среда, 28 декабря 2022 г.

 28.12.2022

 Группа 406

Предмет: История 

Тема : Мир во второй половине XXIвека (1945 – начало XXIв)

Тема урока: Страны Восточной Европы

Цель урока: изучить данную тему, составить конспект урока. 

Страны Восточной Европы — составная часть мировой системы социализма

Страны Центральной и Юго-Восточной Европы в конце 1940-х — начале 1950-х гг. приступили к «социалистическому строительству», ориентируясь на советскую модель общества. Здесь происходили преобразования, которые копировали социалистическую систему СССР: коммунисты становились правящей партией, расширялся государственный сектор экономики, проводилась коллективизация сельского хозяйства, исчезала буржуазия.
В политической сфере повсеместно в странах Восточной Европы стали господствовать просоветские коммунистические партии, идеологией которых был марксизм-ленинизм. В конституциях этих государств были закреплены положения, которые обозначили их общественный строй как «диктатуру пролетариата». Формально в ряде стран — ГДР, Польше, Чехословакии, Болгарии — сохранялась многопартийность, но реально на всех уровнях власти закрепились коммунисты. Деятельность общественных организаций — молодёжных, женских, профсоюзов — была подчинена интересам правящих партий.
Вплоть до середины 1950-х гг. в ряде стран проявлялся культ личности национальных и партийных руководителей. У власти были Иосип Броз Тито в Югославии, Болеслав Берут в Польше, Клемент Готвальд (1896–1953) в Чехословакии, Матьяш Ракоши в Венгрии, Георге Георгиу-Деж в Румынии, Энвер Ходжа (1908–1985) в Албании. Некоммунистические партии и движения были вытеснены с политической арены силовыми методами. На фоне ухудшения советско-югославских отношений в других странах социалистического блока начались партийные чистки внутри коммунистических партий от реальных и мнимых оппозиционеров. Руководства компартий, курируемые КПСС, стремились таким образом обеспечить идейное и политическое единство номенклатуры всех социалистических стран Восточной Европы.
В экономическом развитии правящие партии делали акцент на процессе индустриализации по советскому образцу: форсированное развитие тяжёлой промышленности и создание военно-промышленного комплекса. Как и в СССР, утверждались планы развития народного хозяйства, обычно на четыре-шесть лет. За несколько лет с помощью СССР страны Восточной Европы преодолели послевоенную хозяйственную разруху, модернизировали или создали современные промышленные отрасли: металлургию, машиностроение, станкостроение, химическую промышленность, электроэнергетику. Электростанции, крупные металлургические комбинаты, машиностроительные заводы, построенные в этот период, превратили страны Восточной Европы из аграрно-индустриальных в индустриальные.

Социалистические государства центральной и юго-восточной Европы. Цит. по: Чумалова Г. Г., Дулова Е. В. Атлас новейшей истории зарубежных стран. 10–11 класс одиннадцатилетней школы. — М.: Картография ГУГК СССР, 1991. — С. 31

В эти же годы последовательно проводилась коллективизация: создавались сельскохозяйственные кооперативы, которым государство предоставляло льготы по налогам. Но рыночные отношения исчезли не везде: в Польше и Чехословакии сохранялись индивидуальные хозяйства в деревне, в личной собственности иногда были мелкие мастерские, лавки, ресторанчики. Колхозы в чистом виде, как в СССР, практически не создавались.

Румынская марка 1962 г., посвящённая завершению коллективизации земель

В развитии экономики стран Восточной Европы сыграл деятельность Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). За первую половину 1950-х гг. товарооборот между странами-членами СЭВ вырос в полтора раза. В развитии многих индустриальных отраслей были достигнуты значительные успехи. Однако темпы и результаты экономического роста социалистических стран всё же отставали от развития экономики капиталистических стран.

Марка СССР 1979 г., посвящённая 30-летию СЭВ, на которой изображено здание СЭВ в Москве и флаги стран — участниц СЭВ

В социальном отношении в странах Восточной Европы провозглашалась гегемония рабочего класса, авангардом которого объявлялись компартии. Но население этих стран в 1950-е гг. не было социально однородным: и в городе, и в деревне имелась мелкая буржуазия. С переходом к строительству социализма рабочие и служащие получили новые социальные гарантии: увеличенные отпуска, пособия по болезни, инвалидности, прогрессивное трудовое законодательство. В ходе послевоенного восстановления экономики и дальнейшего экономического роста жизненный уровень населения восточноевропейских стран значительно повысился. Тем не менее, экономические возможности этих стран не всегда позволяли решать многие запросы населения в социальной сфере. Недовольство этим иногда выливалось в открытые выступления протеста. В 1953 г. введение новых расценок оплаты труда в промышленности вызвало забастовки, поджоги партийных комитетов, нападения на тюрьмы. В 1953–1954 гг. экономические забастовки проходили в Чехословакии, Венгрии, Румынии. Они подавлялись властями, зачастую с помощью армии.
Другая модель социализма существовала в эти годы в Югославии. Она получила название «самоуправляющегося социализма», так как предполагала экономическую свободу трудовых коллективов в рамках предприятий — рабочих советов, действующих на основе хозяйственного расчёта. В народном хозяйстве использовалось рекомендательное, а не директивное планирование. В сельском хозяйстве Югославии власти отказались от принудительного объединения хозяйств. Шире, чем в других соцстранах, использовались товарно-денежные отношения. Однако в политической сфере никакого плюрализма не допускалось: монополия компартии и культ вождя И. Б. Тито оставались прочными.

Президент Югославии Иосип Броз Тито. Фотография неизвестного автора

Внешнеполитическое развитие стран Восточной Европы определялось доминированием СССР. По линии Коминформа в 1947–1956 гг. развивались всевозможные формы политического и межпартийного сотрудничества. Особенно тесные связи с СССР были у ГДР, Чехословакии и Болгарии.
СССР и страны Восточной Европы демонстрировали полную солидарность во внешнеполитических вопросах по разоружению, деколонизации, отношению к военным конфликтам, германскому вопросу. После принятия ФРГ в НАТО социалистические страны во главе с СССР создали свой военно-политический блок — Организацию Варшавского договора (ОВД). Договор о его создании подписали в Варшаве в мае 1955 г. СССР, ГДР, Польша, Чехословакия, Болгария, Румыния, Албания и Венгрия. Целью ОВД стало обеспечение безопасности социалистических стран, для чего были созданы Объединённые вооружённые силы.

Эмблема Организации Варшавского договора. Wikimedia Commons: Fenn-O-maniC

Единство социалистических стран нарушали советско-югославские отношения. Они обострились в 1948 г. из-за стремления югославского лидера И. Б. Тито к независимости от Москвы и желания Белграда играть решающую роль на Балканах. И. В. Сталин был недоволен попытками югославских коммунистов придать свою специфику социалистическим преобразованиям. Напряжённость усиливалась из-за личного соперничества И. В. Сталина и И. Б. Тито. На совещании Коминформа в 1948 г. была принята антиюгославская резолюция, по которой компартия Югославии исключалась из Коминформа. Договоры о дружбе, сотрудничестве были денонсированы, произошёл полный разрыв отношений между СССР и Югославией. Это был первый кризис в «восточном блоке». 

Политику конфронтации с Югославией разделяли и другие страны Восточной Европы, и Югославия стала взаимодействовать с западными странами. В начале 1950-х гг. она получала военную помощь США, Великобритании, сотрудничала с Турцией, Грецией. Улучшение отношений Югославии с социалистическими странами произошло только после смерти И. В. Сталина. В июне 1953 г. произошёл обмен послами между СССР и Югославией, в 1955 г. после визита советского руководителя в Белград межгосударственные отношения нормализовались. Югославия была признана социалистическим государством, отношения этой страны с другими соцстранами стали налаживаться.

Таким образом, в конце 1940-х — 1950-е гг. формировалось политическое и экономическое содружество социалистических стран во главе с СССР, которое получило название «мировой социалистической системы». Страны Восточной Европы составили ядро «социалистического лагеря», к которому потом присоединились другие страны мира, вставшие на путь строительства социализма.

Попытки реформ в социалистических странах Европы (середина 1950-х — 1960-е гг.)

Курс на десталинизацию и мирное сосуществование стран с различным общественным строем, закреплённый XX съездом КПСС в феврале 1956 г., сыграл важную роль в судьбах стран Восточной Европы. В документах съезда шла речь об уважении специфики строительства социализма в разных странах. В результате в европейских соцстранах, за исключением Албании, началась оттепель: отказ от культа личности, реабилитация жертв репрессий. В 1956 г. прекратил существование Коминформ.

Ослабление тоталитарного давления на общество привело к росту реформистских настроений в обществе среди рабочих, служащих, интеллигенции. В ряде государств начали звучать антикоммунистические идеи. В Польше и Венгрии это привело к открытому противостоянию с властью. Так, в Польше летом 1956 г. начались забастовки, вызванные в основном понижением зарплаты рабочих. Протестное движение вылилось в столкновения бастующих с органами правопорядка и военнослужащими, в ходе которых погибли десятки людей. Осенью 1956 г. первым секретарём ЦК Польской объединённой рабочей партии (ПОРП) был избран популярный в обществе Владислав Гомулка (1905–1982), который находился в опале с 1951 г. В. Гомулка заявил о создании польской модели социализма. Новое руководство правящей партии отказалось от принудительной коллективизации сельского хозяйства, а также нормализовало отношения с католической церковью, влияние которой на население было огромно. На некоторое время общественно-политическая обстановка в Польше нормализовалась.

Более сложная ситуация сложилась в Венгрии. С требованиями демократизации общественной жизни в 1956 г. проходили студенческие и рабочие манифестации, которые осенью приобрели антикоммунистическую и антисоветскую направленность. Главой правительства в октябре был назначен коммунист-реформатор Имре Надь (1896–1958). Предпринятые им попытки реорганизации правящей партии не остановили расширения антикоммунистического движения в Будапеште и других городах страны. В конце октября восставшие начали нападать на партийные и общественные учреждения, ширились столкновения манифестантов с властями. И. Надь заявил о выходе Венгрии из ОВД и потребовал вывода советских войск из страны. Восставшие захватили столицу. Социалистический строй в Венгрии оказался под угрозой. 4 ноября 1956 г. советские танки вступили в Будапешт, в течение четырёх дней народное восстание было подавлено. И. Надь был арестован и вскоре казнён. Правительство Венгрии было реорганизовано. Во главе правящей партии встал лояльный Москве Янош Кадар (1912–1989). Коммунистический режим в Венгрии был сохранён ценой жестокого подавления восстания и многочисленных жертв. События 1956 г. в Венгрии нанесли серьёзный ущерб авторитету СССР в мире.

Под влиянием этих событий в последующие годы происходила эволюция общественно-политического и экономического строя в соцстранах Европы. Было ослаблено вмешательство партийных органов в деятельность предприятий, полномочия законодательных органов власти расширились, общественные организации получили больше возможностей. Более гибкой становилась планово-директивная экономика. От советской модели усиленного развития военно-промышленного комплекса и тяжёлой промышленности не отказались, но больше внимания стали уделять лёгкой и пищевой промышленности. В Венгрии и Польше предприятия получили большую самостоятельность, появились элементы рабочего самоуправления, расширялось социальное обеспечение. Эти меры были эффективными, но временными. Серьёзного прорыва в темпах экономического роста и повышении уровня жизни населения не происходило.

В 1960-е гг. в Югославии проходили реформы, главной идеей которых стало создание «свободной ассоциации производителей». Для этого была разработана модель «рыночной экономики рабочего самоуправления». Правда, в её основе лежали не рыночные механизмы, а тот же принцип планирования, но не централизованного, а местного. В 1970-е гг. эта модель дополнилась «принципами договорной экономики» между производителями. Эффективность этих попыток оказалась невысокой.

В Чехословакии в 1967 г. также был взят курс на «совершенствование хозяйственного механизма». Толчком к реформам стал провал третьей пятилетки (1961–1966): промышленность страдала от диспропорций и практически перестала развиваться, сельское хозяйство испытывало огромные трудности. Процессы десталинизации общественно-политической жизни во второй половине 1950-х гг. практически не затронули Чехословакию, хотя и были нужны. В 1967 г. требований демократизации в обществе нарастали. Компартия сначала приступила к экономическим реформам: децентрализовала управление экономикой, отменила директивное планирование, перевела предприятия на полный хозрасчёт со снятием ограничений на рост зарплаты. Однако эти меры привели к росту цен, что увеличило протестные настроения среди населения. 

В январе 1968 г. на пленуме ЦК КПЧ прежнее руководство страны подверглось серьёзной критике. Первым секретарём ЦК был избран Александр Дубчек (1921–1992), который стал одним из идейных вдохновителей демократизации, сторонником построения «социализма с человеческим лицом». Началась Пражская весна: активизировалась деятельность некоммунистических партий, возникли первые политические клубы, обновился состав правительства. Новая власть подготовила «Программу действий», в которой подчёркивалась необходимость сосредоточения власти в руках государства, а не партии, реабилитации жертв незаконных репрессий, снижения контроля за наукой и культурой, соблюдение гражданских прав и свобод. Эта программа не противоречила конституции и закрепляла ведущую роль КПЧ в обществе, не ставилось под сомнение и участие ЧССР в ОВД. Более радикальные варианты общественного переустройства выдвигали антикоммунистические силы, их активным участником была молодёжь и студенчество. Включение молодого поколения в общественные процессы стало ярким признаком бунтарского духа 1968 г., характерного для всего европейского сообщества.

Главные зачинщики Пражской весны 1968 г. (слева направо): Олдржих Черник, Александр Дубчек, Людвик Свобода и Йозеф Смрковский. Фотография неизвестного автора

Происходящее в Чехословакии вызвало беспокойство советского руководства. В июне Центральному комитету КПЧ было предложено установить жёсткий контроль над СМИ, пресечь деятельность политклубов, убрать с ответственных постов радикальных реформаторов. Эти требования не были выполнены, и 21 августа 1968 г. в Чехословакию вошли войска стран — участниц ОВД. В Москве были проведены переговоры членов правительства с А. Дубчеком, которые завершились подписанием соглашения о нормализации положения в стране и условиях временного пребывания советских войск на территории Чехословакии. Реформы были свёрнуты, А. Дубчека в апреле 1969 г. заменил на его посту Густав Гусак (1913–1991). Завоевания Пражской весны были ликвидированы.

Советские танки, отмеченные белыми крестами, чтобы отличать их от чехословацких, на улицах Праги во время вторжения в Чехословакию в 1968 г. Фотография Engramma.it

Таким образом, попытки реформ в социалистических странах Восточной Европы во второй половине 1950–1960-х гг. либо жёстко пресекались со стороны СССР (если они угрожали социалистическому строю), либо были неэффективны, так как не затрагивали основ плановой экономики.
Со второй половины 1950-х гг. под влиянием XX съезда КПСС и особенно народных выступлений в странах Восточной Европы советское руководство стремилось развивать более равноправные отношения с союзниками по ОВД. СССР сначала частично, а позже полностью списал долги соцстран. Уже после волнений 1953 г. в ГДР советское руководство отказалось от дальнейшего получения репараций с Восточной Германии. В 1957 г. в ряде договоров был отрегулирован правовой статус советских войск на территории Венгрии, ГДР и Польши, численность размещённых там войск значительно сократилась. Полностью были выведены советские войска из Румынии. По линии ОВД стали регулярно проводиться совместные военные учения. Более равноправным стало сотрудничество в рамках СЭВ. Члены этой организации стремились совместно найти взаимовыгодные формы кооперации через запуск международного социалистического разделения труда.
Во внешней политике социалистические страны Восточной Европы полностью поддерживали внешнеполитический курс СССР. Оборонительная доктрина ОВД соответствовала геополитическим интересам СССР. Жёсткая конфронтация между странами капитализма и социализма смягчилась после прихода к власти Н. С. Хрущёва и XX съезда КПСС, а также в период разрядки международной напряжённости. В то же время для советского руководства было важно любыми средствами сохранить влияние на союзников по ОВД. На Западе политику ограничения суверенитета стран социалистического лагеря стали называть доктриной Брежнева.
Долгое время очагом напряжённости для всех восточноевропейских стран была германская проблема. СССР и страны Восточной Европы выступали за равноправный союз двух немецких государств в виде конфедерации и Берлин как «вольный демилитаризованный город». При этом Москва считала, что Западный Берлин должен стать частью ГДР. Руководство ГДР беспокоил массовый отток граждан в ФРГ через Западный Берлин. Попытка Н. С. Хрущёва лишить Западный Берлин особого статуса привела к обострению отношений между СССР и США: в августе 1961 г. войска НАТО и СССР в Западной и Восточной Германии были приведены в боевую готовность. Эти события получили название Берлинского кризиса 1961 г. Выход из него был необычным: власти ГДР с одобрения Москвы 12 августа 1961 г. начали строительство стены между Западным и Восточным Берлином. Берлинская стена стала символом разделения мира на сферы влияния двух сверхдержав, на два лагеря — социализма и капитализма.
Нормализация отношений с Западной Германией стала возможна в русле «новой восточной политики» канцлера ФРГ В. Брандта в начале 1970-х гг. Были установлены дипломатические отношения соцстран Европы с ФРГ. Особое значение имел договор 1972 г. между ФРГ и ГДР, по которому признавалось существование двух германских государств.
Десталинизация в СССР стала причиной ухудшения отношений СССР с Албанией, где утвердился авторитарный режим Э. Ходжи, поклонника И. Сталина. Идеологические разногласия привели к разрыву отношений Албании с СССР в декабре 1961 г. В 1961 г. Албания вышла из СЭВ, а в 1968 г. из ОВД. Значительно сократились связи Албании с восточноевропейскими странами. Э. Ходжа стал ориентироваться во внешней политике на Китай, но из-за идеологических разногласий в 1978 г. разорвал отношения и с ним. Албания оказалась в полной внешнеполитической изоляции до начала 1990-х гг.
Своеобразной была внешняя политика Югославии. После улучшений отношений с СССР она сохранила торговые контакты с западноевропейскими странами. Но при этом провозглашался курс на неприсоединение ни к одному военно-политическому блоку. Югославия установила дружеские отношения с Индией, Египтом, Индонезией, в ООН взаимодействовала в основном с независимыми странами Азии и Африки. В сентябре 1961 г. по инициативе президента Югославии И. Б. Тито, премьер-министра Индии Дж. Неру и президента Египта Г. А. Насера в Белграде состоялась конференция ряда государств, на которой было положено начало Движению неприсоединения. Так в мире кроме капиталистических и социалистических стран, противоборствующих друг с другом, появилась третья группа нейтральных государств.

Революции 1989–1991 гг. и начало новой эпохи в истории стран Восточной Европы

Кризисные явления, охватившие социалистические страны в конце  1970-х — первой половине 1980-х гг., привели к реформам, первые из которых начались в СССР в 1985 г. с приходом к власти М. С. Горбачёва. Перестройка в СССР и новое политическое мышление во внешней политике открыли возможности для глубоких изменений всех сфер общественной жизни в странах Восточной Европы. Предпосылки таких масштабных изменений формировались несколько десятилетий:

  • планово-директивная экономика тормозила развитие научно-технического прогресса и модернизацию экономики, уровень экономического развития соцстран значительно отставал от капиталистических держав, вступивших в постиндустриальную эпоху;

  • восточноевропейское общество перестало верить в возможность демократизации и соблюдение гражданских прав и свобод человека при сохранении коммунистических режимов;

  • население восточноевропейских стран было недовольно слишком тесной связью своих государств с СССР, воспринимало социалистический строй как навязанный извне, выступало сторонниками реальной национальной независимости и самостоятельности своих государств.

Первопроходцем демократических преобразований в Восточной Европе обычно называют Польшу. Среди поляков и в годы социализма глубоко были укоренены ценности католицизма, который создавал альтернативу идеологии коммунизма. Влияние католицизма ещё больше возросло с избранием в 1978 г. краковского архиепископа Кароля Войтылы папой римским (Иоанн Павел II). В то же время ухудшение экономической ситуации вызвало массовое разочарование в коммунистической системе. В 1970-е гг. в Польше формировались оппозиционные организации гражданского общества по защите прав граждан. 

На фоне забастовочного движения в 1980 г. оппозиционно настроенные рабочие и интеллигенция объединились в независимый профсоюз «Солидарность», который возглавил рабочий — электрик судоверфи в Гданьске Лех Валенса (р. 1943). К этому движению (профсоюзом оно называлось формально) присоединилось около 10 млн поляков, его поддержала и католическая церковь. Главное требование оппозиционеров состояло в признании «Солидарности» и независимых профсоюзов, что означало коренные изменения в политической системе. Массовые демонстрации и акции протеста дестабилизировали ситуацию в стране. Опасаясь вооружённого вмешательства стран ОВД, как было в Чехословакии в 1968 г., генерал Войцех Ярузельский (1923–2014), ставший руководителем ПОРП, ввёл в стране военное положение. «Солидарность» была запрещена, в правящей партии прошли чистки. В то же время была усилена самостоятельность предприятий, частично либерализованы цены, созданы условия для иностранных инвестиций. Эти мероприятия улучшили положение в экономике, создали базу для последующих реформ, но преодолеть кризис системы они не смогли.

Массовые демонстрации и забастовки возобновились в Польше в 1988 г., когда изменилась международная ситуация. М. С. Горбачёв в июне 1989 г. заявил о праве народов Европы самим решать свою судьбу. Оппозиция возобновила активную деятельность. ПОРП приняла решение о переходе к политическому плюрализму. В 1989 г. В. Ярузельский начал переговоры с «Солидарностью», предложив участие в работе парламента на правах меньшинства и проведении реформ в духе «демократического социализма». Однако ПОРП не сумела удержать власть и в январе 1990 г. заявила о самороспуске. На первых свободных выборах победила «Солидарность». Президентом Польши стал Л. Валенса. Одну из ключевых ролей в новом правительстве играл министр экономики Л. Бальцерович, который начал быстрые экономические реформы, названные «шоковой терапией». Эпоха социализма в польской истории завершилась.

Забастовка жителей Гданьска, организованная профсоюзом «Солидарность». Фотография Зенона Мироты

В Чехословакии, пережившей Пражскую весну, оппозиция продолжала существовать и в 1970-е гг. В связи с ратификацией Чехословакией Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1977 г. группа представителей науки, культуры, интеллигенции, церкви обратились к власти республики, требуя соблюдать конституцию, вывести из страны советские войска и освободить политзаключённых. Участники этого движения объединились в группу «Хартия-77». Одним из инициаторов движения был драматург Вацлав Гавел (1936–2011). Эта группа приобрела большую известность, и власти не решились её запретить. 

В 1980-е гг. экономическая ситуация в Чехословакии неуклонно ухудшалась. Повышение цен и снижение реальных зарплат вело к падению потребительского спроса. На протяжении 1989 г. в стране наблюдался рост антиправительственных демонстраций, которые подвергались разгону силовыми структурами. В сентябре началась общенациональная забастовка, которую поддержал альянс оппозиционных партий Гражданский форум, во главе которого стоял В. Гавел. Под давлением восставших президент Густав Гусак досрочно покинул свой пост вместе с членами  правительства. Так мирная «бархатная» революция победила в Чехословакии. Президентом в декабре 1989 г. стал В. Гавел, а парламент возглавил А. Дубчек. Статья конституции о руководящей роли КПЧ была отменена, возрождена реальная многопартийность. Начались рыночные реформы. Противоречия между чешскими и словацкими политиками привели к мирному разделению страны на два государства. 31 декабря 1992 г. на карте Европы появились Чешская Республика и Словацкая Республика.

В Венгрии правительство и правящая партия признали в конце 1980-х гг. наличие серьёзного кризиса и необходимость глубоких перемен. Я. Кадар в 1988 г. добровольно покинул пост главы партии. Компартия была реорганизована в Венгерскую социалистическую партию. Всё большее влияние приобретали независимые профсоюзы и новые партии, в стране возродилась многопартийность. В 1989 г. прошли свободные выборы, к власти пришла коалиция Венгерского демократического форума и Независимой партии мелких хозяев. В русле рыночных реформ привлекались иностранные инвестиции, началась приватизация. В 1991 г. из Венгрии были выведены советские войска. 

В ГДР у власти находилась Социалистическая единая партия Германии, хотя формально существовала многопартийность. СЕПГ сумела обеспечить относительно стабильное экономическое развитие республики, но в политическом плане все оппозиционные настроения подавлялись. Лидер партии Эрик Хонеккер (1912–1994) скептически воспринял перестройку в СССР. 

Главная проблема, с которой столкнулись власти ГДР, — стремление восточных немцев эмигрировать в ФРГ. Сотни тысяч немцев подавали документы на выезд, пытались перебраться в Западный Берлин через Берлинскую стену, отправлялись в Венгрию, где в 1989 г. открылась граница с Австрией. Попытки властей перекрыть эти каналы вызывали акции протеста с требованием свободы пересечения границ и демократизации страны. Не найдя поддержку у СССР, Э. Хонеккер вынужден был уйти в отставку. Новое руководство партии пошло навстречу оппозиции. 9 ноября 1989 г. начался снос Берлинской стены. СЕПГ была реорганизована. На первых свободных выборах в ГДР победил Христианско-демократический союз, пообещавший скорейшее воссоединение немецких земель. ГДР вошла в состав ФРГ 3 октября 1990 г.

Румыния в конце 1980-х гг. переживала масштабный экономический кризис с перебоями электроснабжения, огромным дефицитом продуктов питания и товаров широкого потребления. Страну сотрясали забастовки горняков и выступления национальных меньшинств. Политический режим в Румынии был намного жёстче советского. Президент Николае Чаушеску (1918–1989) отказался поддержать советскую политику перестройки. Акции протеста жестоко подавлялись. В одном из городов армия даже открыла огонь по протестующим. 

В декабре 1989 г. проправительственная демонстрация в Бухаресте неожиданно превратилась в антиправительственную. Глава государства бежал из столицы, где развернулись бои между тайной полицией и армией, перешедшей на сторону народа. Было создано временное правительство. Арестованный и низложенный президент был казнён за «преступления против народа». После первых свободных президентских и парламентских выборов в мае 1990 г. власть перешла в руки Фронта национального спасения во главе с Ионом Илиеску. Румынская компартия прекратила существование, установилась многопартийность. Начались экономические реформы, правда, в отличие от «шоковой терапии», новые власти Румынии приступили к постепенным преобразованиям, чтобы избежать резкого ухудшения положения и без того бедного населения.

В Болгарии в конце 1980-х гг. также разворачивалось оппозиционное движение правозащитников, клубов в поддержку гласности, а также турецкого меньшинства. Внутри Болгарской компартии усилились сторонники реформ по образцу советской перестройки. В условиях нарастания массовых протестов в Софии эта часть коммунистов сместила с должности лидера партии и страны Тодора Живкова (1911–1998). Компартия была переименована в социалистическую и утратила руководящую роль. Основным соперником Болгарской социалистической партии стал Союз демократических сил, созданный в 1989 г. как блок демократических партий. В августе 1990 г. президентом страны был избран лидер СДС Желю Желев. Произошёл переход от плановой к рыночной экономике.

Сложнее всего и драматичнее развивались события в Югославии. Кроме глубокого экономического кризиса, охватившего страну в 1980-е гг., здесь развернулись политические противоречия между республиками, составлявшими Социалистическую Федеративную Республику Югославию. Самостоятельности потребовала более развитая в экономическом отношении Словения. Лидеры остальных республик также взяли курс на отделение, тем более что в 1990 г. в ходе свободных выборов в Словении, Хорватии, Македонии, Боснии победили националистические партии. Союз коммунистов Югославии в январе 1990 г. прекратил существование как единая партия.  В Сербии и Черногории власть осталась в руках социалистов (бывших коммунистов), но и для них на первое место вышел национальный вопрос.

В июле 1990 г. решение о полном суверенитете было принято в Словении, в 1991 г. о суверенитете заявили Македония, Хорватия, Босния и Герцеговина. В 1992 г. Сербия и Черногория образовали новое государство под названием Союзная Республика Югославия. Единое государство СФРЮ распалось. На первое место в новых государствах вышли этнические противоречия, вылившиеся в кровавые военные конфликты: в 1992–1995 гг. — в Боснии и Герцеговине, в 1998–1999 гг. — в крае Косово в Сербии. В 2006 г. Черногория и Сербия стали независимыми государствами. Югославия перестала существовать на политической карте мира. 

Таким образом, в странах Восточной Европы на рубеже 1980-х — 1990-х гг.  произошли коренные изменения политических и экономических отношений, которые имели революционный характер. Эти революции принято называть «бархатными», потому что чаще всего они имели мирный бескровный характер. Основным их содержанием было отстранение от власти коммунистов и проведение свободных выборов. Выделим общие черты этих революционных процессов:

  • антиправительственные движения во всех соцстранах Европы имели массовый характер, основывались на неприятии обществом командно-административной системы, авторитаризма, нарушений прав человека, а также на требованиях ликвидировать социальную несправедливость, установить политический плюрализм и создать эффективную экономику;

  • местные коммунистические режимы оказались ослаблены ввиду отказа советского руководства вмешиваться во внутренние дела стран Восточной Европы и подавлять оппозицию силовыми методами; компартии либо шли на диалог с оппозицией (Венгрия, Польша), либо теряли власть под напором массовых выступлений (Чехословакия, ГДР); 

  • везде, кроме Румынии, революции прошли мирно;

  • чаще всего события 1989–1991 гг. начинались под лозунгами совершенствования социализма, идеями «демократического социализма», «социализма с человеческим лицом», но во всех соцстранах Европы вышли за эти рамки;

  • революции 1989–1991 гг. привели к изменению политической карты Европы: исчезновение ГДР в результате объединения Германии, разделение Чехословакии, распад Югославии.

После отстранения коммунистов от власти политические процессы происходили примерно одинаково во всех бывших соцстранах Европы. Возрождалась многопартийность. Временные структуры власти организовывали свободные выборы в парламент. Принимались новые конституции, в которых закреплялись основные права человека и гражданские свободы, устанавливалось разделение властей, независимость суда. Во всех странах устанавливалась неприкосновенность частной собственности. Другими словами, закреплялись принципы буржуазной демократии. 

Практически во всех странах Европы, переживших период социализма, сформировался сильный институт парламентской власти. Несмотря на всенародное избрание президента, чаще всего его власть ослаблена. Попытки усилить и укрепить роль президента воспринимаются обществом негативно. Экономическую политику, как правило, осуществляют правительства.

В большинстве стран коммунисты продолжили свою деятельность в условиях политического плюрализма в качестве партий социал-демократической ориентации. Вместо широких демократических форумов, блоков, объединявших различные демократические силы в ходе революций, сформировались различные политические партии: христианские, консервативные, либеральные, социал-либеральные. Как и во многих странах Запада, по принципу политического маятника к власти приходят то правоцентристские, то левоцентристские силы — со своими вариантами и моделями развития.

Рыночные реформы стали основой трансформации экономических отношений в соцстранах Европы. Они включали в себя отказ от плановой системы управления экономикой, признание частной собственности, освобождение цен, приватизацию, поощрение свободной конкуренции и рынка, ограничение расходов государства. Резкий переход к этим мерам имел первоначально негативные последствия для населения и был назван «шоковой терапией», так как вызвал спад производства, рост безработицы, инфляцию, падение и без того низкого уровня жизни, расслоение общества, сокращение рождаемости, рост преступности.  Реформы проходили в одних странах быстро и радикально (Польша), в других менее радикально, но последовательно (Чехия, Венгрия, Словения), в третьих переход к рыночной экономике был частичным (Румыния).

Проблемы переходного периода, связанные с экономическими трудностями, особенно остро стояли в середине 1990-х гг. К концу 1990-х практически во всех странах наблюдались позитивные изменения в социально-экономическом развитии. Остановить рост безработицы, преодолеть инфляцию, повысить ВВП быстрее всего удалось Польше, Венгрии, Чехии и Словении. Тяжелее проходили реформы в Словакии и Болгарии, но и в этих странах они были доведены до конца. Непоследовательность реформ в Румынии привела к социальным кризисам, которые оказались не до конца преодолены.

Одной из самых бедных стран Европы остаётся Албания, наиболее тяжело пережившая трудности рыночных преобразований из-за отсутствия демократических традиций. Острый политический кризис 1997 г. вверг страну в состояние хаоса, привёл к разрушению государственных институтов. Приход к власти Албанской социалистической партии, ориентирующейся на завершение рыночных реформ и интеграцию в структуры ЕС и НАТО, принятие новой конституции помогли стабилизировать ситуацию, получить финансовую поддержку для преодоления кризиса и разрухи.

Большинство бывших соцстран Европы в 1990-е гг. стремились стать членами Европейского союза (ЕС). В 1993 г. ЕС выдвинул условия их приёма. Внутренняя политика стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) стала ориентироваться на выполнение требований ЕС по демократизации и экономическому развитию общества. В законодательство и конкретную политику вносилось множество поправок. В результате в 2004 г. Венгрия, Польша, Чехия, Словакия и Словения стали членами Евросоюза. В 2007 г. к ЕС присоединились Болгария и Румыния, в 2013 г. — Хорватия. 

ОВД и СЭВ прекратили деятельность в 1991 г. Страны ЦВЕ стали во внешней политике следовать курсом США и блока НАТО, сделавшего ставку на  расширение на восток. Польша, Чехия и Венгрия вошли в НАТО в 1999 г., Словакия, Румыния, Болгария и Словения — 2003 г., Албания и Хорватия — 2009 г., Черногория — 2017 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

                                                                          Группа 406 Дифференцированного зачета по общеобразовательной дис...