Группа 305
Предмет : Обществознание
Тема урока: Мораль и нравственная культура.
Цель урока: изучить данную тему, ответить на вопросы.
Мораль – это совокупность норм и принципов поведения, особая
форма общественного сознания способное регулировать действия и поступки
человека.
Моральный поступок — это высоконравственное сознательное действие,
соответствующее правилам морали.
«Золотое правило нравственности» — общее этическое правило, которое можно
сформулировать как «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».
Этика - одна
из форм идеологии — учение о морали (нравственности), её развитии, принципах,
нормах и роли в обществе.
Гуманизм —
этическая жизненная позиция, утверждающая, что люди имеют право в свободной
форме определять смысл и форму своей жизни.
Нравственность – это внутренние духовные качества
человека, основанные на идеалах добра, чести, долга, справедливости,
проявляющиеся в отношении к людям и природе.
Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями».
Особую роль в регулировании жизни общества и поведения
его членов играет мораль. Мораль (от лат. moralitas — относящийся к нраву,
характеру, складу души, привычкам; и лат. mores — нравы, обычаи, мода,
поведение) — форма общественного сознания, в которой находят свое отражение
взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов,
социальных групп и общества в целом.
Существуют следующие виды моральных норм:не лги, не завидуй,
не обижай слабого, уважай старших, не предавай, помогай нуждающимся.
Стоит
заметить, что мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной
жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, строй жизни,
общение людей. Однако содействие регуляции социального поведения людей не
является единственной функцией морали.
Люди
в обществе связаны многообразными отношениями. Взрослый человек, как правило,
имеет профессиональные обязанности, требующие навыков, добросовестного выполнения
поставленных задач, внимательного отношения к возможным негативным последствиям
своей работы. Так, лётчик стремится благополучно доставить до пункта назначения
пассажиров, врач — помочь и при этом не навредить пациенту, учитель — привить
любовь к знаниям и не оттолкнуть учеников от своего предмета безжизненной
сухостью изложения учебного материала.
Подобная
деятельность регулируется специальными инструкциями, правилами, уставами.
Как
известно, жизнь человека не сводится только к профессиональной деятельности.
Большое место в ней занимают рождение и воспитание детей, отношения в быту
между мужем и женой, отношения детей к родителям и другим родственникам.
Наконец,
существуют духовные регуляторы повседневных отношений между людьми в дружбе, в
любви, в привязанностях, в повседневных контактах.
Образцы
правильного (точнее, должного, нужного) поведения, считающегося в данном
обществе нравственным (например, проявление альтруизма, т.е.
самопожертвования ради выживания семьи, рода; упорядочение половых связей),
обычно через систему воспитания, подражания внушаются всем членам сообщества.
Эти
образцы в дальнейшем закрепляются в качестве моральных норм, нравственных
принципов, правил, законов и становятся обязательными для всех. Как отмечают
учёные, мораль даже в условиях усложнения общественной жизни сохраняет в своей
основе основополагающие ценности (равенство, миролюбие, забота), которые на
ранних этапах проявили свою значимость на основе родовых связей.
Отличие морали от других социальных норм:
исполняются в силу личных внутренних побуждений человека;
не требует организованной принудительной силы для
исполнения;
обеспечиваются совестью и общественным мнением;
не ограничиваются этническими, групповыми и другими
рамками рамками;
формируются только в сознании людей и формально не
закреплены;
являются жизненным ориентиром в стремлении человека к
самосовершенствованию.
Ответить
на вопросы письменно:
Отличие
морали от других социальных норм?
Как
и почему возникла мораль?
Устойчивость и изменчивость моральных норм.
Что
заставляет нас делать выбор в пользу добра?
Комментариев нет:
Отправить комментарий