Группа 205
Предмет: Обществознание
Тема: Основы конституционного права РФ.
Тема урока: Право на благоприятную среду.
Цель урока: изучить данную тему и составить конспект лекции.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты
Экологическое
право – это отрасль российского права, представляющая совокупность
юридических норм для регулирования поведения людей по отношению к окружающей
природной среде. В рамках российской экологической отрасли права выделяют
природоохранное и природоресурсное законодательства. Статья 42 Конституции
гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную
информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или
имуществу экологическим правонарушением». Предметом экологического права являются
общественные отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей
природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на
нее хозяйственной и иной деятельности.
Объекты
экологических правоотношений
1) интегрированные –
окружающая природная среда в целом;
2) дифференцированные –
отдельные природные объекты (земля, недра, воды, леса, лесная растительность,
атмосферный воздух, животный мир, генетический фонд, природные ландшафты,
озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство);
3) особо
охраняемые – государственные природные заповедники, природные заказники,
национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под
угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.
Субъекты
экологических правоотношений: граждане, юридические лица, государственные
органы.
При
осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей
отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды, органы
государственной власти, другие государственные органы, предприятия, учреждения,
организации, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические
лица и граждане, лица без гражданства обязаны руководствоваться следующими
основными принципами:
– приоритет
охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических
условий для жизни, труда и отдыха населения;
– научно
обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества,
обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для
жизни окружающую природную среду;
– рациональное
использование природных ресурсов с учетом законов природы, необходимости
воспроизводства природных ресурсов;
– недопущение
необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;
– соблюдение
требований природоохранительного законодательства;
– неотвратимость
наступления ответственности за их нарушения;
– гласность
и тесная связь с общественными организациями и населением в решении
природоохранительных задач;
– международное
сотрудничество в охране окружающей природной среды.
Источники
экологического права:
*
международные нормативно-правовые акты, нормы которых так или иначе регулируют
экологические отношения и внутри страны (Конвенция о запрещении военного и
любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду,
Конвенция по предотвращению загрязнения с судов, Конвенция по охране флоры и
фауны в Европе и др.);
* Конституция
РФ;
*
федеральные законы: «Об охране окружающей природной среды» (1991), «О природных
лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «Об особо
охраняемых природных территориях», Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ и др.;
* Указы
Президента Российской Федерации «О федеральных природных ресурсах», «О
реализации конституционных прав граждан на землю» и др.
Экологические
нормирование – закрепленные в правовых документах экологические критерии
(нормативы) предельно допустимого воздействия на среду. К ним относятся:
нормативы качества (нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных
веществ и предельно допустимых уровней вредных физических воздействий);
нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей
среды (ПДВ) (предельно допустимые нормативы выбросов и сбросов веществ и
микроорганизмов для различных источников воздействия на окружающую среду);
нормативы допустимого изъятия природных ресурсов (ископаемых, водных,
земельных, лесных, животного мира и т. д.).
Экологические
правоотношения – отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения
окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий
воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности, урегулированные нормами
экологического и смежных отраслей права. Главную роль в решении экологических
проблем играет государство. Цель – оздоровление экологической
обстановки в стране, снижение ее неблагоприятного воздействия на здоровье
населения, сохранение жизнеобеспечивающих функций биосферы, участие в
международной природоохранительной деятельности. Государственное управление в
области охраны окружающей среды возложено на Правительство РФ и специальные
органы федеральной исполнительной власти (Министерство природных ресурсов РФ).
Специфические функции управления осуществляют федеральные службы и агентства:
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору; Федеральное агентство
по рыболовству; Федеральное агентство водных ресурсов; Федеральное агентство
лесного хозяйства и другие.
Направления
контрольно-надзорной деятельности государственных органов:
предупредительный контроль (экологическая экспертиза проектов); последующий
контроль (инспектирование, проверка соблюдения экологических требований);
мониторинг (отслеживание состояния окружающей среды).
Принципы
экологической экспертизы: презумпция потенциальной экологической опасности
любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения
государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации
объекта экологической экспертизы; комплексность оценки воздействия на
окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
учет требований экологической безопасности при проведении экспертизы;
достоверность и полнота информации, представляемой на экологическую экспертизу;
независимость экспертов при осуществлении ими своих полномочий; научная
обоснованность, объективность и законность заключений; гласность участия
общественных организаций, учет общественного мнения; ответственность участников
экологической экспертизы за организацию, проведение, качество экологической
экспертизы.
Виды
экологической экспертизы: государственная и общественная.
Способы
защиты экологических прав:
1) создание
общественных объединений;
2) обращение
в органы власти с жалобами, заявлениями и предложениями;
3) участие
в собраниях, митингах по охране окружающей среды;
4) судебный
иск о возмещении вреда окружающей среде.
Экологическое
правонарушение – виновное, противоправное деяние, нарушающее
природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной
среде и здоровью человека. Иски о компенсации вреда окружающей среде,
причиненного нарушением природоохранного законодательства, могут быть
предъявлены в течение 20 лет.
Виды
экологических правонарушений, влекущих административную ответственность
*
несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей природной
среды;
* невыполнение
обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и
требований, содержащихся в заключении экологической экспертизы, а также в
предоставлении заведомо неправильных и необоснованных экспертных заключений;
*
загрязнение окружающей природной среды и причинение вследствие этого вреда
здоровью человека, растительному и животному миру, имуществу граждан и
юридических лиц;
* порча,
повреждение природных объектов, в том числе памятников природы, истощение и
разрушение природно-заповедных комплексов и естественных экологических систем;
*
нарушение экологических требований по обезвреживанию, переработке, утилизации,
складированию или захоронению производственных и бытовых отходов;
*
несоблюдение экологических требований при использовании в народном хозяйстве и
захоронении радиоактивных материалов, химических и иных вредных веществ;
*
превышение установленных уровней радиационного воздействия и др.
Ответственность
граждан за совершение экологического правонарушения: дисциплинарная,
материальная, гражданско-правовая, административная и уголовная.
Ответственность предприятий, организаций и учреждений за совершенные
экологические правонарушения:
А) Дисциплинарная –
несут должностные лица и другие работники предприятий, учреждений, организаций
в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и
другими нормативными актами. Меры дисциплинарных взысканий за те или иные
нарушения трудовой дисциплины: выговор, отстранение от работы и др.
Б) Гражданско-правовая –
предусматривает обязательное возмещение потерпевшей стороне причиненного вреда.
В) Административная –
штраф, уплата которого не освобождает виновных от возмещения причиненного
вреда.
Г) Уголовная ответственность
за экологические преступления: нарушения правил охраны окружающей
среды при производстве работ; нарушение ветеринарных правил и правил,
установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений; загрязнение вод;
загрязнение морской среды; порча земли; нарушение правил охраны и использования
недр; незаконная добыча водных животных и растений; незаконная охота и др.;
а также за массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление
атмосферы, воды, способные привести к экологической катастрофе (экоцид).
Комментариев нет:
Отправить комментарий