирной паутины — Интернета. Сегодня эти
технологии расширяют возможности мировых финансовых операций между фирмами и
странами, которые находятся далеко на расстоянии друг от друга.
В
условиях интеграции отдельные события, противоречия, конфликты перерастают
региональные (местные) рамки и приобретают общемировой характер. Эти проблемы
человечества взаимосвязаны. Террористический акт в США 11 сентября 2001 г.
заставил человечество по-новому увидеть опасности, грозящие миру. Главной
задачей мирового сообщества стала борьба с международным терроризмом. Это
требует единения всех стран.
Во
все времена мыслители задавались вопросом, куда движется человечество. Можно ли
это движение сравнить с циклическими изменениями в природе: вслед за летом
наступает осень, затем зима, весна и снова лето? И так много тысяч лет. Или,
может быть, жизнь общества подобна жизни живого существа: появившийся на свет
организм взрослеет, становится зрелым, затем стареет и умирает? Зависит ли
направление развития общества от сознательной деятельности людей? Проблема
направленности социальных изменений волновала мыслителей древности и оставалась
всегда дискуссионной. Прогресс науки и техники имеет неоднозначные последствия.
С одной стороны, открытия в области ядерной физики дали возможность получить
новый источник энергии, а с другой - создать мощное атомное оружие.
Использование компьютерной техники расширило возможности творческого труда. Но
повлекло за собой новые болезни, связанные с длительной непрерывной работой у
дисплея: ухудшение зрения, психические нарушения, связанные с дополнительными
психологическими нагрузками. Каков же общий критерий прогресса? Являются ли
изменения, цена которых столь высока, прогрессивными? Можно ли при такой
неоднозначности перемен говорить об общественном прогрессе в целом? Для этого
нужно выяснить, что является общим критерием прогресса, какие изменения в
обществе следует оценивать как прогрессивные, а какие нет. Немецкий философ Ф.
В. Шеллинг (1775—1854) говорил, что решение вопроса об историческом прогрессе
имеет определённые трудности. По его мнению, сторонники и противники веры в
совершенствование человечества полностью запутались в спорах о критериях
прогресса. Одни говорят о прогрессе человечества в области морали, другие — о
прогрессе науки и техники. И Шеллинг считает всё это с исторической точки
зрения регрессом. Он предлагал свой путь решения проблемы. Шеллинг выдвинул
свой универсальный критерий исторического прогресса. Он заключается в создании
в человеческом обществе правового государства. Развитие человеческого общества
всегда прогрессировало. Однако его движение могло на время останавливаться.
Этот процесс в науке называют стагнацией. Сегодня слово «прогресс» приобретает
глубокий, человеческий смысл. Для современного человека на первое место
выходить гуманистические ценности, создание лучших условий. В этом заключается
прогресс современного общества. В качестве гуманистических критериев
выдвигаются следующие показатели прогрессивного развития общества: средняя
продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность, состояние
здоровья, уровень образования, чувство удовлетворённости жизнью, степень
соблюдения прав человека и др.
Общество
может развиваться по пути реформ или революции. Реформы могут охватывать все
сферы общественной жизни. Реформы могут преобразовать не только стороны
социальной жизни, но и изменить общественный строй или тип экономической
системы. Чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в
человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил. Человечность,
признание человека высшей ценностью выражаются понятием «гуманизм». Из всего
это следует, что универсальным критерием социального прогресса является гуманизм,
человеколюбие.
Ответить
на вопросы письменно:
- Различные взгляды на направленность общественного
развития.
- Прогресс и регресс.
- Критерии и противоречивость прогресса.
- Общественное развитие: реформа и революция.
- Гуманизм как универсальный критерий социального
прогресса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий