четверг, 20 октября 2022 г.

20.10.2022

Группа 501

Предмет: История 

Тема : История Отечества с древнейших времен до конца XV в. (до 1505 года)

Тем урока: Монгольское завоевание и его последствие. Луганщина в период Золотой Орды.

Цель урока: изучить данную тему, составить конспект урока.

 Образование Монгольской державы и первые завоевания монголов

В конце ХII в. у многочисленных монгольских племен (меркитов, кереитов, ойратов, найманов, татар), кочевавших на огромных просторах Центральной Азии, начался процесс зарождения государственности, проходивший в жестокой междоусобной борьбе, победу в которой одержал один из монгольских ханов Тэмучэн (1150/60–1227 гг.).

Рис. 1. Тэимучэн (Источник)

В 1206 г. на курултае монгольских ханов и нойонов в верховьях реки Онон Тэмучэн был провозглашен «великим ханом всех монголов» и получил новое имя Чингисхан.

Возглавив единое монгольское государство, Чингисхан провел широкомасштабную военную реформу, в ходе которой была создана одна из самых боеспособных армий мира. Эта армия, ставшая опорой власти Чингисхана, имела четкую структуру (делилась на десятки, сотни и тысячи), отличную боевую выучку, новейшее вооружение (саблю и саадак) и строжайшую дисциплину.

После завершения военной реформы Чингисхан начал свои знаменитые завоевательные походы: в 1211–1216 гг. монголы завоевали маньчжурские провинции Китая, в том числе столицу государства Пекин; в 1219–1221 гг. под ударами монгольских орд пало государство Хорезмхахов; в 1221–1223 гг. монгольская орда разгромила государства Кавказа и весной 1223 г. вышла в причерноморские степи к границам государства Дешт-и-Кыпчак (Половецкой степи).

Рис. 2. Монголы в Китае (Источник)

В мае 1223 г. состоялась битва на реке Калке, в которой объединенное русско-половецкое войско под водительством четырех русских князей — Мстислава Удалого, Мстислава Киевского, Мстислава Черниговского и Даниила Волынского — и половецкого хана Котяна потерпело сокрушительное поражение от монгольской орды Джебе и Субедая.

Рис. 3. Калка (Источник)

В 1227 г., в разгар новой войны с Китаем, умерли великий хан Чингисхан и его старший сын Джучи, и новым великим ханом монголов стал Угедей (1227–1241 гг.).

В 1235 г. на курултае монгольских ханов в Талан-дабе было принято решение о начале грандиозного похода на Русь, который возглавил внук Чингисхана, сын Джучи Батый.

2. Монголо-татарское нашествие на Русь

В декабре 1237 г. — июне 1238 гг. состоялся первый поход монголов на Русь, главными событиями которого стали:

декабрь 1237 г. — битва Батыя с Великим рязанским князем Юрием Игоревичем на реке Воронеж, взятие, осада и сожжение столицы княжества Рязани;

Рис. 4. Евпатий Коловрат. Литвинский П. (Источник)

- январь 1238 г. — битва владимиро-суздальских и рязанских дружин Всеволода Юрьевича и Романа Игоревича с монгольской ордой Кулькана у Коломны, разгром русских дружин и вступление монголов в пределы Владимиро-Суздальского княжества;

- февраль 1238 г. — осада и взятие монголами Владимира Суздаля, Переяславля, Москвы, Ростова, Твери и других городов Северо-Восточной Руси;

- март 1238 г. — битва на реке Сить, гибель великого Владимирского князя Юрия Всеволодовича; взятие монголами Торжка начало похода на Новгород;

Рис. 5. Битва на реке Сить, гибель великого Владимирского князя Юрия Всеволодовича (Источник)

- апрель 1238 г. — не дойдя до Новгорода около 100 верст, из-за начавшегося половодья монголы резко повернули на юг, разорив по пути восточные волости Смоленского, Дорогобужского и Черниговского княжеств, где особо сильное сопротивление им оказал маленький город Козельск, который они осаждали почти два месяца;

- в сентябре 1238 г. — апреле 1239 г. состоялся второй поход монголов на Русь, в ходе которого, разорив земли Муромского, Переяславского и Черниговского княжеств, монголы подошли к Киеву, но штурмовать его не стали и ушли обратно в степь;

- в сентябре 1240 г. — марте 1241 г. состоялся третий поход монголов на Русь. В начале этого похода монгольские орды разорили земли Черниговского княжества, а затем, после трехмесячной осады, в декабре 1240 г. взяли и разгромили древнюю столицу Руси город Киев. В начале 1241 г. орды захватчиков разорили и разграбили земли Галицко-Волынского княжества, в том числе такие города, как Галич, Владимир, Червень и вышли к границам европейских государств.

3. Основные проблемы

В современной исторической науке дискутируются три основных проблемы:

1) численность монгольского войска;

2) суть монгольского нашествия;

3) итоги монгольского нашествия.

1. По первой проблеме существует два основных подхода. Одни авторы (А. Насонов В. Каргалов, А. Кузьмин) утверждают, что численность монгольской орды, принимавшей участие в нашествии на Русь, составляла от 300 до 150 тыс. всадников. Другие историки (Г. Вернадский, Л. Гумилев), опираясь исключительно на свою дедукцию, сокращают численность монгольской орды на порядок и говорят об 35–40 тыс. всадников.

2. В мировой историографии никто из серьезных ученых никогда не ставил под сомнение сам факт монгольского нашествия на Русь. Однако в настоящее время целый ряд авторов публикацией своих сенсационных, но явно антинаучных опусов либо отрицают сам факт монгольского нашествия и называют его рядовым набегом кочевников на Русь (Л. Гумилев), либо вообще сочиняют бредовые конструкции, не имеющие ни чего общего с исторической реальностью (А. Фоменко, Г. Носовский).

3. По данной проблеме также существует два основных подхода. Одни авторы (Л. Гумилев, Г. Вернадский, Д. Феннел) сознательно искажают и преуменьшают разрушительные последствия монгольского нашествия на Русь. Но подавляющее большинство ученых (А. Насонов, А. Кузьмин, В. Кучкин), опираясь на многочисленные летописные и археологическим источники, говорят о катастрофических последствиях этого нашествия, приведшего к гибели десятков русских городов, огромным человеческим потерям, утрате колоссального количества первоклассных ремесел и т. д.

