понедельник, 1 ноября 2021 г.

                                                                                 02.11.2021

Группа 403

Предмет: Обществознание 

Тема: Духовная культура. Личность и общество. 

Тема урока: Понятие культуры. 

Цель урока: изучить данную тему, составить конспект урока, ответить на вопросы теста. 

Культура

Как уже отмечалось, в Древнем Риме под словом «культура» (cultura) понимали возделывание почвы, ее обработку, а позже - нее изменения в природе, происходящие под воздействием чело- зека. В дальнейшем этим термином обозначали все созданное че­ловеком. Культура стала пониматься как созданная человеком «вторая природа», надстроенная над первой, естественной, при­родой, как весь созданный человеком мир. Она охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни.

Культура — это специфический способ организации и раз­вития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе со­циальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в со­вокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

В этом понятии фиксируются как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качествен мое своеобразие исторически конкретных форм этой жизнедея­тельности на различных этапах общественного развития, в рам­ках определенных эпох.

Выделяют два основных вида культуры: материальную и ду­ховную. Материальная культура представлена материальными предметами в виде различных технических сооружений, зданий, орудий труда, произведений искусства, предметов повседневного обихода и пр. Духовная культура включает в себя знания, веро­вания, убеждения, духовные ценности, идеологию, мораль, язык,


законы, традиции, обычаи, устанавливаемые и усваиваемые людь­ми. Духовная культура характеризует внутреннее богатство со­знания, степень развитости самого человека.

Однако не всякие материальные или духовные продукты, создан­ные людьми, становятся частью культуры, а только те, которые при няты членами общества или его частью и закреплены, укоренены в их сознании посредством записи на бумаге, других носителях ин­формации, в виде навыков, знаний, обычаев, обрядов и т.д. Закреп­ленный таким образом продукт может быть передан другим людям, последующим поколениям как культурное наследие.

Разделение культуры на материальную и духовную соответ­ствует двум основным видам производства: материальному и ду­ховному. Классификация культуры может проводиться и по осо­бенностям поведения, сознания и деятельности людей в конкрет­ных сферах общественной жизни (культура труда, быта, художе­ственная культура, политическая культура), по способу жизнедея­тельности отдельного индивида (личная культура) или социаль­ной группы (культура класса).

Культура воплощается в практической деятельности людей — производственной, бытовой, политической, художественной, на­учной, учебной и пр., поэтому культурное содержание можно выделить в сфере любой целенаправленной социальной деятель­ности человека. Это многообразие проявлений культуры обус­ловливает многозначность ее определений. Понятие культуры употребляется в значении исторических эпох (например, антич­ная или средневековая культура), разных этнических общностей (культура древних греков, русская культура и т.д.), специфи­ческих сфер жизни или деятельности (культура труда, полити­ческая культура).

Основными элементами культуры служат язык, ценности, нор­мы. Язык - это понятийный, знаково-символический элемент культуры, система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов. Благодаря языку человек структурирует и воспринимает окружающий мир. Язык обеспечивает взаимопони­мание людей и служит важнейшим средством общения, хранения и передачи информации из поколения в поколение. Тем самым общий язык поддерживает сплоченность общества.

Ценности — это разделяемые большинством общества убежде­ния относительно целей, поставленных перед человеком, и основ­ных средств их достижения. Ценности определяют смысл деятель­ности человека. В процессе взаимодействия между собой люди дают оценку предметам и явлениям с точки зрения их соответствия своим потребностям, с точки зрения их полезности и допустимости. Сово- кунность принимаемых личностью ценностей называется ценности ной ориентацией. Различают ценности общества в целом и ценно ста отдельных социальных общностей, классов, групп. Система цен ностей может складываться стихийно, а может представлять собой теоретически сформулированную систему взглядов. В последнем слу­чае говорят об

Культура играет большую роль в жизни общества. Она высту­пает средством сосредоточения, хранения и передачи человече­ского опыта. В связи с этим выделяется несколько функций куль­туры.

Прежде всего это                                                      . Формируя систему

ценностей, культура регулирует характер поведения людей. На­пример, человек, разделяя ту или иную ценность, будет стремить­ся к реализации ценностных установок и установлению связи с темп, кто разделяет его ценностную ориентацию. Таким образом, ценностное содержание культуры выступает в качестве регулято ра человеческого поведения.

Развиваясь в рамках общества, индивид усваивает общеприня­тые правила и культурные ценности, включаясь в комплекс меж­человеческого общения, — тем самым формируется его личность. Соответственно, культура способствует становлению личности, вы­полняя      и

Культурные нормы не являются достоянием только одного че­ловека. Они разделяются многими людьми, а иногда и обществом в целом. В этом случае культура выполняет, обеспечивая единство общества.

В культуре сосредоточен богатый исторический опыт общества (труппы, класса, народа). В связи с этим она выполняет передачу накопленного опыта последую­щим поколениям.

Культура общества — многоплановое явление, состоящее из множества ее разновидностей. Общество неоднородно, входящие к него группы имею: свой набор ценностей и норм. Поэтому выде­ляют несколько разновидностей культуры.

Различают народную, элитарную и массовую формы культу­ры,         развивается как коллективное творче­ство народа на основе преемственности и традиций. Она пред ставляет собой синтез материальных и духовных ценностей. Об­разцами народной культуры служат сказки, песни, былины, одеж­да, обряды, орудия труда и быта и т.д. (рис. 10). Авторы произ­ведений народного творчества неизвестны. Передаваясь из поко­ления в поколение, произведения народной культуры могут до­полняться, видоизменяться, но в то же время сохраняют прису-


Рис. 10. Выступление фольклорного ансамбля

 

щип каждому народу особый колорит, те характерные черты, по которым можно определить, какой именно народ создал данное произведение. В науке совокупность проявлений народного твор­чества называется фольклор (от англ. folklore — народная муд­рость). Фольклор принято делить на устно-поэтическое творчество, комплекс музыкальных, игровых и хореографических видов творчества и изобразительное и декоративно-прикладное искусст­во. Фольклор каждого народа отличается самобытностью, ярко выраженным этническим своеобразием, особенностями репгональных и стилевых проявлений.

Элитарная культура рассчитана на ее восприятие ограничен­ным кругом людей, которые обладают особой художественной восприимчивостью. Эта часть общества оценивается как        (от

франц. elite — лучшее, отборное).

Элитарная, или салонная, культура была в прежние времена уделом высших слоев общества, например дворянства. В настоя­щее время элитарной культурой называют сложные для понимания широких слоев населения произведения музыки, драматургии, ли­тературы, кинематографа. Создание произведений в рамках эли тарной культуры часто служит средством самоутверждения их аВ торов. Результаты такого творчества становятся предметом ожив­ленной полемики критиков и искусствоведов, но не всегда востре


бованы как объект массового духовного потребления. Однако в истории есть немало примеров, когда явление культуры, которое изначально получало название «элитарное», становилось времен­ной формой самоутверждения отдельных социальных групп, дела­лось модным и превращалось в объект культурного освоения широ­кими слоями населения, т.е. объект массовой культуры.

Массовая культура — наиболее типичный способ существова­ния культуры в условиях современного общества. В отличие от элитарной массовая культура сознательно ориентирует распрост­раняемые ею ценности на усредненный уровень развития потре­бителей ее произведений. Средствами распространения массовой культуры служат книги, пресса, кино, телевидение, радио, видео- и звукозаписи, т.е. те объекты, которые могут многократно тира­жироваться с помощью современных технических средств. Запро­сы потребителей массовой культуры складываются стихийно и способствуют конкуренции в сфере индустрии развлечений. Бу­дучи прибыльным делом, она стала своеобразным сектором эко­номики, называемым в обиходе шоу-бизнесом.

Массовая культура характеризуется общедоступностью и лег­костью усвоения создаваемых ею ценностей, не требующих разви­того эстетического вкуса, и рассчитана в большинстве случаев на проведение досуга. Важно, что она таит в себе возможности мощного средства воздействия на общественное сознание для нивели­рования взглядов и идеализации существующих общественных институтов. Нравственная неразборчивость массовой культуры, ставка на зрелищность и привлечение аудитории любой ценой спо­собствуют культивированию сцен насилия, низменных инстинк­тов, популяризируют представителей криминального мира, абсо­лютизируют западный образ жизни.

Многоплановость социальных связей и групп, специфика исто­рических эпох обусловили обширное видовое разнообразие куль­тур. Например, выделяют светскую и религиозную, национальную и интернациональную, политическую, экономическую, эстетиче­скую, художественную, нравственную, научную, правовую и дру­гие виды культуры.

Все достижения общества в материальной и духовной сферах можно охарактеризовать как общую культуру. В то же время об­щество состоит из множества социальных групп, у каждой из ко­торых существует своя система культурных ценностей. Такая си­стема ценностей, установок, способов поведения и жизненных сти­лей определенной социальной группы, отличающаяся от господ­ствующей в обществе культуры, но связанная с ней, носит назва­ние убкультура. Так, например, различают городскую и дере­венскую, молодежную и национальную, криминальную и профес­сиональную субкультуры. Они отличаются от доминирующей и друг от друга ценностями, нормами поведения, стилем жизни и даже языком.

Особую разновидность субкультуры представляет контркуль­тура, которая не только отличается от доминирующей, но и про­тивостоит ей, находится с ней в конфликте. Если представители субкультур хотя специфично и не полностью, но все же восприни­мают базисные ценности и нормы общества, то представители контркультур отказываются от этих ценностей и противопостав­ляют себя обществу. Например, криминальная контркультура, контркультура неформальных молодежных группировок (панков, хиппи)и др.

Культура не есть нечто застывшее, неизменное. Она динамич­на, постоянно развивается, пополняясь новыми элементами. В то же время сохраняется преемственность между историческими эта­пами развития культуры, что позволяет говорить об особенностях национальных культур. В некоторых случаях изменения могут касаться художественного стиля, производственных технологий, правил поведения и т.д., но при этом сущность культуры в целом остается неизменной.

Изменения в культуре могут происходить как в процессе целе­направленной деятельности людей (в литературе, науке, искусст­ве), так и в результате стихийного заимствования культурных ценностей. Взаимное проникновение элементов культуры из од­ного общества в другое при их соприкосновении называется диф­фузия. Такое проникновение может быть двусторонним, когда оба общества (парода) приобретают достижения культуры каждого из них, и односторонним, когда культурное влияние одного народа преобладает над влиянием другого. Новые образцы культуры мо­гут насаждаться принудительно в результате порабощения одного народа другим или насаждаться победившей в политической борь­бе социальной группой.

Процесс эволюционного развития культуры, включающий ее преемственность, изменение и развитие, носит название культур­ное воспроизводство. Культура есть способ существования обще­ства. Невозможно правильно понять процесс общественного раз­вития, его динамику, если не вникнуть в сущность ценностно ­культурных идеалов людей, определяющих содержание и смысл их поступков. С другой стороны, общество само выступает источ­ником развития культуры. Все это означает неразрывную взаимо­связь культуры и общества. Нет общества без культуры, так же как нет и культуры без общества.

Ответить на вопросы письменно: 

 

1.     Объясните понятие «культура».

2.    Какие виды культуры вы знаете? В чем состоит их отличие друг от друга?

3.     Охарактеризуйте основные элементы культуры.

4.     Какие функции выполняет культура?

5.    Какие виды культуры существуют? В чем состоят критерии их выделения?

(i. Дайте определение понятий «субкультура» и «контркультура». Приведите примеры их проявления.

7.   Что такое диффузия культуры? Приведите примеры взаимовлия­ния культур.

«Природа человека, врожденные и приобретенные качества»

Тест 

1. Человек от животного отличается тем, что он

а) имеет природные инстинкты;

б) обладает совершенным слухом;

в) не зависит от природных условий;

г) обладает членораздельной речью.

 

2. И человеку, и животному свойственна

а) трудовая активность;

б) забота о потомстве;

в) познавательная деятельность;

г) самореализация.

 

3. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек остается частью природного мира.

B. Человек развивается в процессе социальной и культурной эволюции.

а) верно только А;

б) верно только В;

в) верны оба суждения;

г) оба суждения не верны.

 

4. К потребностям человека, порожденным обществом, относится потребность в

а) трудовой деятельности;

б) нормальном теплообмене;

в) сохранении здоровья;

г) физической активности.

 

5. К практической деятельности относится

а) производство материальных благ;

б) познание законов природы;

в) формирование религиозных представлений о мире;

г) сочинение музыки.

 

6. Общее в деятельности изобретателей и писателей является то, что она является

а) предметной;

б) практической;

в) материальной;

г) творческой.

 

7. Единичный представитель человеческого рода называется

а) индивидом;

б) индивидуальностью;

в) личностью;

г) творцом.

 

8.Что из ниже перечисленного характеризует человека как личность?

а) особенности внешности;

б) принадлежность к виду Homo sapiens;

в) прямая походка;

г) социальный статус.

 

9. Социализация личности – это

а) общение с окружающими;

б) изменение социального статуса;

в) усвоение социального опыта, накопленного человечеством;

г) переход из одной социальной группы в другую.

 

10. В процессе жизни человек формируется как

а) биологическая особь;

б) индивид;

в) личность;

г) особый генотип.

 

 



Комментариев нет:

Отправить комментарий

                                                                          Группа 406 Дифференцированного зачета по общеобразовательной дис...