понедельник, 29 ноября 2021 г.

                                                                             29.11.2021

                                                                            Группа 405

Предмет: Обществознание 

Тема: Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры.

Тема урока : Самосознание индивида и социальное поведение. 

Цель урока: изучить данную тему, составить конспект урока. 

    Социальное поведение

Поведение — это процесс взаимодействия индивидуумов с окружающей средой, проявляющийся в их внешней (двига­тельной) и внутренней (психической) активности.

К поведению относятся поступки в рамках любой деятельности человека и любой формы его общения с другими людьми.

Несколько иным по сущности выступает социальное поведе­ние. Этим термином обозначается образ жизни и действий боль­шого количества людей, оказывающий существенное влияние на социальную жизнь и стабильность общества. Субъектами соци­ального поведения выступают массы, публика, толпа и в некото­рых случаях отдельные индивиды и их межличностные объедине­ния (семья, круг друзей и др.).

Масса — это большое количество людей, которых нельзя объ­единить по какому-либо общему признаку. В соответствии с поли­тической и экономической ситуацией число составляющих массу людей может быть больше или меньше, но оно всегда присутствует. Такие люди политически нейтральны, довольствуются своим по­ложением, не присоединяются ни к одной партии и почти никогда не ходят на выборы.

Несколько иным смыслом наделено понятие народные массы. Им обозначают наличие в обществе трудящегося большинства, которое в ряде случаев, например в периоды политической неста­бильности, становится движущей силой социального прогресса.

Толпа — это внешне не организованная общность людей, ко­торые находятся в непосредственном контакте друг с другом, свя­заны общим эмоциональным состоянием и объектом внимания. Толпа отличается активностью и высокой степенью конформиз­ма, т.е. легко поддается внушению.

Выделяют случайный, экспрессивный, конвенциональный и дей­ствующий виды толпы. ('лучайную толпу составляют люди, собрав­шиеся, например, около места происшествия. Экспрессивная толпа представляет собой группу людей, совместно выражающих радость или горе, гнев или протест. Под конвенциональной толпой понима­ется группа людей, поведение которых укладывается в установлен­ные для определенных ситуаций нормы, но выходит за рамки обыч­ного поведения, например неистовствующие фанаты на концерте. Действующая толпа — это группа людей, осуществляющая актив­ные действия в отношении конкретного объекта. Она подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экстатическую.

Публика это большая группа людей, складывающаяся на основе общих интересов, без какой-либо организации, но обязагельно при наличии ситуации, которая затрагивает эти интересы. Публика возникает вместе с появлением предмета общего внима­ния. Ими могут быть событие, личность, научное открытие, пред- чет искусства и т.д. В отличие от толпы для публики возможны элементы рациональной дискуссии, критики и борьбы мнений.

К разновидностям социального поведения относятся социальные движения, коллективное поведение и социальное поведение лич­ности.

Социальные движения — это массовые действия предста­вителей какой-либо социальной группы, направленные на обеспечение групповых или общественных интересов, спо­собствующие или препятствующие социальным переменам.

В зависимости от целей и характера социальных перемен, к которым они стремятся, социальные движения могут быть несколь­ких             выражают требования по отношению

к государству. Они могут переходить от мирного выражения свойств их требований к решительным действиям в виде пропаганды сво­их взглядов, призывов к сопротивлению власти и даже восстаний. Утопические движения ставят целью создание идеальных обще­ственных систем. Движения реформ выступают за проведение преобразований мирным путем. Революционные движения стре­мятся к установлению нового социального порядка путем разру­шения прежнего социального строя. Консервативные движения противодействуют всяческим преобразованиям.

Социальные движения часто возникают в связи с недовольством существующими порядками. В среде движения формируется идео­логия, выражающая систему взглядов, ценностей, целей и спосо­бов их достижения. Кроме того, любому движению необходим лидер, имеющий сторонников, которые, объединившись, образу­ют организацию. В стабильных обществах социальные движения возникают редко, в нестабильных — часто.

Коллективное поведение это массовые, непредсказуемые реакции людей на критические ситуации, возникаю­щие объективно и внезапно.

Чаще всего коллективное поведение проявляется в толпе. Че­ловек, попадая в толпу, заражается ее страстями. Происходит психическое объединение людей на «стадном» уровне, вследствие чего создается однородная масса. Такая толпа легко поддается влиянию, ею просто манипулировать, создавая эмоционально на­каленную атмосферу.

Социальное поведение личности это внешне наблюдае­мые поступки, действия индивидов в определенной после довательности, так или иначе затрагивающие интересы дру­гих людей, их групп, всего общества.

Человеческое поведение приобретает социальный смысл, когда индивид включен в общение с другими людьми. Социальное пове­дение личности всегда разумно и обдуманно. На него оказывают влияние отношение человека к себе, к окружающим, к обществу, предрасположенность и готовность к активной деятельности. Все это называется социальная установка. В зависимости от смены ситуации может меняться и социальная установка.

Поведение людей, не соответствующее общепринятым ценно­стям и нормам, называется девиантное (отклоняющееся) пове­дение. Девиантное поведение может иметь как негативный, так и позитивный характер. Первый проявляется в стремлении нару­шить функционирование социальной системы, а второй — в стремлении ее совершенствовать. Чтобы определить сущность девиант­ного поведения, нужно четко выделить все его составляющие. Это, во-первых, человек, совершающий поступок, во-вторых, нормы (правила), которые нарушены, и, в-третьих, группа людей или все общество, реагирующие на поведение.

Выделяют пять типов поведения: конформизм, инновация, ригуализм, ретритизм, мятеж. Из них только конформизм не явля­ется девиацией. Все другие относятся к разновидностям девиантномую поведения.(подчинение) означает приятие ценностей дан­ной социальной общности, даже путем отказа от собственных убеждений. Индивид часто подчиняется мнению большинства, хотя внутренне может быть с ним не согласен.     (новое ведемне) выражается в приятии целей группы, но неприятии средств их достижения.             (от слова «ритуал») выражается вне приятии целей, но приятии средств достижения этих целей.(уход) проявляется в полном отрицании ценностей, немей и средств, принятых в данном обществе. При этом индивид стремится обособиться от общества, уйти в себя.                                            выражается в полном отрицании провозглашаемых обществом ценностей, целей и средств и попытке заменить их на новые, установить новый социальный порядок.


Отсутствие отклонений в поведении субъектов способствует ста­новлению в обществе социального порядка, который представляет систему, включающую взаимоотношения индивидов, правила поведения, способствующие выполнению различных видов деятельности. Нормальному функционированию общества и установлению в нем читального порядка помогает                                                                                                                       , который обес­печивает упорядоченное взаимодействие составляющих общество элементов посредством нормативного регулирования, включающего социальные нормы (правила) и санкции (поощрения и наказания).

Обособление — это также прекращение контактов индивида с дру­гими людьми, но на ограниченный срок, с перспективой его воз­вращения в общество, например арест. Реабилитация — это под­готовка девианта к возвращению в общество и выполнению необ­ходимых социальных ролей.

Неформальный контроль характерен для небольших групп. Он проявляется как в поощрении, так и в критике, насмешках над девиантом и даже в изгнании его из группы. К тинам неформаль­ного контроля относятся социальные вознаграждения, наказание, убеждение и переоценка норм. Социальные вознаграждения вы­ражаются в одобрении поведения человека. Наказание отражает недовольство поведением девианта и выражается в высказываниях, угрозах или в физическом воздействии. Убеждение — это речевое воздействие на человека с целью предотвращения девиантиого поведения. Переоценка норм происходит тогда, когда поведение, считавшееся девиантным, может оцениваться как нормальное.

Социальный контроль связан с социализацией, в ходе которой люди усваивают необходимые для общества образцы поведения. Часто человек даже не задумывается о сущности своего поведе­ния, гак как реализует его на уровне привычки. Он сам отбирает для себя образцы поведения, соответствующие общепринятым нормам. Кроме этого, человек, включенный в ту или иную груп­пу, испытывает на себе ее воздействие и в связи с этим не позво­ляет себе совершать девиантные поступки.

Разновидностью социального поведения выступает социальный конфликт. Он представляет собой процесс развития и разреше­ния противоречий между людьми и социальными группами. Со­циальный конфликт — это сложное явление, имеющее в каждом конкретном случае свои особенности. Тем не менее в протекании любого конфликта можно выделить три стадии: нредконфликтную, непосредственно конфликт и его разрешение.

Предкднфликтная стадия может быть довольно продолжи­тельной. В ходе нее накапливаются противоречия, нагнетается эмоциональное напряжение, определяется объект конфликта! т.е. то явление, предмет, отношение и т.д., которые одинаково высоко ценятся обеими конфликтующими сторонами. На этой стадии возможно разрешение ситуации мирным путем, без воздействия на соперника. В случае понимания обеими сторонами неиз­бежности столкновения они стремятся выяснить слабые места друг друга и выработать стратегию своих действий.

На следующей стадии стороны переходят к активным враж­дебным действиям. Они могут носить характер открытого столк­новения или содержать скрытые от противника акции, имеющие целью навязать ему определенный образ поведения.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

                                                                          Группа 406 Дифференцированного зачета по общеобразовательной дис...