В XIV в. Золотая Орда начинает распадаться на отдельные улусы, и на политической карте Европы возникают новые государственные образования, одно из которых – Большая Орда – занимало широкую полосу земель вдоль побережий Черного и Азовского морей (с 1433 г.). Противоречия между Большой Ордой и образовавшимся по соседству Крымским ханством привели к частым военным конфликтам и, как следствие, – опустошению донецких земель, отошедших вскоре под власть Крыма. Граница освоенных и относительно безопасных для проживания и ведения хозяйства земель проходила на довольно значительном расстоянии от описываемых территорий: в XV-XVI вв. ближайшими украинскими населенными пунктами являлись крепости Белая Церковь, Бар, Каменец, Винница, Черкассы, Канев и Киев, а также московские – “северские” “украинные” города Путивль, Рыльск, Орел, Мценск, Новосиль, Данков, Ряжск, Шацк, располагавшиеся дугой, совпадающей с географической линией перехода лесостепи в степь. Внутренние противоречия в Золотой Орде и постоянное соприкосновение кочевников с Киевской Русью привели к проникновению русичей на земли Подонцовья. Археологические раскопки свидетельствуют о появлении в XIV в. в наших местах “русских поселков”.
В материальной культуре указанных поселений прослеживаются следы влияния традиций Киевской Руси и Золотой Орды: керамический комплекс тяготеет к аналогичным “русским” материалам Нижнего Поднепровья и Нижнего Дона, а степные традиции проявились в домостроительстве, о чем свидетельствует наличие соответствующих отопительных сооружений, характерных для бытового уклада кочевников, и употребление самана в качестве строительного материала. Сказанное дает возможность предположить, что подобные памятники оставлены населением, имеющим неоднородный этнический состав. При этом носители древнерусской традиции по социальному статусу вполне могли быть в зависимом положении. Как правило, общественно-экономические отношения на территории подобных этнически неоднородных поселений регулировались морально-правовыми нормами, принятыми в Золотой Орде. Насколько мы можем судить, славяне сохраняли свою культурную традицию, но в то же время вынуждены были почерпнуть элементы строительной культуры кочевников, что могло быть следствием воздействия объективных условий жизни в степи.
Подобные поселения постепенно прекратили свое существование вскоре после распада Золотой Орды. На протяжении XV в. степь в основной ее части, по записям венецианского дипломата А.Кантарини (1475 г.), была владением “ордынских орд”, множество которых располагалось главным образом по берегам Волги, в верховьях Белого Яра и Медведицы, на Дону, Днепре, Хопре, Орели, Самаре, Суле, Тихой Сосне и на Донце.
Археологические источники, а также мемуары средневековых путешественников, проезжавших Украину и Московское государство, убедительно свидетельствуют об отсутствии здесь каких-либо типов поселений (за исключением кочевий татар) вплоть до XVII в. Так, Сигизмунд Герберштейн, проезжая здесь в 1517 и 1526 гг., пишет о реке Малый Танаис (Северский Донец) и Великом перевозе через реку в “четырех днях пути от Азова, у Святых гор…”, а “между Казанью и Астраханью на обширных пространствах вдоль Волги и до самого Борисфена тянутся пустынные степи, в которых живут татары, не имеющие никаких поселений, …и кроме приседящих к Малому Танаису, возделывающих землю и имеющих постоянные поселения”. Подобные заметки оставил и А.Гваньини в своем “Описании Московии” времен правления Ивана IV. Подробно описывая истоки Северского Донца, а также упоминая Святые горы, он замечает, что в этом районе поселений нет: “Есть также другой, малый Танаис, который берет свое начало в Северском княжестве (поэтому он называется Донец Северский) и выше Азова впадает в большой Танаис. Около же устьев этого малого Танаиса, в четырех днях пути от Азова, в горах, которые называются Святыми, говорят, стоят статуи и какие-то древние изображения… – Но теперь, как говорят те, кто часто бывает в этих местах, не видно никаких следов их…”. Более поздние описания Северскодонеччины содержат информацию лишь о прилегающих к среднему Подонцовью землях. Примером тому может служить книга совершившего длительные путешествия на Северный Кавказ, Поволжье и Подонье (1666 г.) турецкого дипломата Эвлии Челеби, написавшего о Диком поле как о безлюдной кипчакской степи. Путешественник никогда не бывал в Подонцовье, следовательно, не знал о существовании здесь на момент поездки Маяцкого городка и донских юртов. При этом он в полной мере отразил степень освоенности прилегающих территорий.
До начала XVII в. основными жителями оставались крымские и азовские татары, Большие и Малые ногайские орды.
Несмотря на то, что до XVIII в. неофициальной границей между Крымом и Московским государством являлся Северский Донец, татарские кочевья часто располагались севернее – на реках БороваяАйдарДеркул, т.е. в непосредственной близости от “украинных” городов Московии. При этом кочевники, не без основания считавшие обширные степные пространства Нижней Волги и Северного Причерноморья своими землями, всячески препятствовали их заселению славянскими этносами.
В условиях почти что ежегодных нападений татар, поставивших перед Московией проблему сохранения государственности и грозивших физическим уничтожением значительной части ее населения, на протяжении XVI-XVII вв. предпринимается ряд оборонительных мер.
Вначале были систематические наблюдения за степью, позднее реорганизованные в крепкую линию обороны. Постепенно началось продвижение оседлости на юг, чему способствовала политика Московского государства. Начинают повторно заселяться такие города, как Курск (1587 г.), Елец (1592 г.), строятся новые – Белгород и Оскол (1598 г.), Валуйки (1599 г.).
Как могут заметить читатели, эти города находятся уже на границах современной Луганщины.
И все же наличие укрепленных городов не спасало южные уезды от разрушительных нападений татар. Для предупреждения военных действий требовалось внимательное наблюдение за обширными степными пространствами. С этой целью создавались сторожи – немногочисленные конные разъезды, состоявшие преимущественно из “детей боярских”, наблюдавших и своевременно оповещавших о движениях на “поле”. От 1571 г. сохранились следующие данные о местонахождении сторож и территориях, за которыми они наблюдали. На территории нашего края и прилегающих землях расположение сторож было следующим: в верховьях Айдара, в устье Оскола, в устье Черного Жеребца находилась Бахмутовская сторожа, “а беречи им направо вверх по Донцу до усть Боровой днища”. Согласно источникам, самой южной сторожей на Север-скодонеччине являлась Айдарская, которую в 1579 г. оставили, поскольку “пришли крепости великие”. Итак, к концу XVI в. московские сторожевые разъезды лишь доходили до северскодонецкого участка Дикого поля, именовавшегося в документах той поры Крымской стороной. Необходимость вести наблюдения за этой территорией назрела в связи с тем, что здесь “…крымские и ногайские люди ходят на государевы украины новою Кальмиусскою дорогою, а Донец лазят ниже Айдара и юга Донецких Раздоров”. Одна из особенностей сторожевой службы заключалась в том, что далеко выдвинутые в степь наблюдательные пункты располагались на достаточном для сообщения расстоянии друг от друга. Это способствовало своевременному получению необходимых военно-стратегических сведений, а также скорому принятию превентивных мер. Однако в начале XVII в. сторожевая служба перестала действовать. Среднее Подонцовье продолжало оставаться сферой внимания крымских татар.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

                                                                          Группа 406 Дифференцированного зачета по общеобразовательной дис...