четверг, 19 ноября 2020 г.

 

Группа 308

Предмет : Обществознание

Тема урока : Экономический кризис.

Цель урока:  изучить данную тему, ответить на вопросы.

Экономический рост — это долговременное увеличение реального объёма валового внутреннего продукта как в абсолютных значениях, так и в расчёте на каждого жителя страны.

Темпы экономического роста определяют следующие факторы:

— природные ресурсы;

— трудовые ресурсы;

— тип социально-экономической системы и состояние социально-политической обстановки в стране;

— структура общественного производства, его объём и качество, а также уровень организации;

— степень использования достижений научно-технического прогресса в производстве.

Два пути достижения экономического роста

Экстенсивный путь

Интенсивный путь

Увеличение ВВП за счет расширения масштабов использования ресурсов (в производство вовлекаются имеющиеся в стране, но еще неиспользованные ресурсы):

  • Увеличение количества станков.
  • Приём дополнительных рабочих.
  • Сохранение в неизменном виде технологии производства.
  • Увеличение площади обработанных земель.
  • Разработка новых месторождений.

Увеличение ВВП за счет качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности:

  • Научно-технический прогресс (НТП).
  • Экономия на масштабе (укрупнение производства повышает его эффективность).
  • Повышение квалификации работников.
  • Рациональное распределение ресурсов (капитал и рабочая сила переходят из менее эффективных отраслей в более эффективные).

 

Экономический рост не может быть постоянным и равномерным, потому что он подвержен экономическим кризисам. Таким образом, экономическое развитие страны, как и вообще развитие мировой экономики, подвержено экономическим циклам.

Экономический цикл — это период развития рыночной экономики от одного кризиса до другого.

Различают четыре стадии экономического цикла:

1) Кризис (спад) — начальная и определяющая фаза цикла. Сокращение реального объёма производства, потребления, доходов и инвестиций, рост безработицы, обострение социально-экономических противоречий в обществе. Сокращение общего объёма производства называют рецессией.

2) Депрессия (дно кризиса) — это экономический спад в экономике, переросший в затяжную фазу, так называемая стагнация экономики. Наступает после кризиса и может продолжаться длительное время. Характеризуется низким, хотя и достаточно стабильным, уровнем производства, высоким уровнем безработицы (циклической и застойной).

3) Оживление — это постепенный рост производства, привлечение дополнительной рабочей силы в промышленность, рост прибыли предпринимателей и доходов населения.

4) Экономический подъем (бум, пик) — это период, который характеризуется почти полной занятостью активного населения, постоянным расширением производства всех товаров и услуг, ростом доходов предпринимателей и населения, ростом валового национального продукта. 

 

Основные фазы цикла — кризис и подъем, промежуточные — депрессия и оживление.

Экономическое развитие — процесс прохождения экономикой не только фаз роста, но и фаз спада, которые могут сопровождаться как относительным, так и абсолютным падением объёмов производства.

Основные показатели уровня экономического развития:

1) ВВП, ВНП и национальный доход на душу населения.

2) Производство основных видов продукции (электроэнергии, основных продуктов питания — зерна, молока, мяса, сахара, картофеля и др.) на душу населения.

3) Отраслевая структура национальной экономики: соотношение между крупными народнохозяйственными отраслями материального и нематериального производства.

4) Уровень и качество жизни населения (анализ потребительской корзины, прожиточного минимума).

5) Показатели экономической эффективности производства.

Национальный доход —  это вновь созданная стоимость за определённый период.

Потребительская корзина — это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг (коммунальных, транспортных, медицинских), необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Эффективность — это результативность процесса, определяемая как отношение эффекта, результата к затратам.

Николай Дмитриевич Кондратьев (1892−1938) — русский экономист, основоположник теории экономических циклов, известных как «Циклы Кондратьева».

Учился на юридическом факультете Петербургского университета. Участвовал в деятельности научных кружков Л. И. Петражицкого и М. И. Туган-Барановского, сотрудничал с журналами «Заветы», «Вестник Европы», «Жизнь для всех».

Секретарь А. Ф. Керенского по делам сельского хозяйства. Министр продовольствия Временного правительства (1917). Активист эсеровской партии. 

Преподавал в Кооперативном институте, Университете Шанявского и Петровской сельскохозяйственной академии. Основатель и первый директор Конъюнктурного института при Наркомате финансов Союза ССР (1920). Работал в сельскохозяйственной секции Госплана СССР. Был арестован по «делу Трудовой крестьянской партии», расстрелян, реабилитирован (1987).

Создан Международный фонд Н. Д. Кондратьева (1992).

Циклы Кондратьева — периодические циклы сменяющихся подъёмов и спадов мировой экономики продолжительностью 40−60 лет. Он изучил и опубликовал результаты исследования этой закономерности (1922). Масштабной поддержки данное исследование не получило, однако это произошло позже (1939), когда Йозеф Шумпетер исследовал эту закономерность и ввёл термин «кондратьевские волны», добавив исследования о 7−11-летних циклах Жугляра.

В тех случаях, когда элементы экономической жизни и их связи подвергаются изменениям, не исчерпывающимся изменением их числа, объёма и вообще не сводимым к количественным изменениям, мы говорим о наличии качественных изменений.

Считая пока невозможным определить совершенно точно годы перелома в развитии больших циклов и учитывая неточность определения моментов таких переломов (на 5−7 лет), проистекающую из самого метода анализа данных, можно все же наметить следующие наиболее вероятные границы больших циклов:

1. Повышательная волна первого цикла — с конца 80-х — начала 90-х гг. XVIII в. до периода 1810−1817 гг.

2. Понижательная волна первого цикла — с периода 1810−1817 гг. до периода 1844−1851 гг.

3. Повышательная волна второго цикла — с периода 1844−1855 гг. до периода 1870−1875 гг.

4. Понижательная волна второго цикла — с периода 1870−1875 гг. до периода 1890−1896 гг.

5. Повышательная волна третьего цикла — с периода 1891−1896 гг. до периода 1914−1920 гг.

 

Ответить на вопросы письменно:

1. Что такое депрессия, дать определение?

2. Основные показатели экономического развития?  

3. Два пути достижения экономического роста, перечислить?

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

                                                                          Группа 406 Дифференцированного зачета по общеобразовательной дис...