11.05.2023
Группа 511
Классный час
Тема урока:
Будь законопослушным
Цель:
Способствует положительному отношению к знаниям, к процессу учения;
формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и
самостоятельности; приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе,
Могут быть использованы следующие формулировки при постановке
воспитательной цели; вызвать интерес,
пробудить любознательность,
пробудить интерес к самостоятельному решению задач,
побудить учащихся к активности, выразить свое отношение…
прививать, укреплять… навыки;
Задачи:
Формировать у подростков положительное отношение к себе, умение
ставить перед собой позитивные цели и контролировать свое поведение.
Сформировать бережное отношение к своему физическому и психическому
здоровью, следствием чего станет избегание вредных привычек.
Формировать у подростков навыки законопослушного поведения.
Выработать адекватные и эффективные навыки общения.
Сформировать осознанную позицию по расширению возможности выбора
альтернативных моделей поведения в социальной среде.
Разработать систему мер для предупреждения безнадзорности,
правонарушений, преступлений.
Закон-это набор правил, установленный высшим органом государственной власти.
Законопослушный человек- это человек, который и его поведения предлагает
полезную для общества деятельность.
Законодательные документы:
-
Конституция;
-
Уголовный кодекс;
-
Кодекс ЛНР об административных
правонарушений;
-
Трудовой кодекс;
-
Закон об образовании;
-
Закон о защите детей;
-
Закон о системе патриотического
воспитания.
1.
Законопослушное поведение: понятия и установки.
К сожалению, в современном мире люди не всегда знакомы с
законодательством нашей страны. Школьники зачастую не знают о существующих
законах, пока не столкнутся с ними напрямую. Существующая правовая безграмотность несовершеннолетних выражается в
очень плохом знании норм права. Весь мир права сводится только к уголовному
законодательству. Они забывают о гражданской, конституционной,
административной, трудовой и других отраслях права, без знания которых легко
запутаться в трудных вопросах повседневной жизни.
Достаточно часто бывает и
так, что несовершеннолетние знают законы, но соблюдать их не спешат. Они не
верят в их силу, не признают их роли в обществе или готовы использовать
законы только в корыстных личных целях.
Рассмотрим, что же такое законопослушное поведение.
С.И.
Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка:
ЗАКОНОПОСЛУ́ ШНЫЙ, -ая, -ое; -шен, -шна (офиц.). Подчиняющийся
действующим законам, принимающий их. |
сущ. законопослушность, -и, ж.
Законопослушное
поведение — это ответственное правомерное поведение, характеризуемое
сознательным подчинением людей требованиям закона.
Правомерные
предписания в этом случае используют добровольно, на основе надлежащего
правосознания. Согласно В. В. Оксамытному, Е. Т. Жеруговуправомерное поведение — есть
качественная характеристика (свойство) фактических действий, деятельности,
отображающая их правомерный характер; это единичные или совокупные юридически
значимые деяния, качество которых дает основание сделать вывод об их
соответствии праву. Правомерное поведение, или правомерность, есть
поведение соизмеримое с правом, т.е. соотносимое с его целями, принципами и
предписаниями. По своим свойствам это нормативное, типичное для права
поведение, его «частица», объективируемая в различных формах социально-правовой
активности — деятельности, единичных действиях, правомерном бездействии,
вербальной активности, имеющей юридическое значение.
Правомерное
поведение – это особая разновидность
юридически значимого поведения, которое характеризуется следующим:
•
Отвечает
интересам общества, государства
и граждан.
(ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ)
•
Соответствует
требованиям права, поскольку связано с осуществлением субъективных прав и
юридических обязанностей. (ПРАВОВАЯ
КУЛЬТУРА)
•
Вызывает
позитивные юридические последствия. (ОТВЕТСТВЕННОСТЬ)
•
Обеспечивается
экономической, политической, организационной, информационной поддержкой
государства. (ПРОСВЕЩЕНИЕ)
Законопослушное
поведение можно рассматривать как комплекс ценностей, норм и правил, которые
исполняются на добровольной основе, на основе
которых строится реально существующий правопорядок. Это выражается в
правосознании старшеклассников, в их представлениях о том, каков должен быть
этот порядок и как следует относиться к действующей правовой системе.
Возможны
расхождения между правосознанием людей и их реальными поступками, которые они
совершают вопреки своим собственным представлениям о правовых нормах. Но,
так или иначе, в содержании правосознания фиксируются определенные правовые
ценности и идеалы, а также требования относительно правовых норм, на основе
которых государство должно поддерживать общественный порядок. Правосознание как
часть общественного сознания отражает условия жизни людей и потребности,
возникающие у них в данных условиях.
Юридические
законы создаются для того, чтобы регулировать поведение людей в обществе. Эта
задача выполняется только тогда, когда между правовой системой государства и
уровнем правосознания граждан существует какое-то соответствие. Если
значительная часть населения не считает нужным подчиняться закону и уклоняется
от его соблюдения, то в стране нарушается правопорядок, что может привести к
дестабилизации государственного строя в стране, массовым преступлениям и
анархии.
Очень важно,
чтобы в людях была сформирована установка на законопослушное поведение.
Необходимо, с одной стороны, отражать в законодательстве правовые
представления, господствующие в обществе, а с другой – поднимать правовую
культуру населения, то есть уровень массового правосознания и законопослушания.
Важно формировать положительное отношение к закону и знакомить подрастающее
поколение с особенностями системы права.
Потребность же
в получении правовых знаний у современной молодежи есть. М.В. Сапрыгиной проводились исследования на формирование правого сознания
в юношеском возрасте.
78% опрошенных
старшеклассников прямо указывают на потребность в получении правовых знаний.
Такая потребность вызвана, прежде всего, желанием знать свои права, уметь их
отстаивать (46%), а также нежеланием становиться жертвой всякого рода
мошенников и коррупционеров, использующих правовую безграмотность населения в
своих корыстных целях (28%).
29%
старшеклассников указали на то, что правовые знания нужны современному человеку
для того, чтобы иметь возможность называться культурным человеком.
По результатам
исследования одна треть опрошенных старшеклассников считают для себя приемлемым
решать спорные вопросы не в суде, а «путем установления личных контактов» или
«через влиятельных знакомых», 9% считают нормальным применение силы, 11%
респондентов не будут связываться с полицией, прокуратурой, так как считают
процесс восстановления истины законным путем пустой тратой времени.
Показательным является и тот факт, что 40% опрошенных не доверяют работникам
полиции.
В
несовершеннолетних, как в школе, так и дома должна формироваться правовая
компетентность. Правовая компетентность
– это комплекс знаний, идей, ценностных представлений, определяющих выбор
обоснованного законом поведения человека. Необходимым составляющим такого
комплекса является правовое образование, формирование политического и правового
сознания, навыков самоопределения по отношению к явлениям политической и
правовой жизни общества, умение давать собственную оценку политическим и
нравственным явлениям.
Целью
формирования законопослушного поведения является развитие правового сознания и
правовой культуры учащихся, достижение ими понимания права как важнейшего
завоевания культуры, цивилизации, как основания жизненного самоопределения
каждого человека и устойчивого развития общества, а также выполнение и
следование всем нормам закона и права.
Можно выделить
несколько важных аспектов, влияющих на
формирование законопослушного поведения.
1.
Знание
закона. Незнание законов не освобождает от обязанности их соблюдать.
Низкая юридическая грамотность населения – на руку мошенникам, которые могут,
пользуясь ею, обманывать людей. Сейчас существует большое количество
юридической литературы, включая кодексы законов и комментарии к ним. Но
юридическая грамотность населения остается на крайне низком уровне.
2.
Обращение
к закону. Решать конфликты и споры следует в рамках права, а не за его
пределами, не путем применения силы, угроз. Зачастую даже старшеклассники не
доверяют прокуратуре, суду, милиции и считают бесполезным обращаться к ним за
помощью, а то и просто боятся это делать. В результате создается почва для
стремления решить спор не в суде, а через применение силы.
3.
Уважение
закона. Закон в России воспринимается как приказ, который надо выполнять,
чтобы избежать наказания, а не как норма, направленная на общее благо. В
правовом государстве жизнеспособность юридических норм зависит больше от
уважения к закону, чем от страха перед санкциями за их нарушение.
Пока нет
порядка в юридической системе государства, не могут быть успешно решены экономические
и политические задачи общественного развития.
К
сожалению, в нашей стране пока еще не сложилась единая система правого обучения
и воспитания, формирования законопослушного поведения. В
сознании учащейся молодежи преобладает отрицание, неприятие существующих в
обществе правовых предписаний. Также система ценностных ориентаций учащихся не
включает в себя обязательного выполнения требований правовой культуры.
Для устойчивого
развития общества и государства необходимо найти решение выделенных проблем.
Необходимо организовать в школе систематическую работу по выработке у учащихся
законопослушного поведения, научных представлений о законах, регулирующих
поведение человека. Знания должны закрепляться соответствующими тренингами.
Требуется вырабатывать навык автоматического соблюдения закона, так как всякое
его нарушение неизбежно создает дискомфорт в жизни человека. В конечном счете, итогом формирования законопослушного
поведения, правового просвещения и воспитания станет личность, способная к
саморазвитию в системе своих отношений с государством и различными его
органами.
2. Философский аспект понятия
«законопослушное поведение».
Право
и мораль – это важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в
тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно историческими условиями
и социально-классовой структурой общества.
Условия
общественной жизни требуют, чтобы известные предписания исполнялись, во что бы
то ни стало, все равно, соответствуют они или нет желаниям и мнениям отдельных
лиц. Общество должно требовать обязательного исполнения норм, одинаково от всех
своих членов.
«Право
очерчивает свободу внешних действий человека, оставаясь нейтральным по
отношению к его внутренним мотивам. Иное дело мораль, она не только определяет
границы внешней свободы, но и требует внутреннего самоопределения личности».
По
мнению известного русского философа В.С. Соловьева «там, где право отказывается
давать какие-либо предписания, выступает со своими велениями нравственность; там,
где нравственность неспособна одним своим внутренним авторитетом сдерживать
проявления эгоизма, на помощь ей является право со своими средствами внешнего
принуждения».
Следует четко осознавать, что право – категория этическая, нет, и не
может быть права, не подлежащего моральной оценке с позиций добра и зла,
честного и бесчестного, добродетельного и постыдного. Мораль – ценностный критерий права, важный фактор совершенствования
правовых систем.
В
реальной действительности право и мораль нерасторжимы, они функционируют в
единстве, органически переплетаясь между собой, дополняя и, обогащая друг
друга. Усвоение
правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания
правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень
изменилось. Кроме того, правовые знания
нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных жизненных
ситуациях, имеющих юридический смысл. Таким образом, в нравственно-правовом
воспитании необходима такая
педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика,
общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.
Практическая
направленность нравственно-правового воспитания, формирования законопослушного
гражданина предполагает, что недостаточно
иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только
тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить
специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способам защиты
прав и свобод человека.
Нравственно-правовое воспитание как система,
как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников
приобретает особую актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут
уже осознанно понимать и принимать сущность законов.
Система
правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и
социальных установок, которые не противоречат требованиям социально правовых
норм. Центральной задачей правового
воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву
становится непосредственным, личным убеждением школьника.
Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в
вопросах законности, ориентировались в вопросах законопослушного поведения,
осознавали суть правонарушений и
принимали ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо
уделить особое внимание таким понятиям как «доброта», «порядочность», вопросам
морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания нравственно-правовой культуры,
формирования законопослушного поведения школьников.
Отступление…..
В
задачи правового воспитания входит
формирование:
• знаний о праве;
•
внутреннего уважения к праву;
•
умения применять правовые знания на практике;
•
привычки действовать в соответствии с правовыми предписаниями.
Правовое
воспитание — это целенаправленная деятельность государственных органов и
общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и
правовой культуры, это специальное воздействие на сознание и поведение людей с
целью выработки у них устойчивой ориентации на законопослушное поведение. К
формам правового воспитания относятся:
•
правовое
обучение (специальная подготовка и обучение в высших и средних специальных
учебных заведениях, в школе);
•
правовая
пропаганда (правовое воспитание населения в
лекториях, общественных консультациях, телевидением, другими средствами
массовой информации и т. д.);
•
правовое
воспитание правонарушителей правоприменительными
органами
(право
воспитательная деятельность органов внутренних дел, суда, прокуратуры, органов,
исполняющих наказание, и др.);
•
юридическая
практика (особенно важна для практикующих студентов).
Методы
правового воспитания – это многообразные приемы педагогического, психологического и
иного воздействия на воспитуемых. К ним относят, прежде всего, убеждение и
принуждение, личный пример, поощрение и др. Средства правового воспитания делятся:
•
на материальные (нормативные
и правоприменительные акты, акты толкования права, газеты, журналы и др.);
•
устные
(лекции, семинары, беседы и т. п.).
Усвоение
правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания
правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень
изменилось.
Все
вышеизложенное еще раз подчеркивает актуальность
проблемы поиска и использования эффективных механизмов для формирования
законопослушного поведения несовершеннолетних в целях оптимальной организации
системы их воспитания и оказания им психолого-педагогической поддержки.
Под
законопослушным поведением понимается, прежде всего, ответственное правомерное
поведение человека, характеризующееся сознательным подчинением требованиям
закона.
Нравственное
развитие личности проходит три уровня
развития моральных суждений:
1.
Преконвенциональный(доморальный).
2.
Конвенциональный.
3.
Постконвенциональный
(автономной морали).
Исследования,
посвященные изучению формирования механизмов законопослушного поведения, были
начаты в конце 20-х - начале 30-х годов XX века. Особое внимание в
исследованиях по данной проблеме уделялось изучению стадий морального сознания
и особенностям формирования моральных суждений у детей (Ж. Пиаже, 1957; Л.
Колберг, 1964). Так, американский
психолог Л. Колберг разработал уровневую концепцию морального сознания,
раскрывающую процесс интериоризации
(от фр. intériorisation — переход извне внутрь и лат. interior — внутренний) —
формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения
внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления
психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем
стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне социальных норм,
согласно которой нравственное развитие личности
проходит три уровня развития
моральных суждений:
1.
