02.11.2021
Группа 403
Предмет: Обществознание
Тема: Духовная культура. Личность и общество.
Тема урока: Понятие культуры.
Цель урока: изучить данную тему, составить конспект урока, ответить на вопросы теста.
Как уже отмечалось, в Древнем Риме под словом «культура» (cultura) понимали возделывание почвы, ее обработку, а позже - нее изменения в природе, происходящие под воздействием чело- зека. В дальнейшем этим термином обозначали все созданное человеком. Культура стала пониматься как созданная человеком «вторая природа», надстроенная над первой, естественной, природой, как весь созданный человеком мир. Она охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни.
Культура — это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
В этом понятии фиксируются как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качествен мое своеобразие исторически конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох.
Выделяют два основных вида культуры: материальную и духовную. Материальная культура представлена материальными предметами в виде различных технических сооружений, зданий, орудий труда, произведений искусства, предметов повседневного обихода и пр. Духовная культура включает в себя знания, верования, убеждения, духовные ценности, идеологию, мораль, язык,
законы, традиции, обычаи, устанавливаемые и усваиваемые людьми. Духовная культура характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.
Однако не всякие материальные или духовные продукты, созданные людьми, становятся частью культуры, а только те, которые при няты членами общества или его частью и закреплены, укоренены в их сознании посредством записи на бумаге, других носителях информации, в виде навыков, знаний, обычаев, обрядов и т.д. Закрепленный таким образом продукт может быть передан другим людям, последующим поколениям как культурное наследие.
Разделение культуры на материальную и духовную соответствует двум основным видам производства: материальному и духовному. Классификация культуры может проводиться и по особенностям поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, быта, художественная культура, политическая культура), по способу жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура) или социальной группы (культура класса).
Культура воплощается в практической деятельности людей — производственной, бытовой, политической, художественной, научной, учебной и пр., поэтому культурное содержание можно выделить в сфере любой целенаправленной социальной деятельности человека. Это многообразие проявлений культуры обусловливает многозначность ее определений. Понятие культуры употребляется в значении исторических эпох (например, античная или средневековая культура), разных этнических общностей (культура древних греков, русская культура и т.д.), специфических сфер жизни или деятельности (культура труда, политическая культура).
Основными элементами культуры служат язык, ценности, нормы. Язык - это понятийный, знаково-символический элемент культуры, система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов. Благодаря языку человек структурирует и воспринимает окружающий мир. Язык обеспечивает взаимопонимание людей и служит важнейшим средством общения, хранения и передачи информации из поколения в поколение. Тем самым общий язык поддерживает сплоченность общества.
Ценности — это разделяемые большинством общества убеждения относительно целей, поставленных перед человеком, и основных средств их достижения. Ценности определяют смысл деятельности человека. В процессе взаимодействия между собой люди дают оценку предметам и явлениям с точки зрения их соответствия своим потребностям, с точки зрения их полезности и допустимости. Сово- кунность принимаемых личностью ценностей называется ценности ной ориентацией. Различают ценности общества в целом и ценно ста отдельных социальных общностей, классов, групп. Система цен ностей может складываться стихийно, а может представлять собой теоретически сформулированную систему взглядов. В последнем случае говорят об
Культура играет большую роль в жизни общества. Она выступает средством сосредоточения, хранения и передачи человеческого опыта. В связи с этим выделяется несколько функций культуры.
Прежде всего это . Формируя систему
ценностей, культура регулирует характер поведения людей. Например, человек, разделяя ту или иную ценность, будет стремиться к реализации ценностных установок и установлению связи с темп, кто разделяет его ценностную ориентацию. Таким образом, ценностное содержание культуры выступает в качестве регулято ра человеческого поведения.
Развиваясь в рамках общества, индивид усваивает общепринятые правила и культурные ценности, включаясь в комплекс межчеловеческого общения, — тем самым формируется его личность. Соответственно, культура способствует становлению личности, выполняя и
Культурные нормы не являются достоянием только одного человека. Они разделяются многими людьми, а иногда и обществом в целом. В этом случае культура выполняет, обеспечивая единство общества.
В культуре сосредоточен богатый исторический опыт общества (труппы, класса, народа). В связи с этим она выполняет передачу накопленного опыта последующим поколениям.
Культура общества — многоплановое явление, состоящее из множества ее разновидностей. Общество неоднородно, входящие к него группы имею: свой набор ценностей и норм. Поэтому выделяют несколько разновидностей культуры.
Различают народную, элитарную и массовую формы культуры, развивается как коллективное творчество народа на основе преемственности и традиций. Она пред ставляет собой синтез материальных и духовных ценностей. Образцами народной культуры служат сказки, песни, былины, одежда, обряды, орудия труда и быта и т.д. (рис. 10). Авторы произведений народного творчества неизвестны. Передаваясь из поколения в поколение, произведения народной культуры могут дополняться, видоизменяться, но в то же время сохраняют прису-
Рис. 10. Выступление фольклорного ансамбля
щип каждому народу особый колорит, те характерные черты, по которым можно определить, какой именно народ создал данное произведение. В науке совокупность проявлений народного творчества называется фольклор (от англ. folklore — народная мудрость). Фольклор принято делить на устно-поэтическое творчество, комплекс музыкальных, игровых и хореографических видов творчества и изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Фольклор каждого народа отличается самобытностью, ярко выраженным этническим своеобразием, особенностями репгональных и стилевых проявлений.
Элитарная культура рассчитана на ее восприятие ограниченным кругом людей, которые обладают особой художественной восприимчивостью. Эта часть общества оценивается как (от
франц. elite — лучшее, отборное).
Элитарная, или салонная, культура была в прежние времена уделом высших слоев общества, например дворянства. В настоящее время элитарной культурой называют сложные для понимания широких слоев населения произведения музыки, драматургии, литературы, кинематографа. Создание произведений в рамках эли тарной культуры часто служит средством самоутверждения их аВ торов. Результаты такого творчества становятся предметом оживленной полемики критиков и искусствоведов, но не всегда востре
бованы как объект массового духовного потребления. Однако в истории есть немало примеров, когда явление культуры, которое изначально получало название «элитарное», становилось временной формой самоутверждения отдельных социальных групп, делалось модным и превращалось в объект культурного освоения широкими слоями населения, т.е. объект массовой культуры.
Массовая культура — наиболее типичный способ существования культуры в условиях современного общества. В отличие от элитарной массовая культура сознательно ориентирует распространяемые ею ценности на усредненный уровень развития потребителей ее произведений. Средствами распространения массовой культуры служат книги, пресса, кино, телевидение, радио, видео- и звукозаписи, т.е. те объекты, которые могут многократно тиражироваться с помощью современных технических средств. Запросы потребителей массовой культуры складываются стихийно и способствуют конкуренции в сфере индустрии развлечений. Будучи прибыльным делом, она стала своеобразным сектором экономики, называемым в обиходе шоу-бизнесом.
Массовая культура характеризуется общедоступностью и легкостью усвоения создаваемых ею ценностей, не требующих развитого эстетического вкуса, и рассчитана в большинстве случаев на проведение досуга. Важно, что она таит в себе возможности мощного средства воздействия на общественное сознание для нивелирования взглядов и идеализации существующих общественных институтов. Нравственная неразборчивость массовой культуры, ставка на зрелищность и привлечение аудитории любой ценой способствуют культивированию сцен насилия, низменных инстинктов, популяризируют представителей криминального мира, абсолютизируют западный образ жизни.
Многоплановость социальных связей и групп, специфика исторических эпох обусловили обширное видовое разнообразие культур. Например, выделяют светскую и религиозную, национальную и интернациональную, политическую, экономическую, эстетическую, художественную, нравственную, научную, правовую и другие виды культуры.
Все достижения общества в материальной и духовной сферах можно охарактеризовать как общую культуру. В то же время общество состоит из множества социальных групп, у каждой из которых существует своя система культурных ценностей. Такая система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, но связанная с ней, носит название убкультура. Так, например, различают городскую и деревенскую, молодежную и национальную, криминальную и профессиональную субкультуры. Они отличаются от доминирующей и друг от друга ценностями, нормами поведения, стилем жизни и даже языком.
Особую разновидность субкультуры представляет контркультура, которая не только отличается от доминирующей, но и противостоит ей, находится с ней в конфликте. Если представители субкультур хотя специфично и не полностью, но все же воспринимают базисные ценности и нормы общества, то представители контркультур отказываются от этих ценностей и противопоставляют себя обществу. Например, криминальная контркультура, контркультура неформальных молодежных группировок (панков, хиппи)и др.
Культура не есть нечто застывшее, неизменное. Она динамична, постоянно развивается, пополняясь новыми элементами. В то же время сохраняется преемственность между историческими этапами развития культуры, что позволяет говорить об особенностях национальных культур. В некоторых случаях изменения могут касаться художественного стиля, производственных технологий, правил поведения и т.д., но при этом сущность культуры в целом остается неизменной.
Изменения в культуре могут происходить как в процессе целенаправленной деятельности людей (в литературе, науке, искусстве), так и в результате стихийного заимствования культурных ценностей. Взаимное проникновение элементов культуры из одного общества в другое при их соприкосновении называется диффузия. Такое проникновение может быть двусторонним, когда оба общества (парода) приобретают достижения культуры каждого из них, и односторонним, когда культурное влияние одного народа преобладает над влиянием другого. Новые образцы культуры могут насаждаться принудительно в результате порабощения одного народа другим или насаждаться победившей в политической борьбе социальной группой.
Процесс эволюционного развития культуры, включающий ее преемственность, изменение и развитие, носит название культурное воспроизводство. Культура есть способ существования общества. Невозможно правильно понять процесс общественного развития, его динамику, если не вникнуть в сущность ценностно культурных идеалов людей, определяющих содержание и смысл их поступков. С другой стороны, общество само выступает источником развития культуры. Все это означает неразрывную взаимосвязь культуры и общества. Нет общества без культуры, так же как нет и культуры без общества.
Ответить на вопросы письменно:
1. Объясните понятие «культура».
2. Какие виды культуры вы знаете? В чем состоит их отличие друг от друга?
3. Охарактеризуйте основные элементы культуры.
4. Какие функции выполняет культура?
5. Какие виды культуры существуют? В чем состоят критерии их выделения?
(i. Дайте определение понятий «субкультура» и «контркультура». Приведите примеры их проявления.
7. Что такое диффузия культуры? Приведите примеры взаимовлияния культур.
«Природа человека, врожденные и
приобретенные качества»
Тест
1. Человек от животного отличается тем, что он
а) имеет природные инстинкты;
б) обладает совершенным слухом;
в) не зависит от природных условий;
г) обладает членораздельной речью.
2. И человеку, и животному свойственна
а) трудовая активность;
б) забота о потомстве;
в) познавательная деятельность;
г) самореализация.
3. Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Человек остается частью природного мира.
B. Человек развивается в процессе социальной и культурной эволюции.
а) верно только А;
б) верно только В;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения не верны.
4. К потребностям человека, порожденным обществом, относится потребность в
а) трудовой деятельности;
б) нормальном теплообмене;
в) сохранении здоровья;
г) физической активности.
5. К практической деятельности относится
а) производство материальных благ;
б) познание законов природы;
в) формирование религиозных представлений о мире;
г) сочинение музыки.
6. Общее в деятельности изобретателей и писателей является то, что она
является
а) предметной;
б) практической;
в) материальной;
г) творческой.
7. Единичный представитель человеческого рода называется
а) индивидом;
б) индивидуальностью;
в) личностью;
г) творцом.
8.Что из ниже перечисленного характеризует человека как личность?
а) особенности внешности;
б) принадлежность к виду Homo sapiens;
в) прямая походка;
г) социальный статус.
9. Социализация личности – это
а) общение с окружающими;
б) изменение социального статуса;
в) усвоение социального опыта, накопленного человечеством;
г) переход из одной социальной группы в другую.
10. В процессе жизни человек формируется как
а) биологическая особь;
б) индивид;
в) личность;
г) особый генотип.
Комментариев нет:
Отправить комментарий