четверг, 16 декабря 2021 г.

                                                                             16.12.2021

                                                                            Группа 406

Предмет: Обществознание 

Тема: Наука и образование современного мира.

Тема урока: Мировоззрение и картина мира. 

Цель урока: изучить данную тему, составить конспект урока. Подготовить сообщение по данной теме. 2-3 страницы. 

Понятие мировоззрения

Мировоззрение человека — сложный механизм, который состоит из представлений об окружающем мире и системы моральных ценностей конкретной личности. Эта структура психики объединяет мнения, поступки и этические нормы, которые допустимы для конкретного человека.

Другими словами, мировоззрение — система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации.

Синонимы термина «мировоззрение» — миропонимание, мировосприятие, мироощущение, менталитет, образ мыслей.

Основные черты мировоззрения — это системность (статичность) и процессуальность (постоянное нахождение в динамике).

Факторы формирования мировоззрения:

  1. Социальное окружение, в котором находится человек.

  2. Условия социума, в которые помещена личность.

  3. Государственный строй.

Структура мировоззрения

Структура мировоззрения — это то, из чего мировоззрение состоит. Мировоззрение формируется из:

  • знаний;

  • идей;

  • принципов (точки зрения);

  • убеждений (непоколебимости по какому-либо вопросу);

  • идеалов (целей);

  • духовно-нравственных ценностей (того, что не имеет денежной ценности);

  • жизненных установок.

Структура мировоззрения

Мировоззрение невозможно сформировать один раз и на всю жизнь, это постепенный процесс. Есть два пути его формирования:

  • стихийный — на основе обыденного опыта, под влиянием окружающей жизни (решать проблему дракой — плохо, потому что дома и в школе за это ругали);

  • осознанный — на основе рациональной деятельности, которая направлена на понимание окружающего мира («Сделанное тобой к тебе же и вернется» — часть буддистской философии, к которой может прийти человек через свои наблюдения).

Уровни мировоззрения

Различают два уровня мировоззрения:

  1. Будничное или обыденно-практическое, которое формируется в обычной жизни. На него влияет эмоционально-психологическая сторона, которая отвечает за чувственное познание мира. В качестве источников познания выступают эмоции и чувства.

  2. Теоретическое или рациональное, которое формируется в итоге осмысления мира разумом. Связано с познавательно-интеллектуальной стороной. Источниками являются рассудок и ум.

  3. Три функции мировоззрения

    Мировоззрение — это неотъемлемая часть жизни человека. Основываясь на своем мировоззрении, человек принимает решения и действует.

    У мировоззрения человека есть три функции:

    1. Познавательная — мировоззрение не только формируется из наших знаний, но и само дает нам знания.

    2. Ценностно-ориентационная — формирование у человека жизненных ценностей.

    3. Практическая — влияние на действия человека.

    Элементы мировоззрения

    Мировоззрение человека можно разделить на элементы:

    • Мироощущение — это наши эмоции и чувства. То, как мы ощущаем мир.

    • Мировосприятие — это картина мира, которая сформировалась у человека. То, как человек относится к миру.

    • Миропонимание — основано на полученных знаниях и опыте. То, как человек смотрит на мир, его взгляды.

    • Мироотношение — это мироощущение и миропонимание. То есть это наше отношение к миру и система взглядов на какие-либо вопросы.

    • Менталитет — это мировоззрение, но не одного человека, а группы людей (например, нации или этнической группы).

    • Таблица характеристик мировоззрений

    • У каждого типа мировоззрения есть свои особенности. Рассмотрим подробнее в таблице.


  4. Название

    Характерные черты

    Мифологический

    • Обобщенные представления о природе и обществе;

    • Выстраивание духовной связи между поколениями, стремление к преемственности, передаче опыта;

    • Регулирование поведения человека по отношению к окружающим людям и пространству;

    • Распределение социальных ролей и функций.

    Религиозный

    • Приверженность традициям, обычаям;

    • Создание устойчивых моральных ориентиров;

    • Идея объединения человечества;

    • Генерация духовных ценностей;

    • Контроль общественных отношений с помощью догматов, которые обладают исключительным авторитетом;

    • Обобщение общечеловеческого опыта в формате учений.

    Философский

    • Систематизация общих представлений о мире;

    • Определение места и роли человека в мироздании посредством разума;

    • Поиск принципов взаимодействия людей с действительностью.

    Научный

    • Формирование фундамента для ориентации индивида в действительности;

    • Описание причинно-следственных связей, которые определяют природу реальности;

    • Регулирование деятельности социума на базе рационального опыта;

    • Просвещение;

    • Устранение предрассудков;

    • Структуризация, отказ от стихийного изучения мироздания.

    Роль мировоззрения

    Роль мировоззрения в жизни человека:

    • Дает основу целостности личности, которая предполагает наличие четкой системы ценностей, идеалов.

    • Структурирует окружающее пространство, делая его знакомым, более понятным и безопасным.

    • Подсказывает пути достижения целей.

    • Его отсутствие делает жизнь хаотичной, а психику нестабильной, полной противоречивых установок, что приводит к неразрешимым внутренним конфликтам.

    Бывает состояние, когда старое мировидение разрушается, а новое на его месте еще не сформировалось. Такой этап называют мировоззренческим кризисом. В этот момент крайне важно вернуть личность к целостности, иначе на место здоровых форм мировоззрения придут различные заблуждения: алкогольные и наркотические вещества, сектантство и др.

    С мировидением связано также понятие менталитет, которое означает определенный склад ума, совокупность психических свойств и особенностей поведения. Он отражает характер целой группы людей (например, нации) и представляет из себя внутренний мир личности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

                                                                          Группа 406 Дифференцированного зачета по общеобразовательной дис...