понедельник, 25 октября 2021 г.

                                                                     25.10.2021 

                                                                    Группа 405 

Предмет: Обществознание 

Тема: Наука и образование современного мира.

Тема урока: Естественные и социально - гуманитарные науки. 

Цель урока: изучить данную тему, составить конспект,  ответить на вопросы.

Главным органом научной деятельности России стала России екая академия наук (РАН). Она ведет спою историю от Академии наук Петра I, основанной в 1725 г. В ее состав входят исследова­тельские институты по отраслям научных знаний. Российская ака­демия наук имеет региональные отделения и научные центры в разных частях страны.

Несомненно, заниматься научными исследованиями можно не­зависимо от полученного образования. Но чаще всего человек, решивший профессионально заниматься научной работой, стре­мится получить послевузовское образование в аспирантуре и за­щитить диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук. Следующая ступень — учеба в докторантуре и защита диссерта­ции на соискание ученой степени доктора наук. Кандидату наук при условии, что он занимается научно педагогической деятель­ностью и имеет определенное количество научных и учебно-мето­дических публикаций, может быть присвоено ученое звание до­цента, а доктору наук на тех же условиях и при наличии научного руководства аспирантами — ученое звание профессора.

В XX в. усилился процесс дифференциации наук. В рамках «старых» наук появлялись знания, которые сначала обосаблива­лись в отдельные области внутри базовой науки, а затем выделяют  в новую науку со своим предметом изучения. Современная паука подразделяется на отдельные дисциплины, представляющие собой различные области знания. Наука в целом — это сложная I шлема, отдельные части которой взаимодействуют между собой, порождая новые подсистемы. Чем дальше развивается наука, тем больше отраслевых наук выделяется из ранее единых научных дис­циплин (рис. 12).

В настоящее время выделяют гуманитарные, естественные и технические науки. Гуманитарные науки изучают человека, об­щество, взаимоотношения людей, социальных групп в различных областях жизни общества. К ним относятся социология, психология, этнография, философия, история, экономика, политология и т.д. Естественные науки исследуют явления материального мира. В число таких наук входят физика, химия, биология, математика, астрономия и др. Технические науки непосредственно об­служивают практическую деятельность, создавая основу для со­вершенствования процесса производства. Это материаловедение, электроника, информатика и др.

Из числа гуманитарных наук можно выделить те, которые изу­чают человека, и те, которые изучают общество. Многие науки


рассматривают человека как высшую ступень развития живых организмов на Земле, как субъекта общественно-исторической деятельности и культуры. В противоположность другим живым существам человек представляет продукт собственной материаль­ной и духовной деятельности.

В социологии человек изучается как представитель общества, народа, социального слоя или класса, социальной группы. В пси­хологии он рассматривается как индивид, обладающий своеобраз­ными психофизическими особенностями, устойчивостью психиче­ских процессов и свойств, активностью в реализации этих свойств применительно к конкретной ситуации.

Кроме социологии и психологии человека изучают и другие гуманитарные науки: философия, антропология, педагогика. Про­блема человека — это одно из главных звеньев, соединяющих все отрасли научных знаний. Каждая из названных наук рассматри­вает человека по-своему. Так, философия подходит к этой про­блеме в широком историко-теоретическом плане. Она исследует смысл жизни, сущность человека, общие закономерности его раз­вития как биологического и социального существа.   Атропология изучает происхождение и становление физического типа че­ловека, его эволюционное развитие, образование и развитие че­ловеческих рас. Близость антропологического и социологическо­го подходов к человеку проявилась в образовании социальной антропологии — раздела социологии, объектом изучения кото­рого служат примитивные и традиционные системы. Социальная психология, так же как и социология, изучает человека и его со­общества, но при этом решает ряд только ей присущих проблем. Например, каким образом человек становится личностью, как он может реализовать свои личностные качества, вопросы межлич­ностного общения и взаимодействия. Педагогика рассматривает вопросы воздействия на человека в процессе воспитания и образования.

Наук, изучающих общество, тоже довольно много. Их часто так и называют — общественные науки. Социология кроме во­просов формирования личности изучает ее взаимодействие с дру­гими людьми в рамках больших и малых групп, общества в це­лом. Экономика рассматривает производство, обмен, распреде­ление, потребление товаров и услуг, поведение людей в сфере экономических отношений, проблемы влияния государства на эко­номику. Политология изучает политическую систему общества, особенности власти, устройство и функции государства. Юрис­пруденция занимается юридическими правилами поведения, про­блемами правомерного поведения, правонарушений и наказаний


за них. Культурология изучает мир искусства. История иссле­дует процесс исторического развития человечества и отдельных народов.

В науке взаимоотношения между ее субъектами строятся на основе определенной системы этических норм, определяющих, что допустимо, а что непозволительно для ученого. Эти нормы разви­ваются вместе с наукой, постоянно пополняясь.

Нормы научной этики включают:

1)   общечеловеческие моральные требования и запреты (запрет на фальсификацию, намеренное искажение, незаконное при­своение чужих научных результатов);

2)   специфические, характерные этические нормы науки — преж­де всего это бескорыстный поиск и отстаивание истины; в истории науки есть немало примеров подвижничества уче­ных, которые не отреклись от своих убеждений даже под угрозой смерти.

Иногда бывает трудно сразу определить истинность получен­ного знания. Поэтому нормы научной этики требуют, чтобы зна­ние было новым, логичным и экспериментально обоснованным. Чтобы соблюсти эти правила и не впасть в заблуждение, ученый должен постоянно повышать уровень своих знаний, следить за достижениями своих коллег, приводить четкие доказательства в защиту своих выводов.

Английский социолог Р. Мертон выделил ряд ценностей, на которых основаны нормы науки:

— универсализм. Изучаемые наукой явления не зависят от качеств исследователя, поэтому научные результаты, полу­ченные известным ученым, должны быть так же доскональ­но проверены, как и результаты исследований молодого уче ного;

— общность. Научное знание должно становиться общим дос­тоянием, которым никто не вправе владеть монопольно. Это достигается путем публикаций, обнародования результатов исследования;

— бескорыстность. Целью деятельности ученого должен быть поиск истины. Слава и вознаграждение рассматриваются не как стимул научной деятельности, а как следствия научных достижений;

— организованный скептицизм. В науке нельзя слепо дове­ряться авторитету предшественников, насколько бы высо­ким он Ни был. Нужно уважать труд ученых прошлого и своих коллег-современников и в то же время критически


относиться к результатам их деятельности, поскольку даже самые признанные ученые не застрахованы от ошибок. Кроме того, ученый должен не только отстаивать свои убежде­ния, но и уметь отказываться от них, если неистинность их будет доказана.

Эти нормы нигде не зафиксированы в качестве обязательных. Но если кто-либо будет их игнорировать, то может потерять ува­жение в научной среде.

Указанные нормы определяют отношения ученых в сфере на­уки. Однако наука связана с практической деятельностью, по этому немаловажными являются отношения с обществом науки в целом и ученого в частности. Такие отношения ставят вопрос о социальной ответственности ученого.

В широком смысле этот вопрос означает: как будут использо­ваться результаты научного поиска, принесут ли они пользу лю­дям? В современном мире научно-технический прогресс часто был обусловлен необходимостью создания новых видов вооружений. Научные открытия, связанные с военной сферой, нашли примене­ние и в мирной жизни, например: ядерная энергия, самолетостро­ение и др. Но сколько бед и разрушений принесли они людям? Поэтому вопрос о соотношении истины и добра в науке как нельзя более актуален и но сей день. Кто может поручиться, что новое изобретение не станет оружием в руках злого гения, недобросове­стного политика и не принесет вред человечеству?

Кроме того, вопросы социальной ответственности ученого за­нимают важнейшее место в таких отраслях науки, как генная ин­женерия, биотехнология, биомедицинские и генетические иссле­дования человека. В настоящее время идет острая дискуссия по поводу нравственно-этических сторон клонирования человека. Часть ученых считают, что клонирование поможет многим семьям обрести детей. Другие справедливо указывают на нравственные аспекты этой проблемы и предостерегают, что клонирование мо­жет быть использовано для создания биологических роботов, за­программированных солдат, способных на все. Пока еще не до конца понятно, как будет развиваться клонированный человек, будет ли он физически и психически полноценным.

Разновидностью познания является научное познание.

Научное познание это объективное изучение мира, неза­висимое от взглядов и убеждений человека.

Научное познание возникло на основе обыденного познания. Однако между ними имеются существенные различия.


Во-первых, наука имеет дело с особым набором объектов ре­альности, не сводимых к объектам обыденного опыта. Для изуче­ния объектов науки нужны специальные средства и орудия, кото­рые не применяются в обыденном познании. Наука использует специальную аппаратуру, измерительные инструменты, позволя­ющие экспериментально изучать новые типы объектов.

Во-вторых, наука использует специальный язык. В науке име­ет место и язык обыденной речи, но она не может только на его основе описывать объекты изучения. Обыденный язык приспо­соблен для описания объектов повседневной практики человека, наука же выходит за рамки такой практики. Понятия обыденного языка часто бывают нечеткими, многозначными. Точный их смысл можно понять только в процессе общения. Наука же стремится как можно более четко сформулировать свои понятия.

В процессе накопления научных знаний язык науки постоянно развивается, появляются новые понятия, часть которых может постепенно входить в повседневную речь. Например, такие спе­циальные научные термины, как «электричество», «компьютер» и фугие, стали привычными для всех словами.

Научная аппаратура и язык науки — это результаты уже полу­ченных знаний, но в то же время они используются для дальней шего исследования.

К особенностям научного познания относится и специфика

Их не всегда можно проверить опытным путем и применить на практике. Наука  новых знаний на основе тех, истинность которых уже доказана. В связи с этим важными отличиями научного познания от обыденного выступают             и

В период зарождения науки научное познание было связано с отражением только тех явлений, которые постоянно имели место в процессе жизнедеятельности человека. Анализ этих явлений приводил к определенным теоретическим выводам. В ходе разви­тия научного познания методика исследования изменилась. Ученые стали сначала создавать идеальные объекты в данной науч­ной области, а затем переносить их на практику. Таким образом появились гипотезы научные предположения, истинность которых требует доказательств. Благодаря выдвижению гипотез на­учное познание получает возможность прогнозирования развития rex пли иных явлений в будущем. Так выдвигаются теории - особые типы знаний, которые объединяют совокупность понятий п выводов по какому-либо вопросу в единую систему. Теории это уже доказанные научные положения. Их можно назвать


зонными гипотезами. Тем не менее при применении теории в каж­дом конкретном случае новые данные должны быть включены в контекст доказательств.

Научное познание отличается от обыденного еще и методами познавательной деятельности. Обыденное познание основано на чувственном восприятии и рациональном осмыслении уже суще­ствующего объекта. В научном познании нередко необходимо сна чала обнаружить сам объект познания, например: небесное тело - в астрономии, атом — в физике и т.д. Изучаемый объект выделя­ется из совокупности других элементов природы и исследуется с помощью специальных приемов и методов. Метод — это способ решения познавательных задач. Применение к предмету исследо­вания конкретных приемов и методов научного познания носит название методология. Этим термином также определяется на­ука, изучающая методы научного познания.

В отличие от обыденного научное познание предъявляет опре­деленные требования и к субъектам познавательной деятельно­сти. Для занятия наукой необходимы специальная подготовка, на­личие базовых знаний и навыков, владение специальными сред­ствами исследования. Чтобы заниматься какой либо наукой, сле­дует получить соответствующее образование в высшем учебном заведении. Субъект научного познания должен четко понимать, что он исследует, как это сделать и для чего это нужно, т.е. он должен осознавать цели своей деятельности и знать средства их достижения. Целью любого ученого, в какой бы области науки он ни проводил исследования, служат поиск объективной истины и получение нового знания. Процесс познания может быть плодо­творным только тогда, когда он осуществляется на основе объек­тивных законов развития предмета исследования. В связи с этим основной задачей науки становится выявление таких законов.

Следует отличать научное познание от различных форм вненаучного познания. К ним относятся:

1) мифология — донаучное познание, ставшее предпосылкой возникновения науки;

2) лженаучное познание, использующее в познавательной дея­тельности домыслы и предрассудки;

3)   антинаучное познание, намеренно искажающее действитель­ность;

4)   обыденное познание, включающее повседневный практиче­ский опыт человека.

Результаты научного познания — научные знания          в боль

Большинстве случаев используются на практике. То же можно сказать и о других видах познания. Однако в основе мифологического мышления лежит вымысел, ориентирующий человека на покор­ность силам природы. Лженаучное и антинаучное познание не в силах способствовать достижению положительных результатов практической деятельности в силу неистинности. Наконец, знания, по­лученные в результате обыденного познания, находят воплощение в практической деятельности конкретных людей или их групп в отличие от результатов научного познания, которые имеют огром­ное практическое значение для всего человечества. Кроме того, научное познание не персонифицировано. По его результатам нельзя охарактеризовать личность исследователя в отличие от результа­тов обыденного познания или художественного творчества.

В то же время на процесс и результаты научного познания оказывают влияние мировоззрение, политические, религиозные взгляды ученого, его ценностные ориентации, а также факторы внешней социокультурной среды. Так, от позиции исследователя зависит трактовка явлений в исторической, политологической, философской и других гуманитарных науках. Оценка явлений зависит и от общественного строя, политики государства, уровня развития знаний в данную эпоху. Так, гипотезы, по-новому рас­сматривавшие строение Вселенной, встречали негативную реак­цию Церкви, так как расходились с ее доктриной.

Анализ исторического развития науки показывает, что она часто опережает время и результаты научного познания находят приме­нение только в будущем. Это еще раз доказывает значение науки и се роль в развитии научно-технического и социального прогресса.

В структуре научного познания выделяют два уровня: эмпири­ческий и теоретический. Эмпирический уровень связан с чувственным познанием, задача которого заключается в получении знаний на основе чувственного опыта. В отличие от стихийного чувствен ною познания эмпирическое является целенаправленным восприятием окружающего мира (например, целенаправленный выбор объекта исследования). На теоретическом уровне формулиру­ются принципы, законы, создаются теории, в которых заключает­ся сущность познаваемых объектов. Каждый из этих уровней со­держит набор методов познания.

Любому виду человеческого познания свойственны такие методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение и т.д. За ними закрепилось название обще логические методы познания.

Анализ - это метод исследования целостного предмета путем рассмотрения составляющих его частей (сторон, признаков, свойств или отношений) с целью их всестороннего изучения.

Синтез — это обобщение, сведение в единое целое данных, полученных путем анализа ранее выделенных частей (сторон, при­знаков, свойств или отношений) предмета.

Анализ и синтез — это наиболее простые и в то же время наи­более универсальные приемы познания.

В процессе исследования ученому часто приходится делать выводы об изучаемом объекте на основе сведений об уже извест­ных объектах. При этом выводы об отдельных явлениях могут строиться на основе общих принципов и наоборот. Такие умо­заключения называются индукцией и дедукцией. Индукция — это такой метод исследования, при котором общий вывод делается на основе частных посылок (от частного к общему). Дедук­ция — это метод исследования, посредством которого из общих посылок следует заключение частного характера (от общего к частному).

Одним из обще логических методов познания служит абстра­гирование. Оно заключается в отвлечении от ряда свойств изуча­емого явления с одновременным выделением интересующих ис­следователя свойств. В результате можно сопоставить внешне не­сопоставимые явления, в связи с чем создается основа для объединения их в единый вид (например, класс животных, породы ми­нералов и др.). Такое объединение происходит с учетом общих признаков. В этом случае используется метод обобщения, т.е. выделение общих признаков и свойств.

В ходе процесса познания может выясниться, что свойства изуча­емого объекта совпадают со свойствами уже изученного. В резуль­тате можно сделать вывод о сходстве самих объектов. Такой метод исследования называется аналогия.

Близким по смыслу к аналогии выступает метод моделирова­ния, т.е. создание копии изучаемого объекта для изучения ориги­нала с одной из сторон. Модель может отличаться от оригинала размером, формой и т.д., но должна повторять те свойства объек­та, которые подлежат изучению. Важное свойство модели — это ее удобство для исследования, особенно в том случае, когда изу­чение оригинала по каким-либо причинам затруднительно. Иног­да изучение объекта по его модели диктуется экономическими со­ображениями (она дешевле оригинала). Модели могут быть мате­риальными и идеальными. Первые — это реальные объекты, а вторые          строятся в сознании исследователя и изображаются в

знаковой форме, например в виде математических формул. В на­стоящее время все большее распространение получает компыоперное моделирование, основанное на использовании специаль­ных программ.

К методам эмпирического научного познания относится на­

- целенаправленное восприятие изучаемых объектов. Это не пассивное созерцание, а активная деятельность, включаю­щая рациональные факторы. Элементами эмпирического познания служат сам наблюдатель, объект наблюдения и средства на­блюдения (приборы, технические средства и т.д.). Наблюдение никогда не бывает стихийным. Оно всегда основано на научной идее, гипотезе, предположении.

Наблюдение позволяет проводить сравнение, сопоставляя изучаемые объекты и явления с уже известными. Также наблюдение 1сено связано с описанием, цель которого — закрепить и передать результаты наблюдения с немощью определенных знаковых средств (схем. рисунков, графиков и цифр). Описание может быть количественным и качественным. Количественное описание закрепля­ет данные измерений, т.е. цифровые данные, с помощью которых осуществляется сравнение объектов. При этом необходимо, чтобы единицы измерения совпадали или могли переводиться одна в дру­гую. Качественное описание фиксирует сущность объектов, их качественные характеристики (упругость материалов, теплопроводность и др.).

С наблюдением и сравнением связан метод эксперимента. В этом случае исследователь активно влияет на изучаемый объект, созда­вая специфические условия с целью получения определенных ре

платов. Особенность эксперимента состоит в том, что исследо­ватель может многократно повторять воздействие на предмет. Однако он не может создавать свойства предмета, он может их только выявлять. Кроме того, в процессе эксперимента часто воз­никают новые проблемы, которые становятся стимулом для даль­нейшего исследования.

К методам теоретического научного познания относится метод , заключающийся в построении абстрактных моделей. раскрывающих сущность явлений. При этом информация об объекте исследования фиксируется знаками, формулами и т.д.

Следующий метод. 

Он состоит в выдвикеппи исходных положений, не требующих доказательств, на основе которых строится определенная система выводов. Утверждение, доказательства истинности которого не требуется, называется. Такой метод чаще всего применяется в математике.


Задача научного познания состоит в том, чтобы дать целост­ный образ исследуемого явления. Любое явление действительно­сти можно представить как конкретное переплетение самых различных связей. Теоретическое исследование выделяет эти связи


и отражает их с помощью определенных научных абстракций. Но простой набор таких абстракций еще не дает представления о природе явления, о процессах его функционирования и развития. Для того чтобы создать такое представление, необходимо мыслен­но воспроизвести объект во всей полноте и сложности его связей и отношений. Такой прием исследования называется методом восхо­ждения от абстрактного к конкретному. Применяя его, иссле­дователь вначале находит главную связь изучаемого объекта, а затем, шаг за шагом прослеживая, как она видоизменяется в раз­личных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаи­модействия и таким путем отображает во всей полноте сущность изучаемого объекта.

Особые приемы исследования применяются при построении теоретических знаний о сложных, исторически развивающихся объектах. Такие объекты чаще всего не могут быть воспроизве­дены в опыте. Например, невозможно опытным путем воспро­извести историю возникновения человека, историю какого-либо народа или историю культуры. Научные знания о таких объек­тах получают посредством исторического и логического мето­дов исследования.

В основе сторического метода лежат изучение реальной ис­тории в ее конкретном многообразии, выявление исторических фактов и на этой базе — такое мыслительное воссоздание истори­ческого процесса, при котором раскрывается логика, закономер­ность его развития. Логический метод раскрывает объективную логику истории путем изучения исторического процесса на выс­ших стадиях его развития. Такой подход возможен, потому что на высших стадиях развития история сжато воспроизводит основные черты своей предшествующей эволюции. И в историческом, и в логическом методе предполагается исследование эмпирической базы — реальных исторических фактов. На этой основе выдвига­ются гипотезы, которые трансформируются в теоретическое зна­ние о закономерностях исторического процесса.

Все методы научного познания всегда используются в комп­лексе. Их конкретная комбинация определяется особенностями изучаемого объекта, спецификой исследования. С развитием на­уки развивается и система ее методов, формируются новые при­емы и методы исследовательской деятельности. С развитием ком­пьютеризации заговорили о методах компьютерного анализа, по­строении виртуальных моделей. В связи с этим задача методоло­гии состоит не только в констатации уже известных методов исследовательской деятельности, но и в выяснении перспектив их развития.

Ответить на вопросы письменно: 


1.    Что такое наука? Как она возникла и развивалась?

2.    В чем отличие науки от обыденного познания?

3.    Каковы функции науки?

4.  В каких учреждениях осуществляется научная деятельность в со­временной России? Какие этапы научной карьеры может пройти ученый?


Комментариев нет:

Отправить комментарий

                                                                          Группа 406 Дифференцированного зачета по общеобразовательной дис...