пятница, 2 апреля 2021 г.

                                                                     Группа 208

Предмет: Обществознание 

Тема : Социальные отношения

Тема урока: Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. 

Цель урока: составить конспект урока. 

Социальная роль — модель поведения, ориентированная на определенный статус, это система ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами.

Социальная роль – это ожидаемая в данном обществе модель поведения человека, занимающего определённое место в социальной системе.

Виды ролей.

  • Основные роли — семейно- бытовые, профессиональные, общественно-политические (гражданин, семьянин, труженик, собственник, потребитель и т.д.)
  • Ситуативная роль (пешеход, пассажир, покупатель, зритель и т.д.)

Социальные роли – обусловлены социальным статусом, профессией или занимаемой должностью.

Особенности социальных ролей:

  • Стандартизированы
  • Строятся на основе прав и обязанностей( учитель- ученик, работник-директор)

Ролевой набор — совокупность ролей, выполняемых человеком.

  • основные роли — семейно-бытовые, профессиональные, общественно-политические.
  • ситуационные — пассажира, покупателя….

Требования к той или иной роли выдвигает общество. Они закреплены в правовых и нравственных нормах.

Выполнение социальных ролей общество поддерживает путём поощрения или наказания.

Социальная структура социальной роли.

  • Социальные нормы – требования, предъявляемые к поведению человека в соответствии с той или иной ролью.
  • Санкции – реакция общества на действия человека в рамках социальной роли, оценка выполнения им этой роли. Санкции побуждают человека к определённому типу поведения.

Подростковый возраст.

Подростковый возраст — это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16—17 лет — периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».

Особенности подросткового возраста.

  • Анатомо-физиологические изменения (половое созревание, непропорциональность роста массы и длины тела и др.)
  • Неустойчивость поведения. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Отсюда резкая, часто неадекватная реакция на замечания и на действия взрослых и сверстников. Настроение часто меняется, от приподнятого до угнетенного состояния и наоборот.
  • Повышенная утомляемость, что влияет на психическую устойчивость подростков.
  • Усиление интереса к противоположному полу.
  • Желание отношения окружающих к себе как к взрослому.
  • Важное значение имеет положение среди сверстников, отношения с ними. Появление потребности принадлежать к какой-то группе подростков.
  • Общение с родителями и родственниками уходит на второй план. Напряженные отношения с родителями. 

Примерный ролевой набор подростка:

  • роль мальчика или девочки
  • роль сына или дочери
  • роль брата или сестры
  • роль друга или подруги
  • роль ученика или ученицы
  • роль лидера (например, командир класса, спортивной команды)

Обстоятельства, влияющие на изменение ролей подростка.

  • Взаимоотношения с родителями (желание быть самостоятельными и независимыми часто ведёт к конфликтам подростков с родителями; при этом большая часть родителей сохраняет авторитет перед детьми, в те продолжают любить и уважать родителей).
  • Взаимоотношения со сверстниками (становятся более глубокими, психологически необходимыми; появляется чувство влюблённости; велико влияние сверстников на систему ценностей и поведение подростка).

Кризис подросткового возраста.

Кризис подросткового возраста – это кризис «идентичности», то стремление подростка найти ответ на вопрос «кто я?» в различных ситуациях.

 

Стадии подросткового кризиса.

Позитивная.

  • Постепенное выделение подростком для себя нравственных принципов, идеалов, ценностей.
  • Переход о романтически мечтаний к практическому выбору тех интересов, которые будут главными в его жизни.

Негативная.

  • Развитие социального взросления ребёнка, требования иных, взрослых отношений с ним со стороны окружающих.
  • Разрушение прежних интересов подростка.
  • Переживания подростков, часто скрываемые от взрослых (многие ведут личные дневники).

Ролевой конфликт в подростковом возрасте – это конфликт, связанный с выполнением подростком одной или нескольких социальных ролей, которые заключают в себе несовместимость, требования и обязанности, которые подросток не желает выполнять.

Причины ролевого конфликта в подростковом возрасте.

  • Высокий уровень притязаний (стремление выделиться, прославиться, стать замеченным) – и низкий социальный статус подростка.
  • Старый стиль поведения родителей с подростком, не учитывающий изменения, произошедшие в ребёнке – и появление новых потенциальных возможностей подростка, которые родители пока не замечают.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНОРМАЦИЯ.

Характеристика социальных ролей.

Американский социолог Т. Парсонс выделил следующие характеристики, которые свойственны любой социальной роли:

  • по способу получения: предписанные (пол)и достигаемые (должность)
  • по степени формализации: формальные (то есть документально подтверждённые, например, ученик) и неформальные (друзья)
  • по видам мотивации: мотивами могут служить личная прибыль, общественное благо и др.
  • по масштабу: ограниченный масштаб (покупатель-продавец) и большой масштаб (супруги, дети и родители).

Виды социальных ролей по положению и значимости в обществе:

Позитивные роли:

  • член семьи
  • член коллектива
  • специалист и др.

Негативные роли:

  • бродяга
  • попрошайка
  • наркоман
  • алкоголик и др.

 Значение социальных ролей для человека

Значение социальной роли для человека велико. От того, насколько хорошо усвоит он свои роли, будет зависеть и его положение во обществе. Стремление овладеть как можно большим количеством ролей приводит в к саморазвитию. Чем больше ролей у человека, тем лучше он приспособлен в жизни, тем ему легче адаптироваться в той или иной ситуации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

                                                                          Группа 406 Дифференцированного зачета по общеобразовательной дис...