Группа 305
Тема
урока: Труд. История возникновения
1. В чем принципиальное различие деятельности
человека и животного?
Если человек – архитектор, то, прежде
чем построить что-либо, он создает проект, учитывая множество обстоятельств.
Пчела, когда строит соты, или муравьи – своё обиталище, плана не имеют и
подчиняются инстинктам. Однако это исключительно человеческое, а потому
предвзятое суждение, и оттого в нём есть что-то порочное. Если бы кто-то сумел
посмотреть на мир извне, то, наверное, выделил бы человечество тем, что с точки
зрения практического применения мы делаем часто абсолютно бесполезные вещи.
Пирамиды, храмы, литература и стихи несъедобны и не защищают от хищников или
природных катаклизмов.
Но при внимательном рассмотрении оказывается, что это и есть самое полезное.
Ведь наши верования и религии – это духовная составляющая, которая позволяет
создавать большие коллективы (см. рис. 1). Религиозные системы и культура едины
на больших пространствах, и они не могут обходиться без физических знаков и
символов, объединяющих людей. Внутри большого коллектива всегда есть разделение
труда, которое обусловливает развитие человека. Каждый делает небольшую часть
общего дела и делает её все лучше, потому что у него есть возможность
непрерывно совершенствоваться.
Какую деятельность можно назвать
трудом?
Ребята играют в футбол на площадке или
два пенсионера на лавочке – в шахматы. Есть деятельность и есть цель, но вряд
ли они и сами назовут это трудом.
Труд – целесообразная и сознательная деятельность человека, направленная на
удовлетворение потребностей индивида и общества.
Где:
Деятельность – процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта (живого существа) с
объектом (окружающей действительностью), во время которого субъект
целесообразно воздействует на объект, удовлетворяя какие-либо свои потребности,
достигая цели.
То есть изо всей деятельности для привязки к труду выделяется сознательная и целесообразная. В примере с
футболом – целесообразность для общества сомнительна: эта игра никому не
интересна, кроме самих игроков и их родителей.
Есть ещё одно определение слова «труд» А. Маршалла:
Труд – всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или
целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения,
получаемого непосредственно от самой проделанной работы.
То есть если мне что-либо нравится делать, то это нужно
вычесть…
Здесь мы сталкиваемся с проблемой названия филологического
плана. И землекоп, и шахтёр, и поэт работают. Вся их деятельность – труд. Но
само это слово возникло давно, и изначально всё-таки оно более касалось работы
именно землекопа.
Представьте, что у нас для всех животных одно название –
животные. И свинью, и корову должно описывать свойствами. Это так же трудно,
как в одну категорию объединять творческий, физический, интеллектуальный,
рутинный труд. Мы вынуждены добавлять разъяснения к каждому. Хотя, конечно же,
эти понятия заслуживают отдельного определения, и рано или поздно такие слова
появятся.
Любая деятельность имеет внутреннюю и внешнюю часть.
Например, спортсмен снаружи потеет и работает. Внутри он устает. Но сам для
себя он играет. (см. рис. 2).
Или увлечённый учёный… Ему интересно то, что он делает.
Спросите его, тяжело ли он трудится? Он скажет: «Нет, мне просто интересно». Он
работает и тогда, когда другие этого не замечают – может сидеть за столом,
обедать и даже с кем-то разговаривать, но внутри он работает. Это отличительная
черта увлечённого человека, которая проявляется именно при интеллектуальной
деятельности.
Почему один труд ценится выше другого? Один труд может быть
тяжёлым, а оценивается обществом невысоко. А другой… Человек просто играет себе
в радость, но ему платят много. Эффективность и ценность труда – важные
характеристики деятельности.
Можно ли назвать трудом такой
исторически сложившийся вид деятельности, как охота?
Противоречие присутствует в самом названии. Словосочетание
«трудно охотился» звучит странно. А ситуацию, когда охотники и собиратели могли
быть озабочены безработицей, сложно представить. Как и то, что в их сообществе
присутствовала формула «кто не работает, тот не ест». Потому что они жили
племенем, делились и каждому находилось занятие.
Многие считают, что труд как таковой появился, когда человек
принял оседлый образ жизни, привязался к какому-то куску земли и начал его
обрабатывать. И если это понятие возникло вместе с сельским хозяйством, то оно
означает труд, который тяжек для человека, но нет возможности от него
отказаться.
Продукты труда создают новое общество
С развитием общества изменяются формы
труда и их назначение. И если ещё недавно труд был необходим для выживания, то
сейчас большая часть индустрии занята придумыванием потребностей. Достаточно
посмотреть на витрины с косметикой или на ту же компьютерную технику и
электронику. Потребность в них возникает после того, как продукт уже придуман и
всем начинает казаться, что без какого-то гаджета не обойтись. Но исходно этой
потребности нет.
Таким образом, человек от поиска жизненно необходимого перешёл к выбору
нужного. Теперь важна его способность отличить нужное от ненужного. То есть
ответственность за свою жизнь для человека увеличивается, потому что
увеличивается выбор. Современное человечество от борьбы с голодом сдвинулось к
борьбе с ожирением (см. рис. 3). Именно продукты труда или деятельности создают
новое общество, причём определяющее значение в этом играют продукты именно
творческой деятельности.
Часто говорят: «Всякий труд почётен», но
это, конечно же, не так. Слишком уж близко всё находится с простым исполнением
приказа. Мне приказали, и я хорошо это исполнил. Мы знаем, что есть такие
трагедии человечества, как тот же Холокост. Одна из причин их возникновения –
люди, которые исполняли приказ. Те, кто выполнял всю работу… Если можно это так
назвать.
То есть у человека есть выбор. Профессий и способов
применения себя много, и это ответственность – выбрать то или иное занятие. В
самой профессии тоже есть выбор. Можно работать водителем на какого-либо
преступного авторитета. Почётен ли этот труд? Профессия водитель обществу
нужна, а вот такой труд – нет. Человек волен выбирать и понимать, что он делает
и как его труд встраивается в технологическую цепочку общества. И если работа
связана с преступлением, то здоровый человеческий выбор – не выполнять такую
работу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий