Группа 305
Предмет: Обществознание
Тема: Социальная роль и стратификация.
Тема урока: Канал социальной мобильности.
Цель урока: изучить данную тему, составить конспект урока, ответить на вопросы письменно.
Овладение человеком набором ролей неразрывно связано с усвоением социальных норм. Они определяют те требования, которые предъявляются к поведению в обществе. Сам процесс усвоения индивидом социальных норм, ролей, духовных ценностей называется социализацией. Социализация происходит только при связях с другими людьми, особенно это важно в раннем возрасте.
Первый этап социализации ребенка начинается уже с установления контакта с матерью, а потом и с другими близкими.
Важную роль в социализации ребенка занимает игра, когда дети, подражая взрослым становятся строителями, шахтёрами, мамами и т.п. Ребёнок в общении со взрослыми видит себя как бы со стороны, как его видят другие. И с этого момента, считают социологи, можно говорить о социальной личности.
Следующий этап социализации начинается в 8-9 лет, когда дети осваивают игры по правилам. Здесь у них формируются понятие идеи справедливости, равного участия.
Отклонение от принятых в игре правил вызывает бурю эмоций и негодования. Таким образом, норма, правило воспринимается как необходимое и выполняемое всеми.
По мнению учёных, социализация человека происходит всю жизнь. В процессе социализации взрослый осваивает новые социальные роли – работника, родителя, руководителя и др.
На первом этапе социализации основную роль играет семья. В малой семье главные воспитатели ребенка родители, а в большой семье ещё и бабушки, дедушки, старшие братья и сёстры.
В подростковом возрасте начинается новый тип отношений равных с равными, т. е. группа сверстников играет большую роль в социализации подростка.
Школе принадлежит роль одного из главных социализаторов. Её значение в том, что она передает накопленные знания, нормы и ценности, ориентируя подростка в видах деятельности.
СМИ также участвуют в социализации личности. Занимая огромное количество времени подростка.
Адаптация как средство социализации - это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде.
Процесс адаптации связан усвоением типичных способов поведения к определённой среде, принятием ценностей определённого социального окружения. Так, ребёнок довольно долго адаптируется к школе.
Социальная мобильность – это передвижение людей из одних общественных групп в другие. Она бывает горизонтальной и вертикальной. Горизонтальная мобильность происходит без изменения статуса, например, переход на работу в качестве учителя из одной школы в другую. Вертикальная же мобильность предполагает изменение статуса. При этом она может быть восходящей (повышение статуса) или нисходящей (понижение статуса).
Индивидуальная мобильность подразумевает передвижение отдельного индивида, групповая - коллективные перемещения, межпоколенная – изменения статуса поколения по сравнению с предыдущим; внутрипоколенная - изменение статуса в рамках одного поколения.
По мнению социолога П. Сорокина, перемещению из одних групп в другие способствуют несколько социальных институтов, в первую очередь армия, церковь, школа.
Служба в армии дает возможность сделать военную карьеру.
Церковь дает возможность занять высокое положение выходцам из низших социальных слоев.
Образование открывает доступ к престижным должностям и званиям.
Важными социальными лифтами или каналами социальной мобильности являются семья (социальный статус семьи), собственность, бизнес, карьера, получение образования, вступление в брак.
Вследствие социальной мобильности в обществе образуются две группы населения, которые как бы выпадают из устойчивой социальной структуры – это люмпены и маргиналы.
Слово люмпен происходит от немецкого Lumpen – «лохмотья». К люмпенам относят опустившихся людей – бродяг, нищих, бомжей. Они представляют опасность для общества, являясь потенциальными преступниками.
К маргиналам (от лат. marginalis – «находящийся на краю») относят людей, которые оказались по разным причинам в промежуточном положении между устойчивыми общностями: миграция из села в город является примером маргинализации. Потеряв связь с деревней, они трудно приспосабливаются к городской жизни. Но нельзя сказать, что они не могут быть успешными и предприимчивыми.
Ответить на вопросы письменно:
- Социальная мобильность.
- Формы и виды социальной мобильности.
- Каналы социализации в современном обществе.
- Агенты социализации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий