Группа 308
Предмет : Обществознание
Тема урока : Экономика и экономические науки.
Цель урока:
изучить данную тему, подготовить конспект занятия.
«Экономика» (от греч. oikos — дом,
домашнее хозяйство, и nomos — правило, знание) буквально —
знание о ведении дома, хозяйства, домохозяйство. Для современного использования
термина характерно его разделение на значения:
Экономика как
хозяйство — система
хозяйствования, обеспечивающая общество материальными (вещественными) и
нематериальными (духовными) благами.
Экономика как наука — наука, изучающая пути удовлетворения
постоянно растущих потребностей общества в условиях ограниченности ресурсов.
Иначе говоря, она изучает производство, распределение и потребление
различных товаров и услуг. Экономика — это совокупность конкретных
(более узких и специализированных) экономических дисциплин: экономическая
статистика, экономика труда и пр.
Не стоит также
забывать, что экономика является подсистемой общества (сферой общественной
жизни).
Основная проблема
экономики — удовлетворение
неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счёт ограниченных
ресурсов.
Потребность — это необходимость в чём-либо для
поддержания и развития жизнедеятельности человека и общества в целом.
Потребности могут
возникать и изменяться как под влиянием внутренних побудительных мотивов, так и
под внешним воздействием. Удовлетворение потребностей в свою очередь становится
мотивом для осуществления экономической деятельности.
Средства, с помощью
которых удовлетворяются потребности, называются благами. Можно
выделить три категории благ:
Экономические блага — это средства, необходимые для
удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в
ограниченном количестве. Обычно мы покупаем их, то есть для приобретения экономических
благ нам приходится отказываться от других благ. Для их создания также
необходимы определённые затраты. Экономическими благами, например, являются
всевозможные товары, которые мы можем приобрести в магазинах.
Свободные блага — блага, которые находятся в открытом
доступе, их потребление неограниченно, не требует от нас отказа от иных благ
взамен. Например, это солнечный свет, которым мы можем наслаждаться на прогулке
в солнечную погоду.
Общественные
блага сочетают определённые признаки
двух предыдущих видов благ. Это блага, доступ к которым осуществляется
свободно, но государство тратит финансовые средства для их создания и
поддержания. Создание общественных благ является одной из экономических функций
государства. К ним можно отнести, например, уличное освещение.
Основная проблема экономики – удовлетворение неограниченных (постоянно
растущих) потребностей людей за счет ограниченных ресурсов. Потребность –
необходимость в чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности
и общества в целом.
Экономические блага – средства, необходимые для удовлетворения
потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном
количестве. Для создания экономических благ необходимы ресурсы. Ресурсы –
количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия,
позволяющие с помощью определенных преобразований получить желаемый результат.
Ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг,
называют факторами производства.
Под экономической деятельностью подразумевают
совокупность действий на различных уровнях хозяйствования, которые направлены
на то, чтобы удовлетворить потребности людей общества. Такие действия
осуществляются посредством постоянного производства и обмена услугами и
товарами между людьми. Есть определенные сферы, которые относятся к
экономической деятельности – промышленная, импорт и экспорт,
сельскохозяйственная, кустарная, деятельность отдельных лиц.
2. Экономика как наука –
это совокупность конкретных экономических дисциплин, таких как экономика
промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и
кредит, экономическая статистика и математика. Основной акцент делается на
функциональных, а не на причинно-следственных связях.
Основные этапы развития экономической
науки
Первые попытки теоретически осмыслить
экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта (впервые
дал анализ разделению труда), Платона (отвел государству
функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и
однообразием их способностей), Аристотеля (сделал анализ
форм стоимости, двойственности товара и развития форм торговли).
Первое, раннее течение экономической мысли в
XV–XVII вв. – меркантилизм заключалось в познании
закономерностей торговли. Родоначальником классической буржуазной политической
экономии является У. Петти, заложивший основы трудовой теории
стоимости.
Представителями классической буржуазной
политической экономии во Франции в XVIII в. были Ф. Кенэ и А.
Тюрго. Они перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из
сферы обращения в сферу производства, ограничивая последнюю только сельским
хозяйством.
Выдающийся английский экономист А.
Смит вошел в историю как «пророк свободной конкуренции». Основная
идея в учении А. Смита – идея либерализма, минимального
вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе
свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения.
Значительный вклад Смит внес в теорию стоимости, в учение о доходах, о
производительном и непроизводительном труде, о капитале и воспроизводстве, об
экономической политике государства.
Д. Рикардо сформулировал серию экономических законов: теории
стоимости и денег, заработной платы и прибыли, земельной ренты, учение о
капитале и воспроизводстве.
К. Маркс и Ф. Энгельс создали учение о
прибавочной стоимости, вскрывшее природу капиталистической эксплуатации.
В годы «великой депрессии» в США появилось
экономическое учение, обосновывающее необходимость активного вмешательства
государства в капиталистическое хозяйство с целью смягчения его противоречий,
регулирования экономики – кейнсианство.
Монетаризм (М. Фридман) – теория стабилизации
экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы (1970-е годы),
выдвигался лозунг отказа от методов активного государственного регулирования.
Неолиберализм (Ф. фон Хайек) – направление в
экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью,
отстаивающее приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности
(частное предпринимательство). Государство должно обеспечивать условия для
конкуренции и уйти от излишней регламентации рынка.
Институционально-социологическое
направление (Д. Гэлбрейт –
теория конвергенции) рассматривает экономику как систему, где отношения между
хозяйствующими объектами складываются под воздействием экономических и
внешнеэкономических факторов, особенно технико-экономических, исключительное
значение придается трансформации современного общества под воздействием
научно-технического прогресса.
Экономическая наука изучает экономические
отношения между людьми, включает в себя изучение экономических теорий и
основных хозяйственных процессов, экономические категории и понятия, модели,
которые максимальным образом отображают действительность.
Основные задачи экономической науки: поиск путей эффективного ведения хозяйства; поиск
оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограниченности и
безграничности потребностей. Предмет исследования: экономические
отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики
с производством товаров и услуг.
Ответить на вопросы письменно:
Что производить экономика ?
Как производить экономика ?
Для кого производить экономика?
Назвать основные этапы развития экономической
науки?
Комментариев нет:
Отправить комментарий