вторник, 22 февраля 2022 г.

                                                                                 23.02.2022

                                                                                Группа 406

Предмет : Обществознание

Тема : Мораль, искусство религия 

Тема урока : Искусство, виды искусства 

Цель урока: изучить данную тему, составить конспект урока. 

Понятие искусства

Под искусством понимают духовную деятельность человека, направленную на отображение действительности через художественные образы. Ему свойственны наглядность и особые способы отражения действительности, например, цвет, слово или звук.

Функции искусства

Значимость искусства для человека определяет наличие у него ряда функций.
К ним относятся:

  • эстетическая (создание прекрасного);
  • познавательная (произведения искусства могут дать ценную информацию о характере создателя, исторической эпохе);
  • рекреационная (произведения искусства помогают отдохнуть человеку);
  • гедонистическая (произведения искусства доставляют удовольствие как создателю, так и зрителям);
  • коммуникативная (общение в процессе создания произведений между создателями или между создателем и зрителями);
  • ценностно-ориентирующая (произведения искусства – ценны для общества, они могут оказывать влияние на взгляды человека, формировать духовную культуру);
  • воспитательная (человек, создавая свои или наблюдая произведения других людей, формирует свое мировоззрение, знакомится с исторической эпохой).

Разновидности искусства

Особенности современного искусства

В современном обществе искусство выражается в самых разных формах и не подчиняется каким-либо строгим законам.

Примерами видов современного искусства являются рисование картин на грязных стеклах машин, стенах зданий, асфальте. Такие рисунки отличаются особой образностью, яркостью, реалистичностью.

  • зарождение современного искусства относится ко второй половине 20 века;
  • большое влияние на него оказало быстрое развитие техники (фотография, интернет).

Существуют три основные формы освоения мира человеком:

  • практически-деятельная — она регулируется такими общими потребностями и целями, как польза и благо;
  • познавательная — её целью является истина;
  • художественная — её ценностью служит красота.

Поэтому можно определить искусство как способ освоения и преобразования мира по законам красоты.

Специфика искусства состоит в отображении действительности посредством художественных образов, то есть в конкретной чувственной форме, а не с помощью понятий и теорий как в научном познании. Это очевидно в живописи или скульптуре. Но даже литература, хотя в ней образная сторона не бросается в глаза, существенно отличается от познания. Например, историки или социологи, изучая дворянское общество в России XIX, описывают и объясняют его с помощью таких понятий, как «сословие», «крепостной строй», «самодержавие» и т. п. В отличие от этого, Пушкин и Гоголь гениально изобразили суть этого общества в образах Онегина и Татьяны, Чичикова и череды помещиков из «Мертвых душ». Это два разных, но дополняющих друг друга способа познания и отображения реальности. Первый нацелен на обнаружение общего, закономерного в изучаемой реальности, второй — на выражение реальности через индивидуальные образы, через сознание и переживания отдельных героев.

Роль искусства в жизни человека и общества определяется тем, что оно обращено к сознанию человека в его целостности. Художественное творчество и восприятие произведений искусства даёт человеку более глубокое понимание и знание жизни. Но одновременно искусство воздействует на его чувства, переживания, развивает его эмоциональную сферу. Выше уже отмечалась большая роль искусства в формировании моральных представлений человека. И, конечно же, восприятие произведений искусства доставляет людям эстетическое наслаждение, переживание прекрасного, а также делает их сопричастными творче­ству художника.

Во всех этих отношениях искусство обладает большой силой, недаром Достоевский сказал: «Красота спасёт мир».

Представления о роли искусства  менялись в истории. Важная роль искусства осознавалась уже в античном обществе. Например, Платон и Аристотель считали, что искусство должно очищать душу от низменных страстей и возвышать её. Особую роль в этом они отводили музыке и трагедии.

В средние века основная роль искусства виделась в подчинении задачам богослужения. Искусство играло, например, очень значительную роль в оформлении храмов и в религиозных обрядах православия.

В эпоху Воз­рождения искусство, особенно живопись, заняло центральное место в духовной культуре. Леонардо да Винчи рассматривал искусство как «зеркало» мира и даже ставил живопись выше науки. Многие мыслители этой эпохи видели в искусстве самую свободную и творческую деятельность человека.

В эпоху Просвещения подчеркивалась прежде всего нрав­ственно-воспитательная функция искусства.

В ХХ в. многие мыслители начали говорить о кризисе искусства, о том, что современное искусство утрачивает свои функции в обществе. Например, немецкий философ культуры начала ХХ в. О. Шпенглер считал, что современная западная культура вступает в период заката. Высокое классическое искусство уступает место техническим искусствам,  массовым зрелищам, спорту. Современное искусство утрачивает гармонию и образность, возникает абстрактная живопись, в которой исчезает целостный образ человека.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

                                                                          Группа 406 Дифференцированного зачета по общеобразовательной дис...