Преконвенциональный(доморальный).
Первый
уровень сугубо эгоцентричен. Моральность или неморальность суждений ребенка
основывается на принципе выгоды: хорошо то, что доставляет удовольствие
(одобрение); плохо то, что причиняет неудовольствие (наказание). Их поведение
определяется в основном стремлением избежать наказания, т. е. по всем данным у
них доминирует незрелый индивидуально-личностный уровень идентичности. Все
дошкольники и большинство семилетних детей (около 70 %) находятся на
доморальном уровне развития. Этот низший уровень морального сознания сохраняется
и позже (в 10 лет у 30 %): в 13–16 лет – 10 %.
2.
Конвенциональный.
Многие
дети к 13 годам находятся на уровне групповой идентичности, когда реальность
поступка оценивается в зависимости от точки зрения референтной группы ребенка (от
лат. refero — отношу, связываю, сопоставляю), эталонная группа, представленная
в сознании индивида группа людей, нормы и ценности которой выступают для него
эталоном. Понятие «референтная группа» возникло для описания и объяснения того
факта, что в своём поведении люди ориентируются не только и не столько на ту
группу, к которой фактически принадлежат, но на ту, к которой сами себя относят
для сравнительной оценки своих достижений и статуса. Для индивида референтной
группы может выступать как стандарт для самооценки (компаративные референтные
группы) и как источник его установок, норм и ценностей (нормативные референтные
группы)). Они решают моральные проблемы на 2 уровне (конвенциональном). Этот уровень недостижим для тех детей, у
которых еще не стала складываться способность к гипотетико-дедуктивному
мышлению (hypotheticaldeductivereasoning) эта модель психологического исследования более точно называется
гипотетико-дедуктивным методом и связывается с именем К. Л. Халла. Такой метод
сочетает в себе формулирование гипотез из наблюдения или эксперимента
(индукция) с выработкой более широких постулатов, из которых могут быть
выведены новые предсказания (дедукция). Эти предсказания могут впоследствии
подвергаться проверке, что вновь требует эмпирических исследований), являющемуся,
согласно Ж. Пиаже, высшей стадией развития интеллекта.
3.
Постконвенциональный
(автономной морали).
Развитие
высшего уровня (автономной морали) связано с развитием интеллекта, логического
мышления. По данным Л. Колберга, только 10 % подростков поднимается до 3-го
уровня автономной морали. Этот уровень
соответствует одновременной выраженности индивидуально-личностных и
общечеловеческого уровня идентичности. Даже у взрослых может не быть
автономной морали.
Все дошкольники
и большинство семилетних детей (примерно 70 %) находятся на доморальном уровне
развития. Этот низший уровень развития морального сознания сохраняется у части
детей и позже – у 30 % в 10 лет и 10 % в 13–16 лет. Многие дети к 13 годам
решают моральные проблемы на втором уровне, им присуща конвенциональная мораль.
Развитие высшего уровня морального сознания связано с развитием интеллекта:
осознанные моральные принципы не могут появиться раньше подросткового возраста,
когда формируется логическое мышление.
Однако
становления формально-логических операций недостаточно; даже интеллектуально
развитые взрослые люди могут не иметь автономной морали. Что же касается
подростков, то только 10 % из них поднимаются до высшего уровня морального
сознания.
Следует отметить,
что индивидуальные различия здесь велики, и возрастные границы весьма
приблизительны. Кроме того, этапы в
развитии морального сознания установлены на основе моральных суждений – того,
что дети говорят, а не их реального поведения. Ребенок может знать, как
правильно себя вести, но по какой-то причине поступать иначе. Впрочем, в
ряде психологических исследований была показана взаимосвязь между уровнем
моральных суждений и реальным нравственным поведением.
Предполагается,
что дети в большей степени, чем взрослые, подчиняют свое поведение усвоенным
этическим принципам.
3.Современное понимание
законопослушного поведения у несовершеннолетних
В понимании современных детей и
подростков законопослушное поведение –
это поведение соответствующее принятым в обществе нормам и правилам. Такое
поведение, с одной стороны, - требует знания этих норм, - а с другой, - их
выполнения (соблюдения).
На основании
жизненного опыта современных детей и подростков «законопослушное поведение» проявляется:
-
в
выполнении устава и правил общеобразовательного учреждения;
-
в
соблюдении законов РФ
-
в
ограничении собственного поведения - в выполнении моральных требований.
В сознании
подростков законопослушное поведение
ассоциируется в образах:
-
полицейского
-
школьной
формы
-
стандартов
-
гражданином
-
отличником
(«ботаником»)
-
волонтером
-
активистом
-
спортсменом
-
богиней
правосудия
-
учителем
ОБЖ (как себя обезопасить)
-
нормативными
актами, которые люди исполняют - ежедневное выполнение своих обязанностей.
