Группа 208
Предмет: Обществознание
Тема : Социальные отношения
Тема урока: Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте.
Цель урока: составить конспект урока.
Социальная роль — модель поведения, ориентированная на определенный статус, это система ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами.
Социальная роль – это ожидаемая в данном обществе модель поведения человека, занимающего определённое место в социальной системе.
Виды ролей.
- Основные роли — семейно- бытовые, профессиональные, общественно-политические (гражданин, семьянин, труженик, собственник, потребитель и т.д.)
- Ситуативная роль (пешеход, пассажир, покупатель, зритель и т.д.)
Социальные роли – обусловлены социальным статусом, профессией или занимаемой должностью.
Особенности социальных ролей:
- Стандартизированы
- Строятся на основе прав и обязанностей( учитель- ученик, работник-директор)
Ролевой набор — совокупность ролей, выполняемых человеком.
- основные роли — семейно-бытовые, профессиональные, общественно-политические.
- ситуационные — пассажира, покупателя….
Требования к той или иной роли выдвигает общество. Они закреплены в правовых и нравственных нормах.
Выполнение социальных ролей общество поддерживает путём поощрения или наказания.
Социальная структура социальной роли.
- Социальные нормы – требования, предъявляемые к поведению человека в соответствии с той или иной ролью.
- Санкции – реакция общества на действия человека в рамках социальной роли, оценка выполнения им этой роли. Санкции побуждают человека к определённому типу поведения.
Подростковый возраст.
Подростковый возраст — это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16—17 лет — периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».
Особенности подросткового возраста.
- Анатомо-физиологические изменения (половое созревание, непропорциональность роста массы и длины тела и др.)
- Неустойчивость поведения. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Отсюда резкая, часто неадекватная реакция на замечания и на действия взрослых и сверстников. Настроение часто меняется, от приподнятого до угнетенного состояния и наоборот.
- Повышенная утомляемость, что влияет на психическую устойчивость подростков.
- Усиление интереса к противоположному полу.
- Желание отношения окружающих к себе как к взрослому.
- Важное значение имеет положение среди сверстников, отношения с ними. Появление потребности принадлежать к какой-то группе подростков.
- Общение с родителями и родственниками уходит на второй план. Напряженные отношения с родителями.
Примерный ролевой набор подростка:
- роль мальчика или девочки
- роль сына или дочери
- роль брата или сестры
- роль друга или подруги
- роль ученика или ученицы
- роль лидера (например, командир класса, спортивной команды)
Обстоятельства, влияющие на изменение ролей подростка.
- Взаимоотношения с родителями (желание быть самостоятельными и независимыми часто ведёт к конфликтам подростков с родителями; при этом большая часть родителей сохраняет авторитет перед детьми, в те продолжают любить и уважать родителей).
- Взаимоотношения со сверстниками (становятся более глубокими, психологически необходимыми; появляется чувство влюблённости; велико влияние сверстников на систему ценностей и поведение подростка).
Кризис подросткового возраста.
Кризис подросткового возраста – это кризис «идентичности», то стремление подростка найти ответ на вопрос «кто я?» в различных ситуациях.
Стадии подросткового кризиса.
Позитивная.
- Постепенное выделение подростком для себя нравственных принципов, идеалов, ценностей.
- Переход о романтически мечтаний к практическому выбору тех интересов, которые будут главными в его жизни.
Негативная.
- Развитие социального взросления ребёнка, требования иных, взрослых отношений с ним со стороны окружающих.
- Разрушение прежних интересов подростка.
- Переживания подростков, часто скрываемые от взрослых (многие ведут личные дневники).
Ролевой конфликт в подростковом возрасте – это конфликт, связанный с выполнением подростком одной или нескольких социальных ролей, которые заключают в себе несовместимость, требования и обязанности, которые подросток не желает выполнять.
Причины ролевого конфликта в подростковом возрасте.
- Высокий уровень притязаний (стремление выделиться, прославиться, стать замеченным) – и низкий социальный статус подростка.
- Старый стиль поведения родителей с подростком, не учитывающий изменения, произошедшие в ребёнке – и появление новых потенциальных возможностей подростка, которые родители пока не замечают.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНОРМАЦИЯ.
Характеристика социальных ролей.
Американский социолог Т. Парсонс выделил следующие характеристики, которые свойственны любой социальной роли:
- по способу получения: предписанные (пол)и достигаемые (должность)
- по степени формализации: формальные (то есть документально подтверждённые, например, ученик) и неформальные (друзья)
- по видам мотивации: мотивами могут служить личная прибыль, общественное благо и др.
- по масштабу: ограниченный масштаб (покупатель-продавец) и большой масштаб (супруги, дети и родители).
Виды социальных ролей по положению и значимости в обществе:
Позитивные роли:
- член семьи
- член коллектива
- специалист и др.
Негативные роли:
- бродяга
- попрошайка
- наркоман
- алкоголик и др.
Значение социальных ролей для человека
Значение социальной роли для человека велико. От того, насколько хорошо усвоит он свои роли, будет зависеть и его положение во обществе. Стремление овладеть как можно большим количеством ролей приводит в к саморазвитию. Чем больше ролей у человека, тем лучше он приспособлен в жизни, тем ему легче адаптироваться в той или иной ситуации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий