24.01.2023
Группа 406
Предмет: История
Тема : СССР в годы «сталинского социализма» (1929-1941)
Тема урока : Советская культура в 30-е гг. Луганщина в 1921-1941 гг.
Цель урока: изучить данную тему, составить конспект урока. Ответить на вопросы письменно.
Период 1920–30-х гг. — достаточно противоречивый. В большей степени это отразилось на культуре, в том числе из-за того, что творческие люди далеки от политики. Но политика, конечно, затрагивала деятелей культуры, и реакция была разной.
Многие деятели Серебряного века, такие как Н. Бердяев, М. Булгаков, С. Франк, историки А. Кизиветтер, С. Пушкарёв, оказались ненужными в советской системе.

М. Булгаков
Иллюстрация / Shutterstock / FOTODOM
В культуре господствовало правило соответствия их взглядов принципам марксизма-ленинизма. В результате многие оказались в эмиграции.
Другая сторона — культурная революция. Задача, которую она ставила перед собой, — добиться максимальной грамотности.
Развитие музыки было связано с именами С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Т. Хренникова, И. Дунаевского. Появились музыкальные коллективы: Большой симфонический оркестр, квартет им. Бетховена и т. д. При оценке творчества композиторов огромную роль играли вкусы вождей, поэтому жёсткой критике подвергся Д. Шостакович. Своего расцвета достигло песенное творчество.

Д. Шостакович
Изображение / Shutterstock / FOTODOM
Образование и наука
В. И. Ленин одной из главных задач построения социализма в стране считал борьбу с неграмотностью. В 1918 г. было утверждено Положение о единой трудовой школе РСФСР — школа провозглашалась бесплатной и управлялась на основе самоуправления; поощрялось педагогическое новаторство, уважение к личности ребёнка. Но ряд экспериментов имел отрицательную сторону — отменялись уроки, парты, домашние задания, отметки и т. д.
При поступлении в вузы преимуществом пользовалась беднота. Для того чтобы рабочие и колхозники могли учиться в вузах, при них создавались рабочие факультеты. Государство обеспечивало выпускников рабфаков стипендиями и общежитиями.
В 1919 г. Совнарком принял декрет о борьбе с безграмотностью. Все люди в возрасте от 8 до 50 лет должны были обучиться грамоте на родном или русском языке, для этого по всей стране были созданы специальные школы. В конце 1930-х гг. беззаботность была практически полностью ликвидирована. Был утверждён тезис всеобщего начального образования.
Культурная революция была также направлена на решение вопросов в республиках. У некоторых народов даже отсутствовала своя письменность. Благодаря культурной революции народы Севера и Сибири смогли получить свой собственный алфавит.
Экономические преобразования в СССР поставили задачу повышения образовательного уровня населения. Педагогические эксперименты 20-х г. были непригодны для этого. В 1930 г. начался переход ко всеобщему начальному образованию, в 1937 г. — к семилетке. В школу возвратились уроки, твёрдое расписание, отметки и т. д. Были созданы новые программы и учебники. В 1934 г. было восстановлено преподавание истории и географии, а затем и другие дисциплины.
В стране было открыто 20 тыс. новых школ. В конце 30-х гг. в СССР насчитывалось 35 млн учащихся. По переписи 1939 г. грамотность составила 87,4 %. Быстрыми темпами развивались среднее специальное и высшее образование. По числу учащихся и студентов СССР вышел на 1-е место в мире. Тираж книг в 1937 г. составил 700 млн экземпляров. Они выходили на 110 языках народов СССР.
Развитие науки в СССР шло под мощным идеологическим прессом. Несогласные с таким подходом подвергались травле и репрессиям. В биологической науке группа во главе с Т. Лысенко подвергла травле советских генетиков Н. Вавилова, Н. Кольцова, А. Серебровского. Свои действия Лысенко объяснял защитой дарвинизма и мичуринской теории от «буржуазной науки». Впоследствии многие генетики были репрессированы, а сама генетика запрещена.
Огромное внимание И. В. Сталин уделял исторической науке. История стала трактоваться как история классовой борьбы. В 1938 г. вышел «Краткий курс истории ВКП(б)», отредактированный лично Сталиным. Он возвеличивал Сталина и фактически стал официальной трактовкой основ марксизма-ленинизма и вопросов истории ВКП(б). На его основе были разгромлены неофициальные школы в исторической науке, ей был нанесён непоправимый ущерб.
Несмотря на идеологическое давление, представители естественных наук смогли добиться выдающихся успехов. С. Вавилов (оптика), А. Иоффе (физика кристаллов), П. Капица (микрофизика), И. Курчатов (ядерная физика) и др. обогатили мировую науку. Химики Н. Зелинский, А. Бах, С. Лебедев сделали фундаментальные открытия в области получения искусственных веществ и органических пищевых продуктов.
Мирового признания добились советские биологи Н. Вавилов, В. Пустовойт, В. Вильямс и др. Значительных успехов достигли математика, астрономия, механика, физиология. Огромное развитие в этот период получили геология и география. Это было связано с началом промышленного развития Сибири и Дальнего Востока. Были открыты новые залежи полезных ископаемых: нефти в Поволжье, угля в Подмосковье и Кузбассе, железа — на Урале и др.
Большевики стремились привлечь к сотрудничеству знаменитых учёных, т. к. от их деятельности зависела обороноспособность страны. Этим людям создавались условия для нормальной жизни и исследований. Многие учёные считали, что работать надо на благо Родины, и поэтому не разделяли идеологию большевиков. В 20-е гг. продолжилась научная деятельность И. Павлова Н. Жуковского, К. Циолковского, Н. Зелинского, И. Мичурина, В. Вернадского и др.
Литература
1920-е гг. называют закатом Серебряного века. М. Горький уехал в Италию, И. Бунин, А. Куприн, Ф. Шаляпин и др. — во Францию. Часть деятелей культуры осталась в стране, но ушла в глухую оппозицию (А. Ахматова, М. Булгаков, М. Волошин и др.).

М. Горький
Иллюстрация / Shutterstock / FOTODOM
В то же время В. Маяковский, А. Блок, Б. Кустодиев, К. Петров-Водкин и др. восприняли идеи революции.
Создавалась новая пролетарская литература. Основоположниками социалистического реализма стали М. Горький и А. Серафимович.
Строгая цензура наложила отпечаток на качество литературы. Из печати выходило много произведений-однодневок. Тем не менее, в этот период творили многие талантливые писатели. М. Горький пишет «Жизнь Клима Самгина», «Егор Булычёв и другие». А. Толстой заканчивает «Хождение по мукам» и начинает работу над романом «Пётр I». Огромный вклад в историю литературы внесли М. Шолохов, М. Булгаков, В. Каверин, А. Платонов и др.
В конце 20-х гг. на сценах советских театров начинают утверждаться пьесы советских драматургов. «Человек с ружьём» Н. Погодина, «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского, «Таня» А. Арбузова составили «золотой фонд» репертуара многих театров.
Искусство и кинематограф
Появляются новые формы искусства. Массовое искусство служило тому, чтобы люди получали определённый идеологический заряд, направленный на позиции марксизма-ленинизма.
Изобразительное искусство тоже должно было нести идею классовой борьбы. Абстрактное творчество оказалось не нужно. Героями картин становились рабочие, красноармейцы, деятели правительства. Показательным является творчество С. Герасимова, В. Серова, А. Дейнеки.
Если до революции кинематограф носил развлекательный характер, то теперь он должен был отражать революционную борьбу. В 1925 году был снят художественный фильм «Броненосец Потёмкин».
Документальная хроника освещала в нужном свете текущие события. Во многом своему успеху она была обязана выдающимся режиссёрам Д. Вертову, Э. Тиссэ, Э. Шубу. В 1931 г. в СССР был поставлен первый звуковой фильм «Путёвка в жизнь». В 1936 — первый цветной фильм «Груня Корнакова». Особой популярностью пользовались исторические ленты «Чапаев», «Мы из Кронштадта», трилогия о Максиме.
Чрезвычайно популярны были также музыкальные ленты «Волга-Волга», «Весёлые ребята», «Свинарка и пастух» и др. Начал складываться детский кинематограф — «Тимур и его команда», «Золотой ключик», «Белеет парус одинокий». Накануне войны появилась целая серия патриотических лент — «Александр Невский», «Пётр I», «Минин и Пожарский». Наиболее известными режиссёрами были С. Эйзенштейн, Н. Экк, Г. Александров, И. Пырьев, В. Пудовкин.
Архитектура и скульптура
В 1920-е гг. был популярен конструктивизм — авангардистское направление в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, зародившееся в СССР в 1920-г. — первой половине 1930-х гг.
В 1930-е гг. утверждается советский классицизм.
В изобразительном искусстве главным считалось не мастерство художника, а идейная направленность сюжета, соответствие принципам социалистического реализма. Его классиком стал Б. Иогансон, чья картина «Допрос коммунистов» была отмечена всевозможными наградами. В этом направлении работали А. Дейнека, Ю. Пименов, М. Нестеров. В жанре пейзажа смогли утвердиться М. Сарьян, П. Кончаловский, А. Лентулов.
Ассоциация художников революционной России ставила задачу отображения «революционных будней». Студия М. Грекова работала над военной тематикой, А. Герасимов, И. Бродский уделяли внимание «будням великих строек». И. Шадр, А. Матвеев творили в жанре революционной романтики.
В. Татлин, спроектировав Башню III Интернационала, заложил основы современного индустриального дизайна.
Борьба со старой школой
После Кронштадтского мятежа большевики усилили контроль над духовной сферой жизни общества. В августе 1921 г. была «разоблачена» Петроградская боевая организация. По обвинению в принадлежности к ней были расстреляны Н. Гумилёв, М. Тихвинский и др. деятели науки и культуры. В 1922 г. из страны выдворили 160 учёных — Н. Бердяева, С. Булгакова, А. Кизеветтера, П. Сорокина и др.

Предметы старины. Записка Н. Гумилева
Изображение / Shutterstock / FOTODOM
В 1922 г. был учреждён Главлит, осуществлявший цензуру за всей печатной продукцией. В 1923 г. создаётся Главрепертком с теми же функциями. Но до 1925 г. в культуре сохранялась относительная духовная свобода. Партийные вожди, борясь друг с другом, не могли договориться о единой линии. С возвышением Сталина ситуация изменилась — началась идеологизация художественного творчества.
Церковь Тихона, Патриарха Всея Руси в Клину. Россия
Изображение / Shutterstock / FOTODOM
Борьба с религией была вызвана атеистическими воззрениями партийных лидеров и стремлением убрать конкурента из духовной сферы. В начале 1918 г. школа была отделена от церкви, а церковь — от государства. Началось закрытие храмов и монастырей и конфискация их имущества. В конце 1917 г. Ленин восстановил патриаршество, но Тихон занял антисоветскую позицию, что обострило отношения церкви и государства.
В 1922 г. имущество церкви было реквизировано в фонд борьбы с голодом. Это привело к выступлениям верующих. В ответ власть перешла в наступление. Весной 1922 г. в Москве и Петрограде прошли судебные процессы над церковными деятелями. Несколько человек были казнены, а Тихон посажен в тюрьму. В 1925 г. после смерти Тихона выборы патриарха были запрещены. Пётр, взявший на себя его обязанности, вскоре был сослан на Соловки.
Таким противоречивым и достаточно целенаправленным был период 1920-30-х гг.
Ответить на вопросы письменно:
- Какие новшества были в культуре 1920-30-х гг. в СССР?
- Составьте сводную таблицу по развитию культуры 1920-30-х гг., указав деятелей и их произведения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий