301 группа
Предмет: Обществознание
Тема: Духовная культура личности и общества. Тема урока: Понятие культуры. Цели: изучить материал урока и дать письменный конспект урока.
Духовная культура и её компоненты
Духовная культура — это совокупность продуктов духовной деятельности
человека. Другое определение — это система знаний и мировоззренческих идей,
присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом.
К компонентам которые относятся к духовной культуре можно
отнести:
·
духовные ценности
(основной элемент в духовной культуре, так как служит эталоном, идеалом,
образцом для подражания);
·
духовная деятельность
(искусство, наука, религия);
·
духовные потребности;
·
духовное потребление
(потребление духовных благ).
Ценности современного
общества
Духовные ценности человека свидетельствуют о его высшем уровне развития, о
личностной зрелости. По своей природе сама духовность является не сколько
структурой, а способом человеческого существования, включающего в себя
ответственность и свободу.
Духовная культура неразрывно связана с нравственность. В рамках
нравственности мы можем выделить следующие ценности:
·
добросовестность;
·
верность;
·
патриотизм;
·
долг;
·
честь;
·
коллективизм;
·
трудолюбие;
·
вежливость;
·
такт.
Социальный институт культуры — это совокупность социальных структур и общественных
учреждений, в рамках которых развивается культура, предназначенные для
упорядочения совместной жизни людей в обществе.
В узком смысле, социальные институты культуры организуют и
регулируют собственно духовную среду деятельности человека – систему
образования, научной работы, художественного творчества, религиозную жизнь, а
также информационные потоки.
В широком, смысле социальные институты культуры выступают как
средства обеспечения эффективности человеко творческой культурной деятельности
во всех сферах жизни общества, включая политические учреждения, экономические,
социальные, военные и другие социальные институты.
Особенности различных
культур . Какие особенности характеризуют различные типы
культуры?
Мир культуры чрезвычайно многообразен. В него входят
экономическая, политическая, научная, религиозная, эстетическая, нравственная,
экологическая и другие виды культуры, отражающие многообразие образа жизни и
форм деятельности человека. В этом многообразии видов культуры обычно различают
материальную и духовную культуру. В обыденном сознании сложилось мнение,
связывающее культуру лишь с духовными ценностями, с произведениями литературы и
искусства, с научными идеями и знаниями. Различного рода технические
достижения, такие, например, как станки-автоматы и технологические линии,
тракторы и комбайны, автомобили и электровозы, воздушные и морские лайнеры,
роботы и робототехнические системы, лазерные установки и компьютерные сети,
радиотелефоны и др., не имеют отношения к культуре? Конечно имеют. Поэтому
вполне оправданно включение в культуру не только духовных, но и материальных
ценностей.
Культура представляет собой целостный системный объект,
обладающий сложной структурой. При этом само бытие культуры выступает как
единый процесс, который можно разделить на две сферы: материальную и духовную
вне зависимости от типа культуры.
Материальная культура — совокупность вещественно-энергетических средств бытия
человека и общества. Она включает разнообразные факторы: орудия труда, активную
и пассивную технику, физическую ("телесную") культуру индивида и
населения, благосостояние человека и общества и т. д.
Духовная культура — многослойное образование, включающее в себя
познавательную, нравственную, художественную, правовую и др. культуры; это
совокупность нематериальных элементов: нормы, правила, законы, духовные
ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, язык, знания, обычаи. Любой объект
нематериальной культуры нуждается в материальном посреднике, например -
книга.
Субкультура
Субкультура —
свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей,
объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение.
Субкультура — суверенное целостное образование, часть общественной культуры.
С точки зрения культурологии же субкультура — это такие
объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а
дополняют её.
Наиболее известные субкультуры:
·
Музыкальные
(Субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров музыки):
o Готы — поклонники готик-рока, готик-метала и
дарквэйва
o Инди — поклонники инди-рока
o Рэперы — поклонники рэпа и хип-хопа
o Эмо — поклонники эмо и пост-хардкора
·
Политические и
мировоззренческие (Субкультуры, выделяемые по общественным убеждениям):
o Панки
o Хиппи
o Нью-Эйдж
·
По хобби (Субкультуры,
сформировавшиеся благодаря хобби):
o Байкеры — любители мотоциклов
o Райтеры — поклонники граффити.
|
Познавательная |
Познавательная функция духовной культуры сводится прежде всего
к своему, личному мировозрению и мировозрению других культур. Познавательная
функция здесь играет роль сопоставления общих черт культуры и их различия,
что даёт наиболее полное понимание мира, обществ и людей. |
|
Оценочная |
Оценочная функция духовной или религиозной культуры позволяет
определить уровень развития. Например можно оценить уровень развития духовной
культуры в диких племенах Африки и сложившуюся ситуацию развития христианской
культуры. |
|
Регулятивная (нормативная) |
Регулятивная функция любой религии заключается в том, чтобы
влиять на поведение людей в обществе. Примером может быть следование основным
заповедям, а также совершение определённых ритуалов. Таким образом духовная
культура регулирует взаимодействие людей в обществе, в том числе между
разными конфессиями и общинами. |
|
Информативная |
Информативная функция духовной культуры позволяет нам понять
духовные или религиозные аспекты общества, а также других культур и религий. |
|
Коммуникативная |
Коммуникативная функция духовной культуры позволяет находить и
общаться с преверженцами своей духовной / религиозной традиции. Как правило
это происходит в рамках воскресных школ, храмов, церквей или монастырей |
|
Социализация |
Социализация в рамках духовной культуры объединяет людей под
общей идеей. |
Ответить на вопросы:
1. Что такое духовная
культура?
2. Какие компоненты она включает?
3. Что такое субкультура?
Приведите конкретный пример?
4. Какие функции духовной культуры?
5.
Существует мнение, что в современном обществе народная культура занимает
весьма скромное место, что времена фольклора прошли. Согласитесь с этой позицией или опровергните её. Ответ записать в тетрадь .
Комментариев нет:
Отправить комментарий