понедельник, 8 марта 2021 г.

                                                                        Группа 301 

Предмет: Обществознание 

Тема : Рынок. Фирмы. Роль государства в экономике.

Тема урока: Типы рыночных структур.

Цель урока: изучить данную тему, ответить на вопросы письменно.

Рыночная структура — комбинация характерных отраслевых признаков организации рынка. Каждый тип рыночной структуры имеет ряд характерных для него признаков, которые влияют на то, как формируется уровень цен, как взаимодействуют продавцы на рынке и т. д. Кроме того, типы рыночных структур имеют различную степень конкуренции. Ключевые характеристики типов рыночных структур: количество фирм-продавцов в отрасли; размеры фирм; количество покупателей в отрасли; вид товара; барьеры для входа в отрасль; доступность рыночной информации (уровень цен, спрос); возможность отдельной фирмы повлиять на рыночную цену. Важнейшая характеристика типа рыночной структуры — уровень конкуренции, то есть возможность отдельно взятой фирмы-продавца повлиять на общую конъюнктуру рынка. Чем рынок более конкурентный, тем ниже такая возможность. Сама конкуренция может быть как ценовой (изменение цены), так и неценовой (изменение качества товара, дизайна, сервиса, реклама). Можно выделить 4 основных типа рыночных структур или моделей рынка, которые представлены ниже в порядке убывания уровня конкуренции: совершенная (чистая) конкуренция; монополистическая конкуренция; олигополия; чистая (абсолютная) монополия. 

Таблица со сравнительным анализом основных типов рыночных структура показана ниже. Таблица основных типов рыночных структур со сравнительным анализом их ключевых характеристик СОВЕРШЕННАЯ (ЧИСТАЯ, СВОБОДНАЯ) КОНКУРЕНЦИЯ Рынок совершенной конкуренции (англ. «Perfect competition») — характеризуется наличием множества продавцов предлагающих однородный товар, при свободном ценообразовании. То есть на рынке действует много фирм предлагающих однородную продукцию, и каждая фирма-продавец, сама по себе, не может повлиять на рыночную цену этой продукции.
Источник: Галяутдинов Р.Р. Типы рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.

Рынок совершенной конкуренции (англ. «Perfect competition») — характеризуется наличием множества продавцов предлагающих однородный товар, при свободном ценообразовании. То есть на рынке действует много фирм предлагающих однородную продукцию, и каждая фирма-продавец, сама по себе, не может повлиять на рыночную цену этой продукции. На практике, да еще в масштабах всей национальной экономики, совершенная конкуренция встречается крайне редко. В XIX в. она была характерна для развитых стран, в наше же время к рынкам совершенной конкуренции можно отнести только (и то с оговоркой) сельскохозяйственные рынки, фондовые биржи или международный валютный рынок (Форекс). На таких рынках продается и покупается достаточно однородный товар (валюта, акции, облигации, зерно), и его продавцов очень много.
Источник: Галяутдинов Р.Р. Типы рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.

Особенности или условия совершенной конкуренции: количество фирм-продавцов: большое; размер фирм-продавцов: маленький; количество покупателей: большое; товар: однородный, стандартный; контроль над ценой: отсутствует; доступ к рыночной информации: свободный; барьеры для входа в отрасль: практически отсутствуют; методы конкурентной борьбы: только неценовая конкуренция. 

МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ Рынок монополистической конкуренции (англ. «Monopolistic competition») — характеризуется большим количеством продавцов, предлагающих разнообразный (дифференцированный) товар. В условиях монополистической конкуренции вход на рынок достаточной свободный, барьеры есть, но они относительно легко преодолимы. Например, чтобы войти на рынок фирме может потребоваться получить специальную лицензию, патент и т. д. Контроль фирм-продавцов над фирмами ограничен. Спрос на товары имеет высокую эластичность.
Источник: Галяутдинов Р.Р. Типы рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.

К монополистической конкуренции можно отнести рынки пищевой и легкой промышленности, рынок лекарственных средств, одежды, обуви, парфюмерии. Товары на таких рынках дифференцированы — один и тот же товар (например, мультиварка) у разных продавцов (производителей) может иметь множество различий. Различия могут проявляться не только в качестве (надежность, дизайн, количество функций и пр.), но и в сервисе: наличие гарантийного ремонта, бесплатная доставка, техподдержка, рассрочка платежа. Особенности или черты монополистической конкуренции: количество продавцов: большое; размер фирм: маленький или средний; количество покупателей: большое; товар: дифференцированный; контроль над ценой: ограниченный; доступ к рыночной информации: свободный; барьеры для входа в отрасль: низкие; методы конкурентной борьбы: главным образом неценовая конкуренция, и ограниченная ценовая.
Источник: Галяутдинов Р.Р. Типы рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. 

Ответить на вопросы: 

1. Что такое рыночная структура? 

2. Характеристика рыночной структуры? 

3. Какие бывают типы рыночных структур? 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

                                                                          Группа 406 Дифференцированного зачета по общеобразовательной дис...