Дети и подростки отмечают, что очень важным условием реализации законопослушного
поведения является понимание и осознание собственных жизненных ценностей и
нравственных приоритетов. Они в процессе работы неоднократно подчеркнули,
что поведение человека связано с
принятием ответственности за свое поведение и его последствия. У несовершеннолетних особый интерес вызывает
понимание причин противозаконного
поведения. Прежде всего, они связывают такое поведение или как результат
отсутствия воспитания в семье или как потребность в самоутверждении для части
подростков. В первом случае, чаще всего называется та причина, что в семье
родителей дети не чувствуют себя в безопасности (например, неблагополучная
семья, где родители сами пьют). В такой ситуации дети вынуждены искать спасения
на улице. А это очень непросто. Так как «уличное воспитание» очень суровое и
жесткое.
Зато такие
дети, в конечном итоге, в отличие от «домашних детей» - являются более
приспособленными к реальности и могут за себя постоять. Здесь же возникла тема
«домашних детей», которые внешне являются вполне благополучными, в семье о них
заботятся и даже балуют, зато в итоге такие дети являются несамостоятельными и
не понимают, что на улице
«другие» люди и
другие правила. Порой им бывает во много раз сложнее, чем тем детям, которые,
не имея любви в семье, прошли суровую школу уличного воспитания.
Особая тема разговора была связана с
обсуждением того, почему возникают трудности в проявлениях законопослушного
поведения. Это плохой пример родителей и стремление детей и подростков к
подражанию поведения своих родителей. В этом случае, очень важным умением
является способность к пониманию того, что «Вы - это Вы, а родители – они
другие». Т.е. умение учиться видеть себя не как продолжение или копирование
своих родителей, а понимать себя как уникальное, ни на кого не похожее
существо, в том числе и отличное от родителей.
В сознании многих подростков существует установка, что «законы и правила
существуют, для того, чтобы их нарушать». Они отметили, что, возможно, это связано с
тем, что потребность в самоутверждении для
части подростков связана с идеей - выделиться любой ценой. В их сознании
выделиться «чем-то плохим» - это означает «крутое» поведение. Часто такие
подростки поступают назло тем людям, которые им не нравятся или просто
проявляют негативизм, не осознавая при этом всех последствий своего поведения.
В представлении детей и подростков существует такое мнение, что хотя в своей
жизни человек многое решает сам, все-таки иногда встречаются случаи, что
подросток не может сам выйти из той плохой компании, в которой он оказался.
Часто его силой удерживают в группе, из которой он хотел бы уйти. При этом
подросток не может даже рассказать о своей проблеме родителям, педагогам,
психологам, так как такое поведение в подростковой субкультуре воспринимается
как «донос» и «ябедничество» и, соответственно, - последствия его могут быть
очень неблагоприятными (очень жесткое наказание за это, на сленге подростков
называется – «чумарить»).
В заключение, следует отметить, что дети и подростки, говоря об основных
условиях формирования законопослушного поведения, отметили, что для этого
необходимы социальное благополучие в обществе, максимальное соблюдение всех
конституциональных прав и осознание всеми гражданами моральных принципов и
ценностей.
4. Особенности формирования
законопослушного поведения у детей и подростков
В современной
отечественной педагогике и психологии регуляция поведения человека чаще всего
рассматривается в контексте его ценностно-смысловой сферы. Нравственная
регуляция определяется как высшая форма саморегуляции поведения человека и
выражается в таких формах как нормы-заповеди, принципы, идеалы, понятия добра и
зла, справедливости, долга, ответственности (О.Г. Дробницкий).
В качестве
внутренних регуляторов законопослушного поведения выделяются отношения человека
как состояния, предшествующие его поступкам (В.Н. Мясищев). В некоторых работах
регуляторами законопослушного поведения рассматриваются ценности,
характеризующие отношение человека к миру и
выступающие в качестве смыслообразующих мотивов (Ю.М. Жуков). В рамках
теории деятельности (А.Н. Леонтьев) нравственное развитие ребенка выступает как
присвоение моральных норм, их обобщение и превращение во внутренние «моральные
инстанции». Моральная норма воспринимается субъектом на двух уровнях - как
значение и как личностный смысл.
Особый интерес
для эффективного формирования законопослушного поведения детей и подростков
имеет структурно - диалектический подход Н.Е. Вераксы (1991). По его мнению,
для формирования сознательного поведения человека особое значение имеет наличие
в сознании человека противоречивой ситуации. Веракса подчеркивает, что
познавательная деятельность детей ориентируется на анализ ситуации, результатом
которого является установление новых связей, позволяющих объяснить
противоположные свойства объекта. Активизация мыслительной деятельности детей
позволяет им анализировать такие свойства и отношения в объекте, которые раньше
ими совершенно не замечались. Таким образом, противоречивая ситуация выступает
в качестве средства, обеспечивающего процесс соотнесения в сознании ребенка
своих действий и моральных норм. Но для того, чтобы моральная норма приобрела
для ребенка и подростка личностный смысл, т.е. смысл личностной нормы,
необходимо, чтобы противоречивая ситуация возникла в сознании ребенка и два ее
противоположных взаимоисключающих способа действия начали ребенком ясно
осознаваться.
Вместе с тем,
чтобы альтернативные способы поведения достигли сознания ребенка, - они должны
обладать привлекательностью для ребенка.
Это означает, что побудительная сила личных интересов и эмоциональная заряженность
моральных норм должны быть понятны для ребенка. Такой вариант становится
реальностью на определенном этапе морального развития ребенка при следующих
условиях: ребенок должен знать моральную
норму, принимать ее социальное значение и иметь эмоционально окрашенное
отношение к ней. При достижении ребенком такого уровня морального развития,
он закономерно попадает в противоречивую ситуацию, выступающую в качестве
средства осмысления и освоения моральной нормы. Таким образом противоречивая ситуация становится тем
средством, которое обеспечивает процесс соотношения, сопоставления в сознании
ребенка своих действий и моральных норм общества. Оказавшись в
противоречивой ситуации, обусловленной наличием в сознании двух противоположных
способов поведения, ребенок будет решать диалектическую задачу, результатом
которой станет сознательный выбор конкретного способа действия. Таким образом, моральная норма освоенная
ребенком в противоречивой ситуации становится "личностной нормой",
моральным критерием.
Очевидно, что в процессе специально организованной деятельности (воспитательной) необходимо включать ребенка в различные
ситуации жизненного выбора и учить его делать собственный выбор, способствуя
тем самым формированию его осознанного законопослушного поведения.
В
педагогической литературе в последнее десятилетие особо актуальным стал вопрос
о нравственно-правовом воспитании детей и подростков. Законопослушное поведение
личности рассматривается в качестве результата такого воспитания.
Нравственно-правовое
воспитание – это целенаправленный процесс, включающий в себя просвещение и
превращение нравственно-правовых знаний детей и подростков в их личные
убеждения, а также формирование на основе этого ответственного отношения к собственным делам и поступкам, к
поведению в целом.
Знания
позволяют ученику соотносить собственные поступки и поведение других людей с
общепринятыми нормами, помогают сознательно вносить в эти поступки должные коррективы. В процессе
освоения нравственно-правовых знаний ребенок приобретает более четкие
представления о допустимом и недозволенном в жизни. Расширяя, таким образом,
свои реальные возможности, необходимые для осознанного освоения законопослушного
поведения, несовершеннолетний накапливает навыки правового поведения.
Для формирования законопослушного
поведения личности необходимо помнить, что данное поведение функционирует на
трех уровнях:
-
Когнитивный
(Знание) уровень. Представляет собой правовые знания описательного характера,
нормативные и оценочные знания. Эти знания выражают систему оценочных суждений
личности, опирающихся на представления о существе правовой действительности.
Ядром этой
системы выступают правовые убеждения
личности (убежденность в целесообразности и справедливости требования права, в
необходимости исполнять предписания правовых норм, соблюдать правопорядок как
ценность).
В зависимости от возрастных особенностей
ребенка, содержание правовых знаний и представлений может быть различно: от
элементарных представлений о правилах поведения со взрослыми и детьми – в
дошкольном возрасте, - до конкретных знаний Законов, защищающих права граждан и
обязывающих нести ответственность – к 14 годам. Представленность данного уровня
у ребенка можно диагностировать через сформированные представления и знания о
правилах и нормах поведения человека в обществе.
-
Эмоциональный
уровень представляет собой эмоциональное
отношение личности к своим обязанностям, к необходимости соблюдения правил,
законов, прав другого. На этом уровне формируется правовая установка на
соблюдение норм права. Эмоциональное сопереживание
позитивным и негативным проявлениям людей в различных жизненных ситуациях,
отзывчивость и т.п. – являются важнейшими составляющими, мотивирующими
законопослушное поведение. - Поведенческий уровеньпроявляется в
поступках, действиях личности в различных жизненных ситуациях. Этот уровень
включает в себя готовность выполнять правовые требования. Поведенческий
уровень наиболее четко проявляет ценностно-правовую
ориентацию личности и отражает ее индивидуальное правосознание.
Необходимо обратить внимание на то
обстоятельство, что эти уровни являются взаимосвязанными компонентами,
обусловливающими целостное поведение личности, отражающими ее
гражданско-правовую позицию. Следовательно, процесс нравственно-правового воспитания человека должен быть ориентирован
не на отдельные уровни личности (например, только на знания), а на всю личность
человека в целом.
Особого
внимания заслуживает тот факт, что при формировании законопослушного поведения
особую роль играет детская и подростковая субкультура, в рамках которой и
возникают неформальные объединения. Неформальными объединениями называются
официально незарегистрированные стихийно образующиеся группы молодежи на основе
общего типа поведения, образа жизни и ценностных установок. В большинстве
исследований неформальные группы подростков представлены как особый социальный
организм со специфическими законами возникновения, развития и функционирования,
имеющим свои нормы, ценности, цели и интересы, часто расходящимися с
общепринятыми в обществе и формальных организациях.
Причинами
вступления подростков в неформальные объединения, по мнению психологов,
выступают: психологическое неблагополучие в семье, неорганизованный досуг,
реализация потребности во взрослости, бюрократизм и формализм в работе
государственных и молодежных общественных организаций. Также среди причин
называют отчужденность от классного коллектива подростков с низкой учебной успеваемостью,
недостаток внимания взрослых к социальным потребностям детей и подростков, что
приводит к безнадзорности, вызывает чувства одиночества, ненужности,
беззащитности.
-
рмальныхобъединениях,
создавать установки отторжения данных групп;
-
оказывать
психологическую помощь подростку в налаживании взаимоотношений с учебным
коллективом;
-
осуществлять
коррекционную психолого-педагогическую работу с подростками, участвующими в
деструктивных объединениях;
-
вовлекать
подростков в позитивные, социально полезные организации, в учреждения
дополнительного образования;
предоставлять
подростку пространство взросления (интересная не формализованная социальная
деятельность), где он можетТак можно выделить несколько
групп:
-
музыкальные
неформальные молодежные объединения (эмо, реперы, группы рокеров: ska-панки,
металлисты, готы), фан-клубы звезд популярной музыки);
-
объединения,
сформировавшиеся благодаря хобби (брейкеры, паркур, граффити, скейтеры);
-
объединения,
выделяемые по общественным и политическим убеждениям (хиппи, антифашисты,
растаманы);
-
объединения
с антисоциальной направленностью (скинхеды, гопники, панки, сатанисты,
футбольные хулиганы);
-
объединения
с социально-позитивной направленностью (группы экологической защиты, охраны
памятников и окружающей среды);
-
объединения
технической направленности (байкеры, компьютерщики);
-
объединения,
основанные на кино, мультипликации (отаку – поклонники аниме (японской
мультипликации).
Описательная характеристика
неформальных объединений позволяет выделить среди них те, которые культивируют
в своей среде несоблюдение общепринятых в обществе норм, для которых нарушение
установленных правил является средством самовыражения и критерием
принадлежности к неформалам. Выделяются скинхеды, хиппи, гопники, байкеры,
панки. Наряду с ними обозначаются социально позитивные объединения и
«нейтральные», основным смыслом участников которых является самовыражение
посредством внешнего яркого образа.
Общение в неформальной группе (к
которой подростки относят не обязательно неформальные объединения, но и общение
с приятелями во дворе) является единственным пространством самореализации. То
есть, кроме образовательного учреждения, они не посещают учреждения досуга,
предпочитают проводить свободное время в компании сверстников, можно сказать,
что их досуг не организован.
Учитывая
направленность некоторых объединений, можно предположить, что в среде
неформалов культивируется поведение, противоречащее общепринятым нормам и
законам общества (например, гопники – приверженцы воровской субкультуры,
байкеры – непринятие правил дорожного движение, культ нарушений ПДД и т.п.).
Предлагаемая подростку субкультура отвечает его психологическим потребностям,
поэтому является достаточно притягательной для него. Следовательно, в целях
формирования законопослушного поведения, с феноменом подростковой субкультуры
неформалов в обществе необходимо грамотно строить работу, основанную не на
«простом запрете», а на ее вытеснении за счет формирования более
привлекательных для подростков и молодежи пространств и способов
самореализации, не противоречащим нормам права и правилам жизнедеятельности в
обществе.
Работа специалистов с неформальными
молодежными объединениями – важная составляющая профилактики противоправного
поведения учащихся. Необходимо:
-
поддерживать
творческие социально-позитивные молодежные объединения (например, предоставлять
места для танцевальных занятий брейк-дансом, хип-хоп и др.);
-
вести
целенаправленные профилактические беседы, информирующие подростков о пагубном
влиянии на личность асоциальных нефо выстраивать взаимоотношения, чувствовать
свою сопричастность к значимым делам, проявлять свою индивидуальность.
В качестве
конкретных средств для формирования законопослушного поведения детей и
подростков мы могли бы рекомендовать мероприятия, которые проводились бы в
режиме активного обучения (групповые дискуссии, фокус-группы, тренинги и т.д.).
