17.05.2023
Группа 408
Предмет: История
Тема: СССР в годы НЭПа (1921-1928)
Тема урока: Культурная и религиозная жизнь советского общества в 20-е годы
Цель урока: изучить данную тему, составить конспект урока. Ответить на вопросы письменно.
Данная тема посвящена раскрытию проблемы идейного раскола в среде российской интеллигенции по отношению к большевикам, процессу установления ВКП(б) контроля над вопросами развития культуры и искусства, вопросу повышения уровня образования населения страны, развитию советской науки, а также различных направлений советского искусства в 1930-е гг., находившегося под влиянием соцреализма.
Становление культуры
Период 1920–30-х гг. — достаточно противоречивый. В большей степени это отразилось на культуре, в том числе из-за того, что творческие люди далеки от политики. Но политика, конечно, затрагивала деятелей культуры, и реакция была разной.
Многие деятели Серебряного века, такие как Н. Бердяев, М. Булгаков, С. Франк, историки А. Кизиветтер, С. Пушкарёв, оказались ненужными в советской системе.

М. Булгаков
Иллюстрация / Shutterstock / FOTODOM
В культуре господствовало правило соответствия их взглядов принципам марксизма-ленинизма. В результате многие оказались в эмиграции.
Другая сторона — культурная революция. Задача, которую она ставила перед собой, — добиться максимальной грамотности.
Развитие музыки было связано с именами С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Т. Хренникова, И. Дунаевского. Появились музыкальные коллективы: Большой симфонический оркестр, квартет им. Бетховена и т. д. При оценке творчества композиторов огромную роль играли вкусы вождей, поэтому жёсткой критике подвергся Д. Шостакович. Своего расцвета достигло песенное творчество.

Д. Шостакович
Изображение / Shutterstock / FOTODOM
Образование и наука
В. И. Ленин одной из главных задач построения социализма в стране считал борьбу с неграмотностью. В 1918 г. было утверждено Положение о единой трудовой школе РСФСР — школа провозглашалась бесплатной и управлялась на основе самоуправления; поощрялось педагогическое новаторство, уважение к личности ребёнка. Но ряд экспериментов имел отрицательную сторону — отменялись уроки, парты, домашние задания, отметки и т. д.
При поступлении в вузы преимуществом пользовалась беднота. Для того чтобы рабочие и колхозники могли учиться в вузах, при них создавались рабочие факультеты. Государство обеспечивало выпускников рабфаков стипендиями и общежитиями.
В 1919 г. Совнарком принял декрет о борьбе с безграмотностью. Все люди в возрасте от 8 до 50 лет должны были обучиться грамоте на родном или русском языке, для этого по всей стране были созданы специальные школы. В конце 1930-х гг. беззаботность была практически полностью ликвидирована. Был утверждён тезис всеобщего начального образования.
Культурная революция была также направлена на решение вопросов в республиках. У некоторых народов даже отсутствовала своя письменность. Благодаря культурной революции народы Севера и Сибири смогли получить свой собственный алфавит.
Экономические преобразования в СССР поставили задачу повышения образовательного уровня населения. Педагогические эксперименты 20-х г. были непригодны для этого. В 1930 г. начался переход ко всеобщему начальному образованию, в 1937 г. — к семилетке. В школу возвратились уроки, твёрдое расписание, отметки и т. д. Были созданы новые программы и учебники. В 1934 г. было восстановлено преподавание истории и географии, а затем и другие дисциплины.
В стране было открыто 20 тыс. новых школ. В конце 30-х гг. в СССР насчитывалось 35 млн учащихся. По переписи 1939 г. грамотность составила 87,4 %. Быстрыми темпами развивались среднее специальное и высшее образование. По числу учащихся и студентов СССР вышел на 1-е место в мире. Тираж книг в 1937 г. составил 700 млн экземпляров. Они выходили на 110 языках народов СССР.
Развитие науки в СССР шло под мощным идеологическим прессом. Несогласные с таким подходом подвергались травле и репрессиям. В биологической науке группа во главе с Т. Лысенко подвергла травле советских генетиков Н. Вавилова, Н. Кольцова, А. Серебровского. Свои действия Лысенко объяснял защитой дарвинизма и мичуринской теории от «буржуазной науки». Впоследствии многие генетики были репрессированы, а сама генетика запрещена.
Огромное внимание И. В. Сталин уделял исторической науке. История стала трактоваться как история классовой борьбы. В 1938 г. вышел «Краткий курс истории ВКП(б)», отредактированный лично Сталиным. Он возвеличивал Сталина и фактически стал официальной трактовкой основ марксизма-ленинизма и вопросов истории ВКП(б). На его основе были разгромлены неофициальные школы в исторической науке, ей был нанесён непоправимый ущерб.
Несмотря на идеологическое давление, представители естественных наук смогли добиться выдающихся успехов. С. Вавилов (оптика), А. Иоффе (физика кристаллов), П. Капица (микрофизика), И. Курчатов (ядерная физика) и др. обогатили мировую науку. Химики Н. Зелинский, А. Бах, С. Лебедев сделали фундаментальные открытия в области получения искусственных веществ и органических пищевых продуктов.
Мирового признания добились советские биологи Н. Вавилов, В. Пустовойт, В. Вильямс и др. Значительных успехов достигли математика, астрономия, механика, физиология. Огромное развитие в этот период получили геология и география. Это было связано с началом промышленного развития Сибири и Дальнего Востока. Были открыты новые залежи полезных ископаемых: нефти в Поволжье, угля в Подмосковье и Кузбассе, железа — на Урале и др.
Большевики стремились привлечь к сотрудничеству знаменитых учёных, т. к. от их деятельности зависела обороноспособность страны. Этим людям создавались условия для нормальной жизни и исследований. Многие учёные считали, что работать надо на благо Родины, и поэтому не разделяли идеологию большевиков. В 20-е гг. продолжилась научная деятельность И. Павлова Н. Жуковского, К. Циолковского, Н. Зелинского, И. Мичурина, В. Вернадского и др.
Литература
1920-е гг. называют закатом Серебряного века. М. Горький уехал в Италию, И. Бунин, А. Куприн, Ф. Шаляпин и др. — во Францию. Часть деятелей культуры осталась в стране, но ушла в глухую оппозицию (А. Ахматова, М. Булгаков, М. Волошин и др.).

М. Горький
Иллюстрация / Shutterstock / FOTODOM
В то же время В. Маяковский, А. Блок, Б. Кустодиев, К. Петров-Водкин и др. восприняли идеи революции.
Создавалась новая пролетарская литература. Основоположниками социалистического реализма стали М. Горький и А. Серафимович.
Строгая цензура наложила отпечаток на качество литературы. Из печати выходило много произведений-однодневок. Тем не менее, в этот период творили многие талантливые писатели. М. Горький пишет «Жизнь Клима Самгина», «Егор Булычёв и другие». А. Толстой заканчивает «Хождение по мукам» и начинает работу над романом «Пётр I». Огромный вклад в историю литературы внесли М. Шолохов, М. Булгаков, В. Каверин, А. Платонов и др.
В конце 20-х гг. на сценах советских театров начинают утверждаться пьесы советских драматургов. «Человек с ружьём» Н. Погодина, «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского, «Таня» А. Арбузова составили «золотой фонд» репертуара многих театров.
Искусство и кинематограф
Появляются новые формы искусства. Массовое искусство служило тому, чтобы люди получали определённый идеологический заряд, направленный на позиции марксизма-ленинизма.
Изобразительное искусство тоже должно было нести идею классовой борьбы. Абстрактное творчество оказалось не нужно. Героями картин становились рабочие, красноармейцы, деятели правительства. Показательным является творчество С. Герасимова, В. Серова, А. Дейнеки.
Если до революции кинематограф носил развлекательный характер, то теперь он должен был отражать революционную борьбу. В 1925 году был снят художественный фильм «Броненосец Потёмкин».
Документальная хроника освещала в нужном свете текущие события. Во многом своему успеху она была обязана выдающимся режиссёрам Д. Вертову, Э. Тиссэ, Э. Шубу. В 1931 г. в СССР был поставлен первый звуковой фильм «Путёвка в жизнь». В 1936 — первый цветной фильм «Груня Корнакова». Особой популярностью пользовались исторические ленты «Чапаев», «Мы из Кронштадта», трилогия о Максиме.
Чрезвычайно популярны были также музыкальные ленты «Волга-Волга», «Весёлые ребята», «Свинарка и пастух» и др. Начал складываться детский кинематограф — «Тимур и его команда», «Золотой ключик», «Белеет парус одинокий». Накануне войны появилась целая серия патриотических лент — «Александр Невский», «Пётр I», «Минин и Пожарский». Наиболее известными режиссёрами были С. Эйзенштейн, Н. Экк, Г. Александров, И. Пырьев, В. Пудовкин.
Архитектура и скульптура
В 1920-е гг. был популярен конструктивизм — авангардистское направление в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, зародившееся в СССР в 1920-г. — первой половине 1930-х гг.
В 1930-е гг. утверждается советский классицизм.
В изобразительном искусстве главным считалось не мастерство художника, а идейная направленность сюжета, соответствие принципам социалистического реализма. Его классиком стал Б. Иогансон, чья картина «Допрос коммунистов» была отмечена всевозможными наградами. В этом направлении работали А. Дейнека, Ю. Пименов, М. Нестеров. В жанре пейзажа смогли утвердиться М. Сарьян, П. Кончаловский, А. Лентулов.
Ассоциация художников революционной России ставила задачу отображения «революционных будней». Студия М. Грекова работала над военной тематикой, А. Герасимов, И. Бродский уделяли внимание «будням великих строек». И. Шадр, А. Матвеев творили в жанре революционной романтики.
В. Татлин, спроектировав Башню III Интернационала, заложил основы современного индустриального дизайна.
Борьба со старой школой
После Кронштадтского мятежа большевики усилили контроль над духовной сферой жизни общества. В августе 1921 г. была «разоблачена» Петроградская боевая организация. По обвинению в принадлежности к ней были расстреляны Н. Гумилёв, М. Тихвинский и др. деятели науки и культуры. В 1922 г. из страны выдворили 160 учёных — Н. Бердяева, С. Булгакова, А. Кизеветтера, П. Сорокина и др.

Предметы старины. Записка Н. Гумилева
Изображение / Shutterstock / FOTODOM
В 1922 г. был учреждён Главлит, осуществлявший цензуру за всей печатной продукцией. В 1923 г. создаётся Главрепертком с теми же функциями. Но до 1925 г. в культуре сохранялась относительная духовная свобода. Партийные вожди, борясь друг с другом, не могли договориться о единой линии. С возвышением Сталина ситуация изменилась — началась идеологизация художественного творчества.
Церковь Тихона, Патриарха Всея Руси в Клину. Россия
Изображение / Shutterstock / FOTODOM
Борьба с религией была вызвана атеистическими воззрениями партийных лидеров и стремлением убрать конкурента из духовной сферы. В начале 1918 г. школа была отделена от церкви, а церковь — от государства. Началось закрытие храмов и монастырей и конфискация их имущества. В конце 1917 г. Ленин восстановил патриаршество, но Тихон занял антисоветскую позицию, что обострило отношения церкви и государства.
В 1922 г. имущество церкви было реквизировано в фонд борьбы с голодом. Это привело к выступлениям верующих. В ответ власть перешла в наступление. Весной 1922 г. в Москве и Петрограде прошли судебные процессы над церковными деятелями. Несколько человек были казнены, а Тихон посажен в тюрьму. В 1925 г. после смерти Тихона выборы патриарха были запрещены. Пётр, взявший на себя его обязанности, вскоре был сослан на Соловки.
Таким противоречивым и достаточно целенаправленным был период 1920-30-х гг.
Борьба с неграмотностью
Строительство советской школы. Среди врагов революции В. И. Ленин называл неграмотность.
30 сентября 1918 г. ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР». В его основе были передовые идеи русских и зарубежных педагогов: поощрялось педагогическое новаторство, культивировалось уважение к личности ребёнка, внедрялись элементы самоуправления и принцип бесплатного обучения. Впрочем, были и издержки: в школах убирались парты, отменялись уроки, задания на дом, учебники, отметки, экзамены.
Из декрета Совнаркома. 26 декабря 1919 г. В целях предоставления всему населению республики возможности сознательного участия в политической жизни страны Совет народных комиссаров постановил: 1. Всё население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию... 3. Народному Комиссариату Просвещения и его местным органам предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности всё грамотное население страны... 5. Обучающимся грамоте... рабочий день сокращается на два часа на всё время обучения с сохранением заработной платы. Какова была цель кампании по борьбе с неграмотностью? Какими мерами предполагалось ликвидировать неграмотность? |
Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьянская беднота. При университетах и институтах были созданы рабочие факультеты (рабфаки). К 1925 г. выпускники рабфаков, направляемые на учёбу по партийным и комсомольским путёвкам, составляли половину всех абитуриентов. Государство обеспечивало их стипендиями и общежитиями. Так началось создание советской интеллигенции.
Власть и интеллигенция
В расцвете творческих сил встретили пролетарскую революцию корифеи художественной культуры Серебряного века. Одни из них считали, что отечественные культурные традиции будут либо растоптаны, либо поставлены под контроль новой власти. Ценя превыше всего свободу творчества, они избрали удел эмигрантов. К середине 20-х гг. за границей оказались писатели, поэты, композиторы, певцы, музыканты, художники: И. А. Бунин, А. И. Куприн, А. К. Глазунов, С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин, И. Е. Репин,
В. В. Кандинский, М. 3. Шагал и др. Критическую позицию по отношению к большевистской власти занимал и М. Горький, который в 1921 г. выехал за границу и поселился в Италии.
Не все избрали участь эмигрантов. Ряд выдающихся деятелей культуры, таких, как А. А. Ахматова, М. А. Волошин, М. М. Пришвин, М. А. Булгаков, ушли в глубокую духовную оппозицию, продолжили традиции русского инакомыслия.
Многим казалось, что революция, как очистительная гроза, омолодит страну, разбудит созидающие силы. Они шли навстречу новой жизни, считая себя продолжателями революционных традиций русской культуры. Октябрьская революция уже в первые годы была воспета в стихах В. В. Маяковского («Ода революции», «Левый марш») и А. А. Блока («Двенадцать»), в картинах К. С. Петрова-Водкина («1918 год в Петрограде») и Б. М. Кустодиева («Большевик»), в первом советском спектакле «Мистерия-буфф» по пьесе Маяковского в постановке В. Э. Мейерхольда и с оформлением К. С. Малевича.
Большевики стремились привлечь к сотрудничеству учёных, особенно тех, кто способствовал укреплению обороны и экономики страны или имел мировое признание. Им обеспечивались сносные по сравнению с другими слоями населения условия жизни и работы. Многие известные учёные считали своим долгом работать на благо Родины, хотя они и не разделяли политических и идеологических воззрений большевиков. Назовём среди них основоположника теории современного самолётостроения Н. Е. Жуковского, создателя геохимии и биохимии В. И. Вернадского, выдающегося химика Н. Д. Зелинского, биохимика А. Н. Баха, отца космонавтики К. Э. Циолковского, лауреата Нобелевской премии физиолога И. П. Павлова, агронома-испытателя И. В. Мичурина, растениевода К. А. Тимирязева и др.
Партийный контроль над духовной жизнью
С окончанием Гражданской войны и особенно после событий в Кронштадте большевики начали всё активнее контролировать духовную жизнь в стране. В августе 1921 г. состоялся процесс над некоей Петроградской боевой организацией. Её активными участниками были объявлены известные российские учёные и деятели культуры. Некоторые из них были расстреляны, в том числе учёный-химик М. М. Тихвинский и поэт Н. С. Гумилёв.
В конце августа 1922 г. советское правительство выслало из страны 160 учёных и деятелей культуры, среди которых были выдающиеся философы Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, JI. П. Карсавин, Е. Н. Трубецкой, историк А. А. Кизеветтер, социолог П. А. Сорокин и др. Не разделяя идеологических установок большевизма, они не являлись и активными борцами с ним.
В 1922 г. был учреждён специальный цензурный комитет — Главлит, который осуществлял контроль за всей печатной продукцией, дабы на её страницы не просочились неугодные властям материалы. Через год к Главлиту прибавился Главрепертком, призванный контролировать репертуар театров и других зрелищных мероприятий.
Однако до 1925 г. культура развивалась в условиях относительной духовной свободы. Бурные внутрипартийные споры мешали выработать единую линию в области культуры. С укреплением позиций Сталина партия «поворачивается лицом к культуре». В 1925 г. была принята резолюция ЦК ВКП(б) «О политике партии в области художественной литературы». Началось упразднение художественного разномыслия. Утверждался партийный диктат. Так, Н. И. Бухарин предложил интеллигенции «идти под знамёна рабочей диктатуры и марксистской идеологии».
«Сменовеховство»
После Октябрьской революции и Гражданской войны Россию покинуло около 2 млн её граждан — офицеры, солдаты, представители всех сословий и профессий. Большинство эмигрантов были настроены к советской власти враждебно и считали её падение неизбежным. Но были и те, кто иначе смотрел на происходившее в стране. В июле 1921 г. в Праге вышел сборник статей «Смена вех».
В революции, принявшей форму русского бунта, «бессмысленного и беспощадного», его авторы увидели глубокие корни. Большевикам, считали они, удалось вогнать анархию в государственное русло и начать восстановление русской державы. Ради осуществления этой задачи, пусть и руками большевиков, необходимо прекратить борьбу с советской властью, которая неизбежно придёт к восстановлению буржуазно-демократических порядков. В нэпе они увидели подтверждение правильности своих выводов. Главный идеолог сторонников примирения с большевиками — «сменовеховства» — Н. В. Устрялов сравнивал советскую власть с редиской, которая снаружи красная, а внутри белая.
«Сменовеховство» с удовлетворением и даже с облегчением восприняла часть интеллигенции, оставшаяся на родине, на службе новой власти. Эта идеология оправдывала и даже возвышала их, ибо они могли почувствовать себя сопричастными делу воссоздания России. Подобные настроения способствовали возвращению многих людей из эмиграции на родину. Одним из первых в 1923 г. вернулся писатель А. Н. Толстой, позднее, в 30-е гг., приехали в Россию С. С. Прокофьев, М. И. Цветаева, М. Горький, А. И. Куприн.
«Сменовеховство» устраивало и лидеров большевиков. С одной стороны, оно позволяло расколоть эмиграцию, а с другой — освящало результаты Октябрьской революции. Однако они не допустили распространения этих идей в собственной стране.
Большевики и церковь
Большевики ставили перед собой цель воспитать «нового человека», достойного жить в коммунистическом обществе. Борьба с религией была обусловлена не только их атеистическими воззрениями, но и стремлением устранить опасного конкурента в духовной жизни страны.
Первым актом борьбы стал декрет 23 января 1918 г. об отделении церкви от государства и школы от церкви. Он послужил основой для полного произвола на местах по отношению к церкви и её служителям. Повсеместно стали закрываться храмы и монастыри. Их имущество и предметы культа конфисковывались «для революционных нужд». Священнослужителей арестовывали, отправляли на принудительные работы. Они были лишены избирательных прав, облагались самыми высокими налогами, их дети лишались возможности получить специальное или высшее образование.
Главой Русской православной церкви после восстановления патриаршества в 1917 г. стал митрополит Московский Тихон. В январе 1918 г. он предал большевиков анафеме.
Из первого послания патриарха Тихона. Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в русской земле... всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной брани... Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это — поистине дело сатанинское... Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение... |
Охарактеризуйте отношение Русской православной церкви к советской власти.
Когда в 1921 г. в Поволжье разразился голод, патриарх обратился к главам христианских церквей с призывом помочь голодающим. Созданный им церковный комитет помощи голодающим поднял всю верующую Россию.
В ответ в феврале 1922 г. Совнарком принял декрет о конфискации церковных ценностей в пользу голодающих. Исполнение декрета вылилось в некоторых местах в грабёж церковного имущества. В течение трёх месяцев произошло более тысячи столкновений верующих с отрядами, проводящими реквизиции. Ленин использовал эти события для решающего удара по церкви.
Из записки В. И. Ленина. 19 марта 1922 г. Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи, трупов, мы можем (и поэтому должны!) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления... Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать. С какими целями (их несколько) предлагал Ленин провести изъятие церковных ценностей? |
В апреле—мае 1922 г. в Москве и в июле в Петрограде были организованы судебные процессы, ряд крупных церковных иерархов приговорили к смертной казни по обвинению в контрреволюционной деятельности. Патриарх Тихон был взят под домашний арест, а затем переведён в тюрьму.
Усилилась антирелигиозная пропаганда, был создан Союз воинствующих безбожников, стал выпускаться массовый журнал «Безбожник». После смерти патриарха Тихона в 1925 г. власти не допустили выборов нового патриарха. Принявший патриаршие обязанности митрополит Пётр был выслан на Соловки.
Начало «нового искусства»
Набирали силу новые тенденции и явления в области художественной культуры. Всё громче заявлял о себе Пролеткульт — литературно-художе-ственная и культурно-просветительская организация. Проповедуя идею «чистой пролетарской культуры», её руководители призывали выбросить «на свалку истории» культурные достижения и традиции прошлого. Они создавали художественные студии и клубы, которые объединяли склонных к творчеству пролетариев. В 1925 г. оформилась Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП). Она требовала оценивать литературные произведения с точки зрения не их художественных достоинств, а социального происхождения авторов. Всё вышедшее из-под пера писателей не рабоче-крестьянского происхождения объявлялось идейно вредным.
В литературу вошли писатели нового поколения, участники революции и Гражданской войны. Они не только воспевали революционную романтику, но и исследовали жизненные проблемы, психологические конфликты. Таковы произведения И. Э. Бабеля («Конармия»), Вс. В. Иванова («Бронепоезд 14-69»), А. С. Серафимовича («Железный поток»), К. А. Тренёва («Любовь Яровая»), М. А. Шолохова («Донские рассказы»), Д. А. Фурманова («Чапаев»), А. Весёлого («Россия, кровью умытая»).
Во всю мощь раскрылся талант великого русского поэта С. А. Есенина. Его творческая и личная судьба отразила противоречия революционной эпохи: «Остался в прошлом я одной ногою, скольжу и падаю другою».
Востребованным жанром в годы нэпа стала сатира. Она обнажала противоречия времени, которое меняло, часто не в лучшую сторону, характеры людей и их души. Этот жанр был представлен рассказами М. М. Зощенко, романом И. А. Ильфа и Е. П. Петрова «Двенадцать стульев», сатирическими пьесами В. В. Маяковского «Клоп», «Баня».
Большевикам нужны были новые художественные формы воздействия на чувства, агитации за коммунистическое будущее. Расцвело искусство плаката, появлялись талантливые мастера этого жанра — В. Н. Дени («Банда»), Д. С. Моор («Ты записался добровольцем?», «Помогите!»). Особое место занимала новая форма агитационного искусства — «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства). Острые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы, передававшиеся агентством в газеты. Большую роль в создании «Окон РОСТА» сыграл В. В. Маяковский.
Возникают самые разные группировки со своими платформами, манифестами, системой изобразительных средств. Ведущее место занимала группа АХРР (Ассоциация художников революционной России): долгом каждого мастера, считали её члены, является «художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве». Эта идея нашла своё воплощение в работах И. И. Бродского, А. М. Герасимова, М. Б. Грекова. Произведения, овеянные революционной романтикой, создал в 20-е гг. скульптор И. Д. Шадр. Классической стала его работа «Булыжник — орудие пролетариата. 1905 год».
Архитекторы создавали гигантские планы строительства городов будущего, в основе которых лежали идеи конструктивизма. В 1919 г. В. Е. Татлин спроектировал «Башню III Интернационала», заложившую основы современного индустриального дизайна.
В историю мирового кино вошли фильмы С. М. Эйзенштейна «Броненосец «Потёмкин», «Октябрь», с которых началось освоение революционной темы в этом виде искусства.
Духовная жизнь советского общества в первые годы советской власти отличалась относительной свободой, но по мере укрепления позиций Сталина началось партийное наступление на культуру.
Дата
1922 — высылка из России 160 деятелей культуры.
Расширяем словарный запас
Анафема — церковное проклятие, отлучение от церкви.
Атеизм — отрицание религии.
Конструктивизм — направление в искусстве, выдвинувшее задачу формирования (конструирования) особой среды, окружающей человека.
Вопросы для самопроверки
- Какое значение придавала советская власть ликвидации неграмотности?
- Какие отрицательные и положительные стороны имела новая советская школа?
- Почему значительная часть российской интеллигенции не приняла большевистский режим? Каковы мотивы тех, кто признал советскую власть?
- Какую роль сыграл сборник «Смена вех»?
- Каковы причины гонений, направленных против православной церкви и её служителей?
- Какие новшества были в культуре 1920-30-х гг. в СССР?
- Составьте сводную таблицу по развитию культуры 1920-30-х гг., указав деятелей и их произведения
Комментариев нет:
Отправить комментарий