Группа 103
Предмет: Обществознание
Тема : Политика и власть.
Тема урока: Семья как малая социальная группа.
Цель урока: изучить данную тему, ответить на вопросы.
Семья.
Семья — это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.
Функции семьи:
- репродуктивная – биологическое продолжение рода;
- воспитательная — формирование нравственных качеств личности;
- социально-статусная – передача социального статуса, положения в обществе
- хозяйственно-экономическая – ведение домашнего хозяйства, поддержка и опека нетрудоспособных членов семьи;
- духовно-эмоциональная – эмоциональное развитие личности, духовное взаимообогащение, любовь, поддержка;
- сексуальная – удовлетворение сексуальных потребностей;
- досуговая – организация нормального досуга, взаимообогащение интересов;
- социализирующая – формирование человека как личности подготовка младшего поколения к жизни в обществе;
- функция социального контроля — ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ориентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.
Фазы жизненного цикла семьи:
- вступление в брак, образование семьи;
- рождение первого ребёнка, начало деторождения;
- рождение второго ребёнка, окончание деторождения;
- вступление в брак и отделение от семьи последнего ребёнка;
- смерть одного из супругов, прекращение существования семьи.
Типы семей по семейным обязанностям и лидерству.
- традиционная (патриархальная) – главенствующее положение у мужа, он же ответственен з материальное состояние семьи; жена занимается домашним хозяйство и воспитанием детей
- партнёрская (демократическая, коллективистская) – совместное выполнение домашних обязанностей, нет лидерства по половому признаку.
Психологический климат в семье.
Психологический климат в семье – это качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих совместной продуктивной деятельности, всестороннему развитию личностей в семье.
Типы психологического климата.
Благоприятный:
- тёплый и приятный климат (атмосфера);
- в семье царят любовь, доверие друг к другу, почитание старших, взаимное уважение, готовность понять друг друга, помочь;
- отношения заботы, внимания, сотрудничества в семье.
Неблагоприятный:
- тяжёлый, неприятный климат;
- отношения неуважения, безразличия между членами семьи;
- напряжённость отношений, ссоры, конфликты, дефицит положительных эмоций.
Стили семейных взаимоотношений.
- Авторитарный – преобладание диктата взрослых, чёрствость, жестокость, агрессивность по отношению друг к другу, нежелание прислушиваться к мнению детей.
- Попустительский – отсутствие устойчивых, а иногда вообще каких-либо отношений, отстранённость, отчуждение, безразличие дуг к другу.
- Демократический— преобладание подлинного равноправия, тепло, взаимоподдержка, прислушивание к мнению членов семьи, богатство чувств, сотрудничество.
Нравственные требования к членам семьи.
Семейный долг – превращение нравственных требований в семейных отношениях в личные правила каждого члена семьи.
Долг родителей перед обществом – забота о детях, создание необходимы условий для их развития.
Долг родителей пред своими детьми: забота о детях, их здоровье, физическом, нравственном и духовном развитии, обучении, материальном обеспечении, защита детей во вех учреждениях.
Долг детей, особенно взрослых – заботиться о своих родителях, семье, её благополучии, быте, эмоциональной атмосфере.
Поколение.
Поколение – это интервал времени между средним возрастом родителей и из детей; это группа людей примерно в рамках тридцатилетнего периода: именно столько лет отделяет в среднем рождение этих людей от рождения их детей, которые образуют новое поколение. В этом случае уместно говорить о поколениях «отцов» и «детей».
Поколением называют людей, родившихся в один определённый период времени. Например, говорят «поколение восьмидесятых», имея в виду тех, кто родился в 80-е гг. XX в.
Смена поколений:
- независящий от людей объективный фактор развития, приход на мену одного поколения другого.
- процесс, обеспечивающий преемственность в развитии человеческого рода , то есть наследование детьми культуры, созданной предшествующими поколениями
Людей одного поколения сближает время их рождения, становления, реализации; они переживали одни и те же исторические события, а также действуют в одних социальных условиях.
Основные причины увеличения разрыва между поколениями:
- быстрое благодаря техническому прогрессу обновление социальной среды обитания человека: большая часть новых средств связи, транспорта, получения и переработки информации, предметов домашнего обихода и многого другого появилась только в последние десятилетия.
- возрастание социальной мобильности всех видов, многие молодые стремятся и часто имеют возможность переместиться в иное социальное окружение, чем то, которое было у их родителей.
- общественная жизнь становится более сложной и разнообразной, возрастает возможность выбора в различных сферах: образовательной, профессиональной, досуговой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий