02.12.2021
Группа 408
Предмет: Обществознание
Тема : Общество как совместная жизнедеятельность людей.
Тема урока: Эволюция и революция.
Цель урока: изучить данную тему, ответить на вопросы письменно.
Планета Земля – наш общий дом, где каждый связан со многими сотнями и тысячью нитей. Между странами и регионами неоднократно обострялись противоречия, которые приводили к разрыву сложившихся отношений. В современном обществе изменился характер связей и взаимозависимостей. Человечество развивается, укрепляя свою общность, расширяя связи и контакты. В современном мире значительно усиливаются интеграционные связи между отдельными людьми, организациями и государствами, растёт взаимосвязь между ними. Интеграция распространяется на все сферы жизни общества. В регионах произошла либерализация торговли, т. е. устранение различных барьеров и ограничений. Международную торговлю стимулирует Всемирная торговая организация (ВТО). Важным моментом её работы служит то, что страны-участницы уравнены в правах товаров импортного и отечественного производства. Немаловажную роль сыграл прогресс электронных средств связи и коммуникации, в частности появление всемирной паутины — Интернета. Сегодня эти технологии расширяют возможности мировых финансовых операций между фирмами и странами, которые находятся далеко на расстоянии друг от друга.
В условиях интеграции отдельные события, противоречия, конфликты перерастают региональные (местные) рамки и приобретают общемировой характер. Эти проблемы человечества взаимосвязаны. Террористический акт в США 11 сентября 2001 г. заставил человечество по-новому увидеть опасности, грозящие миру. Главной задачей мирового сообщества стала борьба с международным терроризмом. Это требует единения всех стран.
Во все времена мыслители задавались вопросом, куда движется человечество. Можно ли это движение сравнить с циклическими изменениями в природе: вслед за летом наступает осень, затем зима, весна и снова лето? И так много тысяч лет. Или, может быть, жизнь общества подобна жизни живого существа: появившийся на свет организм взрослеет, становится зрелым, затем стареет и умирает? Зависит ли направление развития общества от сознательной деятельности людей? Проблема направленности социальных изменений волновала мыслителей древности и оставалась всегда дискуссионной. Прогресс науки и техники имеет неоднозначные последствия. С одной стороны, открытия в области ядерной физики дали возможность получить новый источник энергии, а с другой - создать мощное атомное оружие. Использование компьютерной техники расширило возможности творческого труда. Но повлекло за собой новые болезни, связанные с длительной непрерывной работой у дисплея: ухудшение зрения, психические нарушения, связанные с дополнительными психологическими нагрузками. Каков же общий критерий прогресса? Являются ли изменения, цена которых столь высока, прогрессивными? Можно ли при такой неоднозначности перемен говорить об общественном прогрессе в целом? Для этого нужно выяснить, что является общим критерием прогресса, какие изменения в обществе следует оценивать как прогрессивные, а какие нет. Немецкий философ Ф. В. Шеллинг (1775—1854) говорил, что решение вопроса об историческом прогрессе имеет определённые трудности. По его мнению, сторонники и противники веры в совершенствование человечества полностью запутались в спорах о критериях прогресса. Одни говорят о прогрессе человечества в области морали, другие — о прогрессе науки и техники. И Шеллинг считает всё это с исторической точки зрения регрессом. Он предлагал свой путь решения проблемы. Шеллинг выдвинул свой универсальный критерий исторического прогресса. Он заключается в создании в человеческом обществе правового государства. Развитие человеческого общества всегда прогрессировало. Однако его движение могло на время останавливаться. Этот процесс в науке называют стагнацией. Сегодня слово «прогресс» приобретает глубокий, человеческий смысл. Для современного человека на первое место выходить гуманистические ценности, создание лучших условий. В этом заключается прогресс современного общества. В качестве гуманистических критериев выдвигаются следующие показатели прогрессивного развития общества: средняя продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, чувство удовлетворённости жизнью, степень соблюдения прав человека и др.
Общество может развиваться по пути реформ или революции. Реформы могут охватывать все сферы общественной жизни. Реформы могут преобразовать не только стороны социальной жизни, но и изменить общественный строй или тип экономической системы. Чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил. Человечность, признание человека высшей ценностью выражаются понятием «гуманизм». Из всего это следует, что универсальным критерием социального прогресса является гуманизм, человеколюбие.
Ответить на вопросы:
- Различные взгляды на направленность общественного развития ?
- Прогресс и регресс ?
- Критерии и противоречивость прогресса ?
- Общественное развитие: реформа и революция ?
- Гуманизм как универсальный критерий социального прогресса ?
Комментариев нет:
Отправить комментарий