Например, это могут быть:
-
лекции, дискуссии, тренинги, направленные на формирование
ненасильственной модели поведения, воспитание полноценной личности;
-
классные часы на тему: «Права и обязанности ребенка», «Конвенция
ООН о правах ребенка»; неделя
права;
-
работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних в
форме групповых дискуссий;
-
беседы на тему: «Главные ценности моей жизни», «Знаю ли я свои
права и обязанности?»;
-
участия в общественно – полезных делах;
-
индивидуальные беседы с родителями на тему: «Права и обязанности
родителей по воспитанию детей»; «Воспитание без насилия»;
-
профилактические рейды, направленные на выявление и оказание
своевременной социальной помощи несовершеннолетним и их семьям, оказавшихся в
трудной жизненной ситуации;
-
тематические встречи родителей с работниками образования,
правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения;
-
социально – педагогическая и психологическое консультирование
родителей;
-
выступления на педагогическом совете по теме: «Этика учителя»,
«Право и нравственность» и т.п;
-
оформление и постоянное обновление в образовательных учреждениях
информационноконсультационных стендов по праву, законам (правовые уголки для
школьников, родителей, педагогов);
-
круглые столы по актуальным вопросам нравственно-правового
воспитания и формирования законопослушного поведения школьников;
-
викторины, дискуссии, классные часы по проблемам нравственности и
правового поведения: «Всеобщая декларация прав человека»; «Я и закон»;
«Права человека»; «Мои права и права других людей, мои обязанности» и
т.п;
-
родительские собрания по проблеме формирования законопослушного
поведения учащихся;
-
конкурс рефератов «Что значит быть законопослушным гражданином»;
-
конкурс рисунков «Я и мои права», «Я имею право»;
-
беседы «Что такое «хорошо» и что
такое «плохо»?»; «Твоя уличная компания»; «Человек в мире правил»; «Правовая
оценка современных неформальных молодежных движений»; «Что такое закон? Главный
закон страны»; «Твои права и обязанности»; «Что делать, если ты попал в
милицию» и т.п.
На наш взгляд, проведение
подобных мероприятий в форме методов активного обучения будет способствовать
формированию у детей и подростков законопослушного поведения. Некоторые критерии законопослушного поведения мы
представили в таб. 1.
Таблица 1
Некоторые
критерии сформированности законопослушного поведения
Возрастнаякатегория |
Когнитивныйуровень
(знание) |
Поведенческийуровень
(умения, навыки) |
дети |
-знать правила поведения на улице и в школе,
законы классного коллектива; - правила личной безопасности на улице; основные
обязанности и права ученика; -правила поведения в общественных местах, дома,
в школе; -что такое
закон, основной закон государства, элементарные права людей; -первоначальные
представления о юридической ответственности; |
-соблюдать
правила поведения на улице и в школе; -выполнять законы классного коллектива; -соблюдать
безопасность на улице; -выполнять основные обязанности и права ученика; -различать хорошие и плохие поступки, добро и
зло в повседневной жизни; -давать определение закона на своем возрастном
уровне; -соотносить моральные нормы с повседневным
поведением; -уважать себя, людей, законы и свою страну; |
подростк и |
-знать свои
права и обязанности; -сущность преступления и правонарушения; -правовые
нормы и нормы морали; -иметь представление о юридической ответственности за
совершение преступлений, знать об опасностях, связанных с попаданием
подростков в асоциальные группы; -особенности уголовной ответственности за
групповые преступления
несовершеннолетних; -понятие об административной ответственности и
условиях ее возникновения; -опасность деструктивных религиозных
объединений, способы и приемы вовлечения подростков в употребление
наркотиков; -мотивы,
которые могут привести человека к преступлению; -права и
гарантии несовершеннолетних при устройстве на работу; -способы
поведения в критической ситуации; |
-реализовать
свои права и выполнять обязанности; -различать административный проступок и
преступление; правильно оценивать поступки людей; -уметь применять основные
правовые нормы в своей жизни, осознавать преступные цели асоциальных
объединений несовершеннолетних;
-предотвращать свое попадание в преступную группу, выходить из нее; -соблюдать
правопорядок в общественных местах; -противостоять вовлечению в религиозные
объединения, в употребление наркотиков; -понимать
собственные мотивы своих действий и поступков; -защищать
себя при нарушении трудовых прав; -помочь ровесникам, попавшим в кризисную
ситуацию; |
старшеклассники |
-смысл,
значимость, ценности собственной жизни и жизни общества; -особенности
построения партнерских отношений с людьми; -основные
нравственные нормы о социальной опасности преступности, наркомании,
алкоголизма; -свои права и
обязанности, основные положения Декларации прав человека. |
-осознавать смыслы и ценности своей жизни и
жизни общества; -строить
равноправные партнерские отношения; -иметь
собственные нравственные взгляды и убеждения, негативно относиться к людям,
нарушающим социальные нормы; - отстаивать свои права в различных жизненных
ситуациях. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий