Группа 405
Предмет: Обществознание
Тема урока: Уровни и формы познания
Цель урока: изучить данную тему, ответить на вопросы.
Познание имеет два уровня (две стороны), ступени — чувственное познание и рациональное познание.
Чувственное познание — познание, которое осуществляется органами чувств человека.
Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Формы чувственного познания:
Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. С помощью этих органов человек ощущает отдельные свойства предмета — форму, цвет, запах и т. п.
Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств. Восприятие служит также основной формой формирования представлений.
Представление — чувственно-наглядный, обобщённый образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств. Проще говоря — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.
Чувственное познание всегда субъективно, но именно этот уровень познания осуществляет связь человека с внешним миром.
Интуиция — вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины без опоры на логические обоснования и доказательства.
Основные признаки: внезапность, частичная осознанность, непосредственный характер возникновения знания.
Рациональное познание — познание, осуществляемое разумом (от лат. ratio — разум, рассудок).
Рациональное познание, присущее только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.
Основные механизмы (мыслительные операции) рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.
Формы рационального познания:
Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные свойства объекта. Понятия, выраженные в речи отдельным словом, связываются между собой и образуют суждение.
Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо об объекте.
Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.
Пример логического умозаключения: если a>b, а b>c, то a>c.
Разновидности умозаключений:
Индуктивное умозаключение — от частного к общему.
Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.
Получаемое по аналогии.
Особенности чувственного и рационального познания
Чувственное познание Рациональное познание
Непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта.
Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов.
Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.
Опора на результаты чувственного познания.
Абстрактность и обобщённость возникающих в результате познания образов.
Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.
По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения.
Эмпиризм (от греч. empeiria — опыт) — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм (от лат. ratio — разум, рассудок) — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.
Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и всё же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счёте опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.
Виды и формы знаний
Знание — результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
Виды знаний:
Житейское — носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию.
Научное — понимание действительности в её прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлечённых понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.).
Практическое — овладение вещами, преобразование мира.
Художественное — целостное отображение мира и человека в нём. Строится на образе, а не на понятии.
Рациональное — отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением.
Иррациональное — не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки.
Личностное — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.
Формы знаний, выделяемые по отношению к научному знанию:
Донаучное — прототип, предпосылки научного знания (элементы науки до XVI в.).
Ненаучное — разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами.
Паранаучное — внешне похоже на научное, но несовместимо с имеющимся научным знанием.
Лженаучное — сознательно использующее домыслы и предрассудки.
Антинаучное — утопичное и сознательно искажающее представление о действительности.
ВОПРОСЫ:
1. (1−4). Прочитайте текст и выполните задания 1−4.
«Научное знание — это сложная система с разветвлённой иерархией структурных уровней. Традиционно вычленяют три уровня в структуре научного знания: локальное знание, которое в любой научной области соотносится с теорией; знания, составляющие целую научную область; знания, представляющие всю науку.
В структуре локальной области знания можно выделить уровень эмпирических знаний и уровень теоретических знаний. Знания, полученные на эмпирическом уровне, являются результатом непосредственного контакта с живой реальностью в наблюдении и эксперименте. Здесь вырабатываются знания об определённых событиях, выявляются свойства объектов или процессов, фиксируются отношения и устанавливаются эмпирические закономерности. Эмпирический уровень тесно связан с теоретическим уровнем. <…> Для полной характеристики локальной области знаний необходимо выделять ещё один уровень — уровень философских предпосылок, который содержит общие представления о действительности и процессе познания, выраженные в системе философских понятий.
Совокупность философских представлений пронизывает и эмпирический, и теоретический уровни научного знания. Особенность обособленности данных уровней заключается в том, что несмотря на теоретическую нагруженность, эмпирический уровень является более устойчивым, чем теория <…>. Данный момент очень важен для понимания закономерностей развития науки, которые трудно представить без выяснения отношений в области научного знания на анализируемых уровнях».
(Стеклова И. В. Взаимосвязь и обособленность типов знаний в науке и философии // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 2. С. 173−174.).
1) На основании текста укажите, какие уровни выделяются в структуре научного знания. Как автор характеризует научное знание.
2) Какова, по мнению автора, структура локальной области знаний? Какой уровень пронизывает другие уровни знаний? Из каких элементов он состоит?
3) Автор раскрывает сущность эмпирического уровня познания, указывая на его тесную связь с теоретическим уровнем. Используя знания обществоведческого курса, охарактеризуйте теоретический уровень познания (его сущность, формы, методы).
4) Автор утверждает, что эмпирический уровень научного знания является более устойчивым, чем теория. Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите доказательства данного суждения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий