понедельник, 22 ноября 2021 г.

                                                                 23.11.2021

Группа 403

Предмет: Обществознание 

Тема: Наука и образование современного мира.

Тема урока: Наука как социальный институт.

Цель урока: изучить данную тему, ответить на вопросы. 

Наука

Наука — это вид деятельности, целью которой является познание мира, получение новых знаний и их рациональ­ное осмысление.

Паука возникла исторически позже других видов человеческой деятельности. Ее появление было обусловлено расслоением общества и выделением умственного труда в особую сферу деятельно­сти человека. Кроме того, накопление практических знаний неизбежно должно было привести к их осмыслению.

Первые научные знания зародились еще в ранних обществах. Так, в Древнем Египте на основе знаний об анатомическом строении человеческого тела, накопленных в результате практики муми­фикации, получила развитие медицина. Строительство пирамид и других масштабных сооружений способствовало получению знаний по механике. Развитие мореплавания у разных народов привело к расширению знаний по астрономии. С развитием научно-техниче­ского прогресса стали совершенствоваться технические науки, свя­занные с промышленным производством. В Новое время возрос интерес к человеку как к особому существу. Появились науки, изучающие психику и психологию человека, проблемы его отношений с другими людьми. Возник интерес к истории, праву. Расширению научных знаний в XIX XX вв. способствовало распространение общедоступного образования. Наука из привилегированного занятия немногих превратилась в область деятельности, которой может заниматься любой человек, имеющий определенную базу знаний.

Наука отличается от обыденного познания тем, что имеет осо­бый объект изучения, особый язык, особые методы и орудияис­


следовательской деятельности, особые цели, обусловленные поис­ком истины.

Наука выполняет ряд функций:

1)    теоретико-познавательную.       Она связана с поиском новых

знаний, их теоретическим осмыслением и систематизацией, достижением истины;

2)    культурно-мировоззренческую.       Наука — это часть культу­ры. По уровню развития науки можно судить о развитии общества. Наука формирует особый тип мировоззрения, от­личающийся от мировоззрения обыденного и религиозного;

3)   производительную. В доиндустриальный период результа­ты научных исследований мало применялись на практике. С развитием промышленности научные знания все больше стали внедряться в производство. Так, если в XVIII XIX вв. от момента какого-либо открытия до момента его практического применения проходил не один десяток лет, то в XX в. этот разрыв стал стремительно сокращаться. В настоящее время изобретения практически сразу внедряются в произ­водство;

4)   гуманистическую. Наука направлена на решение не только задач производства, но и социальных проблем. Результаты научных исследований должны приносить пользу конкрет­ным людям и всему человечеству в целом. В настоящее вре­мя, когда усиливается процесс глобализации, значение этой функции науки выходит за рамки каждой отдельной стра ны. Сейчас наука призвана способствовать решению глобальных проблем современности;

5)   творческую. Наука — это творческая деятельность. Ученый выступает творцом результатов научного познания. При атом он может использовать совершенно новые приемы исследования, нестандартные пути решения поставленных задач.

Ранее наука была уделом немногих. Ученый имел небольшое количество учеников, которым передавал свои знания и опыт. С по явлением учебных заведений научные знания стали доступны бо­лее широким слоям общества. В настоящее время начальное звено научно-исследовательской деятельности — это высшие учебные заведения (вузы). В них студенты и од руководством преподавателей не только учатся, но и приобретают навыки научного познания. Результаты научных исследований студентов обсуждаются на студенческих научных конференциях. Лучшие работы выстав­ляются на межвузовские, региональные и общероссийские кон­курсы.

Вузы являются и центрами научно-исследовательской деятель­ности профессорско преподавательского состава. Каждый вуз про­водит ежегодные научные конференции по итогам научной работы преподавателей и аспирантов. При многих вузах действуют ученые советы, рассматривающие результаты научной деятельности.

В России имеются специализированные научно-исследователь­ские институты (НИИ), где ученые осуществляют исключительно научную деятельность. Они проводят фундаментальные исследо­вания по получению новых научных знаний и занимаются прикладной наукой, т.е. применяют фундаментальные знания к кон­кретным задачам практической деятельности.

Многие вузы и НИИ России становятся организаторами всероссий­ских и международных конференций, на которых ученые делятся опы том, результатами своей научной работы, ведут дискуссии по ключевым проблемам исследовательской деятельности. Каждая конференция про­водится по определенной тематике, сформулированной в ее названии. Конференция открывается пленарным заседанием, на котором обозначаются цели конференции, ставятся задачи в рамках соответствующей математики. Затем проводятся заседания секций, на которые выносятся бо­лее конкретные вопросы, связанные с тематикой конференции. На сек­ционных заседаниях заслушиваются доклады участников, проходит их обсуждение, а в конце подводятся итоги работы. Конференция заканчи­вается итоговым пленарным заседанием, обобщающим результаты рабо­ты секций. По итогам конференции издаются тезисы докладов.

Главным органом научной деятельности России стала России екая академия наук (РАН). Она ведет спою историю от Академии наук Петра I, основанной в 1725 г. В ее состав входят исследова­тельские институты по отраслям научных знаний. Российская ака­демия наук имеет региональные отделения и научные центры в разных частях страны.

Несомненно, заниматься научными исследованиями можно не­зависимо от полученного образования. Но чаще всего человек, решивший профессионально заниматься научной работой, стре­мится получить послевузовское образование в аспирантуре и за­щитить диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук. Следующая ступень — учеба в докторантуре и защита диссерта­ции на соискание ученой степени доктора наук. Кандидату наук при условии, что он занимается научно педагогической деятель­ностью и имеет определенное количество научных и учебно-мето­дических публикаций, может быть присвоено ученое звание до­цента, а доктору наук на тех же условиях и при наличии научного руководства аспирантами — ученое звание профессора.

В XX в. усилился процесс дифференциации наук. В рамках «старых» наук появлялись знания, которые сначала обосаблива­лись в отдельные области внутри базовой науки, а затем выделя- 1ись в новую науку со своим предметом изучения. Современная паука подразделяется на отдельные дисциплины, представляющие собой различные области знания. Наука в целом — это сложная I шлема, отдельные части которой взаимодействуют между собой, порождая новые подсистемы. Чем дальше развивается наука, тем полыпе отраслевых наук выделяется из ранее единых научных дис­циплин (рис. 12).

В настоящее время выделяют гуманитарные, естественные и технические науки. Гуманитарные науки изучают человека, об­щество, взаимоотношения людей, социальных групп в различных областях жизни общества. К ним относятся социология, психоло 111я, этнография, философия, история, экономика, политология и т.д. Естественные науки исследуют явления материального мира. В число таких наук входят физика, химия, биология, мате матика, астрономия и др. Технические науки непосредственно об­служивают практическую деятельность, создавая основу для со­вершенствования процесса производства. Это материаловедение, электроника, информатика и др.

Из числа гуманитарных наук можно выделить те, которые изу­чают человека, и те, которые изучают общество. Многие науки



рассматривают человека как высшую ступень развития живых организмов на Земле, как субъекта общественно-исторической деятельности и культуры. В противоположность другим живым существам человек представляет продукт собственной материаль­ной и духовной деятельности.

В социологии человек изучается как представитель общества, народа, социального слоя или класса, социальной группы. В пси­хологии он рассматривается как индивид, обладающий своеобраз­ными психофизическими особенностями, устойчивостью психиче­ских процессов и свойств, активностью в реализации этих свойств применительно к конкретной ситуации.

Кроме социологии и психологии человека изучают и другие гуманитарные науки: философия, антропология, педагогика. Про­блема человека — это одно из главных звеньев, соединяющих все отрасли научных знаний. Каждая из названных наук рассматри­вает человека по-своему. Так, философия подходит к этой про­блеме в широком историко-теоретическом плане. Она исследует смысл жизни, сущность человека, общие закономерности его раз­вития как биологического и социального существа.                                                                        

 Изучает происхождение и становление физического типа че­ловека, его эволюционное развитие, образование и развитие че­ловеческих рас. Близость антропологического и социологическо­го подходов к человеку проявилась в образовании социальной антропологии — раздела социологии, объектом изучения кото­рого служат примитивные и традиционные системы. Социальная психология, так же как и социология, изучает человека и его со­общества, но при этом решает ряд только ей присущих проблем. Например, каким образом человек становится личностью, как он может реализовать свои личностные качества, вопросы межлич­ностного общения и взаимодействия. Педагогика рассматривает вопросы воздействия на человека в процессе воспитания и образования.

Наук, изучающих общество, тоже довольно много. Их часто так и называют — общественные науки. Социология кроме во­просов формирования личности изучает ее взаимодействие с дру­гими людьми в рамках больших и малых групп, общества в це­лом. Экономика рассматривает производство, обмен, распреде­ление, потребление товаров и услуг, поведение людей в сфере экономических отношений, проблемы влияния государства на эко­номику. Политология изучает политическую систему общества, особенности власти, устройство и функции государства. Юрис­пруденция занимается юридическими правилами поведения, про­блемами правомерного поведения, правонарушений и наказаний


за них. Культурология изучает мир искусства. История иссле­дует процесс исторического развития человечества и отдельных народов.

В науке взаимоотношения между ее субъектами строятся на основе определенной системы этических норм, определяющих, что допустимо, а что непозволительно для ученого. Эти нормы разви­ваются вместе с наукой, постоянно пополняясь.

Нормы научной этики включают:

1)   общечеловеческие моральные требования и запреты (запрет на фальсификацию, намеренное искажение, незаконное при­своение чужих научных результатов);

2)   специфические, характерные этические нормы науки — преж­де всего это бескорыстный поиск и отстаивание истины; в истории науки есть немало примеров подвижничества уче­ных, которые не отреклись от своих убеждений даже под угрозой смерти.

Иногда бывает трудно сразу определить истинность получен­ного знания. Поэтому нормы научной этики требуют, чтобы зна­ние было новым, логичным и экспериментально обоснованным. Чтобы соблюсти эти правила и не впасть в заблуждение, ученый должен постоянно повышать уровень своих знаний, следить за достижениями своих коллег, приводить четкие доказательства в защиту своих выводов.

Английский социолог Р. Мертон выделил ряд ценностей, на которых основаны нормы науки:

— универсализм. Изучаемые наукой явления не зависят от качеств исследователя, поэтому научные результаты, полу­ченные известным ученым, должны быть так же доскональ­но проверены, как и результаты исследований молодого уче ного;

— общность. Научное знание должно становиться общим дос­тоянием, которым никто не вправе владеть монопольно. Это достигается путем публикаций, обнародования результатов исследования;

— бескорыстность. Целью деятельности ученого должен быть поиск истины. Слава и вознаграждение рассматриваются не как стимул научной деятельности, а как следствия научных достижений;

— организованный скептицизм. В науке нельзя слепо дове­ряться авторитету предшественников, насколько бы высо­ким он Ни был. Нужно уважать труд ученых прошлого и своих коллег-современников и в то же время критически


относиться к результатам их деятельности, поскольку даже самые признанные ученые не застрахованы от ошибок. Кро ме того, ученый должен не только отстаивать свои убежде­ния, но и уметь отказываться от них, если неистинность их будет доказана.

Эти нормы нигде не зафиксированы в качестве обязательных. Но если кто-либо будет их игнорировать, то может потерять ува­жение в научной среде.

Указанные нормы определяют отношения ученых в сфере на­уки. Однако наука связана с практической деятельностью, по этому немаловажными являются отношения с обществом науки в целом и ученого в частности. Такие отношения ставят вопрос о социальной ответственности ученого.

В широком смысле этот вопрос означает: как будут использо­ваться результаты научного поиска, принесут ли они пользу лю­дям? В современном мире научно-технический прогресс часто был обусловлен необходимостью создания новых видов вооружений. Научные открытия, связанные с военной сферой, нашли примене­ние и в мирной жизни, например: ядерная энергия, самолетостро­ение и др. Но сколько бед и разрушений принесли они людям? Поэтому вопрос о соотношении истины и добра в науке как нельзя более актуален и но сей день. Кто может поручиться, что новое изобретение не станет оружием в руках злого гения, недобросове­стного политика и не принесет вред человечеству?

Кроме того, вопросы социальной ответственности ученого за­нимают важнейшее место в таких отраслях науки, как генная ин­женерия, биотехнология, биомедицинские и генетические иссле­дования человека. В настоящее время идет острая дискуссия по поводу нравственно-этических сторон клонирования человека. Часть ученых считают, что клонирование поможет многим семьям обрести детей. Другие справедливо указывают на нравственные аспекты этой проблемы и предостерегают, что клонирование мо­жет быть использовано для создания биологических роботов, за­программированных солдат, способных на все. Пока еще не до конца понятно, как будет развиваться клонированный человек, будет ли он физически и психически полноценным.

Разновидностью познания является научное познание.

Научное познание это объективное изучение мира, неза­висимое от взглядов и убеждений человека.

Научное познание возникло на основе обыденного познания. Однако между ними имеются существенные различия.


Во-первых, наука имеет дело с особым набором объектов ре­альности, не сводимых к объектам обыденного опыта. Для изуче­ния объектов науки нужны специальные средства и орудия, кото­рые не применяются в обыденном познании. Наука использует специальную аппаратуру, измерительные инструменты, позволя­ющие экспериментально изучать новые типы объектов.

Во-вторых, наука использует специальный язык. В науке име­ет место и язык обыденной речи, но она не может только на его основе описывать объекты изучения. Обыденный язык приспо­соблен для описания объектов повседневной практики человека, наука же выходит за рамки такой практики. Понятия обыденного языка часто бывают нечеткими, многозначными. Точный их смысл можно понять только в процессе общения. Наука же стремится как можно более четко сформулировать свои понятия.

В процессе накопления научных знаний язык науки постоянно развивается, появляются новые понятия, часть которых может постепенно входить в повседневную речь. Например, такие спе­циальные научные термины, как «электричество», «компьютер» и фугие, стали привычными для всех словами.

Научная аппаратура и язык науки — это результаты уже полу­ченных знаний, но в то же время они используются для дальней шего исследования.

К особенностям научного познания относится и специфика

. Их не всегда можно проверить опытным путем и применить на практике. Наука новых знаний на основе тех, истинность которых уже доказана. В связи с этим важными отличиями научного познания от обыденного выступают             и

В период зарождения науки научное познание было связано с отражением только тех явлений, которые постоянно имели место в процессе жизнедеятельности человека. Анализ этих явлений приводил к определенным теоретическим выводам. В ходе разви­тия научного познания методика исследования изменилась. Ученые стали сначала создавать идеальные объекты в данной науч­ной области, а затем переносить их на практику. Таким образом появились гипотезы научные предположения, истинность которых требует доказательств. Благодаря выдвижению гипотез на­учное познание получает возможность прогнозирования развития rex пли иных явлений в будущем. Так выдвигаются теории - особые типы знаний, которые объединяют совокупность понятий п выводов по какому-либо вопросу в единую систему. Теории это уже доказанные научные положения. Их можно назвать


зонными гипотезами. Тем не менее при применении теории в каж­дом конкретном случае новые данные должны быть включены в конте кст доказательств.

Научное познание отличается от обыденного еще и методами познавательной деятельности. Обыденное познание основано на чувственном восприятии и рациональном осмыслении уже суще­ствующего объекта. В научном познании нередко необходимо сна чала обнаружить сам объект познания, например: небесное тело - в астрономии, атом — в физике и т.д. Изучаемый объект выделя­ется из совокупности других элементов природы и исследуется с помощью специальных приемов и методов. Метод — это способ решения познавательных задач. Применение к предмету исследо­вания конкретных приемов и методов научного познания носит название методология. Этим термином также определяется на­ука, изучающая методы научного познания.

В отличие от обыденного научное познание предъявляет опре­деленные требования и к субъектам познавательной деятельно­сти. Для занятия наукой необходимы специальная подготовка, на­личие базовых знаний и навыков, владение специальными сред­ствами исследования. Чтобы заниматься какой либо наукой, сле­дует получить соответствующее образование в высшем учебном заведении. Субъект научного познания должен четко понимать, что он исследует, как это сделать и для чего это нужно, т.е. он должен осознавать цели своей деятельности и знать средства их достижения. Целью любого ученого, в какой бы области науки он ни проводил исследования, служат поиск объективной истины и получение нового знания. Процесс познания может быть плодо­творным только тогда, когда он осуществляется на основе объек­тивных законов развития предмета исследования. В связи с этим основной задачей науки становится выявление таких законов.

Следует отличать научное познание от различных форм вне научного познания. К ним относятся:

1) мифология — донаучное познание, ставшее предпосылкой возникновения науки;

2) лженаучное познание, использующее в познавательной дея­тельности домыслы и предрассудки;

3)   антинаучное познание, намеренно искажающее действитель­ность;

4)   обыденное познание, включающее повседневный практиче­ский опыт человека.


Ответить на вопросы письменно: 


1.    Что такое наука? Как она возникла и развивалась?

2.    В чем отличие науки от обыденного познания?

3.    Каковы функции науки?

4.  В каких учреждениях осуществляется научная деятельность в со­временной России? Какие этапы научной карьеры может пройти ученый?


Комментариев нет:

Отправить комментарий

                                                                          Группа 406 Дифференцированного зачета по общеобразовательной дис...