понедельник, 31 января 2022 г.

                                                                             01.02.2022

                                                                            Группа 401

Предмет: Обществознание 

Тема : Духовная культура личности и общества.

Тема урока: Понятие культуре.

Цель урока : изучить данную тему, составить конспект урока. 

Понятие культуры

У термина «культура» десятки определений, но нам в рамках школьного курса обществознания пригодятся только некоторые из них.

Культура — это все, что создал человек: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и многое другое.

В широком смысле культура — это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

В узком смысле культура — это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Как еще понимают культуру:

  • как «социальную наследственность» или «социальную память», которая не передается биологическим путем;

  • как внутреннее, духовное развитие и богатство человека;

  • как образ жизни определенного народа (например, культура Древнего Египта).

  • Элементы культуры

    Культура состоит из множества различных элементов, которые можно разделить на такие группы:

    1. Символы — условный знак, слово или предмет, который раскрывает смысл и значение конкретной культуры. Например, в национальной культуре это язык, система традиций и ритуалов, эмблематика.

    2. Герои — реальные и вымышленные люди, которых стали воспринимать  в качестве примера для подражания после подвига или иной деятельности. Например, писатели, актеры, полководцы.

    3. Ритуалы — коллективная деятельность со строгой структурой и установленным порядком. Например, креститься перед входом в церковь.

    4. Ценности — это самый глубокий уровень культуры, который включает в себя общечеловеческие представления о добре и зле, хорошем и плохом, правдивом и ложном.

    Функции культуры

    Перечислим основные функции культуры:

    • Гуманистическая — формирование гуманистического мировоззрения. Главная функция феномена культуры.

    • Познавательная — формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.

    • Оценочная — дифференциация ценностей, обогащение традиций.

    • Регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества к каждому человеку во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).

    • Информативная — передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.

    • Коммуникативная — сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение.

    • Социализация — усвоение человеком системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.

    • Основные формы культуры

      Существует несколько критериев, на основе которых выделяют различные формы и разновидности культур:

      • по связи с религией — религиозная и светская;

      • по региональному признаку — культура Востока, Запада и т.д.;

      • по национальному признаку — русская, американская и т. д.;

      • по принадлежности к историческому типу общества — культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;

      • по связи с территорией — сельская и городская культура;

      • по сфере общества или виду деятельности — культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т. п.;

      • по характеру удовлетворяемых потребностей — материальная и духовная.

      • по уровню мастерства и типу аудитории — элитарная, народная, массовая.

      Рассмотрим подробнее некоторые формы культур.

      Элитарная

      Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо профессиональными творцами по заказу. Ее особенности:

      • трудна для понимания для неподготовленных людей;

      • эту культуру потребляет высокообразованная часть общества — критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты.

      Народная

      Народная культура создается анонимными творцами, у которых нет профессиональной подготовки. Ее продукт — мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы. Характерные признаки народной культуры:

      • следование традициям и ритуалам;

      • ограниченное информационное поле.

      • Массовая культура — это культура быта, развлечений и информации, которая преобладает в современном обществе (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, цирк, средства массовой информации). Особенности массовой культуры:

        • имеет самую широкую аудиторию и при этом считается авторской;

        • чаще всего обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная культура, и обращается к наиболее простым чувствам публики;

        • носит коммерческий характер;

        • в отличие от элитарной и народной культуры она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагируя на любое новое событие, поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, устаревают и выходят из моды.

        Массовая культура неоднозначна — у нее есть как положительные, так и отрицательные стороны.

        Позитивное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:

        • формирует представления о мире, о взаимоотношениях между людьми, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в быстро меняющемся мире;

        • произведения массовой культуры не выступают средством авторского самовыражения, они обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы;

        • отличается демократичностью, так как потребители причастны к разным социальным группам;

        • отвечает потребностям большого количества людей, например, потребность в интенсивном отдыхе, психологической разрядке.

        Негативное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:

        • снижает общий уровень духовной культуры общества;

        • ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мышления;

        • рассчитана на пассивное потребление;

        • формирует стереотипы в сознании людей;

        • формирует искусственные потребности.

        Материальная

        Материальная культура— это система материальных ценностей, которая возникает в процессе деятельности человека.

        Задачи материальной культуры:

        • адаптация человека к окружающему миру;

        • удовлетворение его материальных потребностей.

        Мир материальной культуры включает в себя все предметы человеческого быта и обихода: одежда, мебель, сооружения, оружие, украшения, жилища и др.

        Суть материальной культуры в том, чтобы преобразовать природный объект в вещь, которая обусловлена творческими способностями человека и направлена на удовлетворение его потребностей.

        Каждая вещь, которую когда-либо создал человек, несет в себе значимую смысловую нагрузку. Например, артефакты предыдущих поколений позволяют восстановить их быт, верования, историю, проследить траекторию развития.

        Духовная

        Духовная культура — это совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

        Духовные ценности культуры отражаются в сферах:

        • искусства;

        • философии;

        • науки;

        • религии;

        • морали и пр.

        Человеческая деятельность в рамках духовной культуры направлена на духовное, интеллектуальное, нравственное, эстетическое и политическое развитие человека и общества. Духовность общества формируется осознанно, через приобщение к социальным ценностям, моральным законам и нормам.

        Признаки духовной культуры:

        • стремление к совершенствованию себя и окружающего мира;

        • ориентация на идеальные формы;

        • глубокая нравственная традиция;

        • большая свобода творчества;

        • неутилитарность и бескорыстие.

        Для каждого общества культура обладает особенными уникальными чертами, которые воплощаются в форме мифологической системы, эпоса и философских концепций.

        Функции духовной культуры:

        • хранение культурного опыта;

        • средство понимания и объяснения мира;

        • регулирование взаимодействия людей в социуме;

        • формирование общественных ценностей и идеалов;

        • воспитание и образование.

        Деление культуры на материальную и духовную условно. Бывают случаи, когда между ними сложно провести четкую грань, так как в чистом виде они просто не существуют. Например, духовная культура может воплощаться и в материальных носителях — книгах, картинах, орудиях труда.

        Разновидности культур

        Есть еще две разновидности культуры, которые нужно знать школьникам на уроках обществознания: субкультура и контркультура.

        Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, которая присуща определенной группе.

        Разновидности субкультур:

        • подростково-молодежная, члены которой стремятся создать свой особенный стиль жизни (например, фанаты какого-либо музыкального жанра, фильма или сериала);

        • религиозные, авторитарные секты создают свой культ верований и обязательных правил (секты);

        • этнические общности, у которых есть отличных от языковой нормы диалект.

        Характерные черты субкультур:

        • наличие особенных ценностей, установок и правил, которые отличаются от доминирующей культурной картины мира;

        • специфический образ жизни и привычное поведение;

        • наличие внешней атрибутики, которая отражается во внешнем виде, сленге, манерах;

        • формирование инициативного ядра, которое генерирует идеи.

        Контркультура — оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре. Как пример можно привести подростково-молодежные группы, ценности и образ жизни которых противоречат общепринятым: например, готы, панки, анархисты и т.д. Также к контркультуре относятся криминальные группы, которые действуют против правил общей культуры: воры, хулиганы, наркоманы.

        Характерная черта контркультур — противостояние с традиционными нормами общества.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

                                                                          Группа 406 Дифференцированного зачета по общеобразовательной дис...