303 группа
Предмет: Обществознание
Тема: Наука и образование современного Мира. Тема урока: Наука как социальный институт . Цели: изучить материал урока и дать письменный конспект урока.
Понятие «наука» имеет несколько значений. Прежде всего,
наука – система знаний и способы их добывания. Выделяют несколько направлений в системе наук:
естествознание (физика, химия, биология) и обществознание (история, социология,
правоведение, политология). Творческая деятельность, направленная на получение,
обоснование и систематизацию знаний представляет собой процесс приобретения
новых знаний.
Наука
является элементом духовной культуры вместе с искусством, образованием,
религией. Связь у науки с образованием обусловлена тем, что в образовании
вырастают будущие учёные и закладываются основы будущих профессий. Но и
содержание образования обеспечивается наукой.
Наука
является одним из важных социальным институтов и выполняет ряд функций.
Познавательно-прогностическая: связана с приобретением людьми объективных
знаний об окружающем мире и человеке. Исследования учёных и система научных
понятий и выводов дают возможность прогнозировать развитие явлений и исключать
риски.
Культурно-мировоззренческая:
связана с систематизацией знаний и представление их в определённых картинах
мира. Научные представления позволяют различать истинное и ложное, то есть
превращаются в часть мировоззрения. Если мировоззрение человека складывается
только на личном повседневном опыте, он с трудом может считаться культурной
личностью.
Социально-производственная:
связана с технологическим прорывом во второй половине XX века. Сначала были
открыты и изучены наукой атомные реакции, электромагнитные волны; затем всё это
легло в основу технологического развития.
Научные
знания и методы служат средством решения проблем общества: преодоление
экологического кризиса, обеспечение обороноспособности, создание новых
лекарств.
Новую
широкую сферу научно-технической деятельности, теоретических и прикладных
исследований и разработок современные учёные назвали термином «большая наука».
Наука
охватывает всю деятельность человека, все сферы общественной жизни.
В
наука существует дифференциация и интеграция исследований (около 15 тысяч
дисциплин).
Основное
правило этики – «Не навреди!» В этом заключается социальная ответственность
человека науки.
НТП
— одна из главных факторов, приведших к экологическому кризису. Учёные стали
создавать профессиональные и массовые экологические движения, они первыми подняли
проблему гонки вооружений.
Еще
одним важным социальным институтом является образование. Образование -это способ
становления личности путем получения людьми знаний.
Пути получения образования: обучение,
самообразование. Главная функция
образования – социализация личности, выступая каналом социальной мобильности.
Через образование личность может самореализоваться, раскрыть свои способности и
таланты.
Современное
образование имеет ряд черт: 1) информационные технологии стали неотъемлимой
частью образовательного процесса; 2) образование носит непрерывный характер.
Функции образования: экономическая, социальная,
культурная.
В
условиях глобализации происходит сближение национальных систем образования. Во
многих странах высшая школа имеет два уровня подготовки — бакалавриат и
магистратуру. В средней школе на старшей ступени обучение приобретает
профильный характер.
Система
образования РФ включает дошкольное и школьное образование, а также
профессиональное образование.
Ответит на вопросы:
1. Выберите верные суждения о науке
1)
Функция науки связана с выработкой и систематизацией объективных знаний о
действительности.
2)
Отсутствие преемственности в науке обеспечивает её функционирование.
3)
Наука даёт возможность объяснить и предсказать протекающие в природе и обществе
процессы и явления.
4)
Наука представляет собой отрасль духовного производства.
5)
Наука создаёт материальные ценности.
2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен
ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить
на место пропусков.
Люди,
которые сами не занимаются наукой, довольно часто полагают, что _____ (А)
всегда дают абсолютно достоверные положения. Эти люди считают, что научные
работники делают свои ______ (Б) на основе неоспоримых ______ (В) и безупречных
рассуждений и, следовательно, уверенно шагают вперед, причем исключена
возможность ______ (Г) или _______ (Д) назад. Однако состояние современной
науки, так же как и _______ (Е) наук в прошлом, доказывают, что дело обстоит
совершенно не так.
Слова
(словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово
(словосочетание) может быть использовано только один раз.
Список
терминов:
1)
факты 4) выводы 7) возврат
2)
ошибки 5) науки 8) личность
3)
психика 6) контакты 9) история
Комментариев нет:
Отправить комментарий