Группа 303
Предмет: Обществознание
Тема урока : Мораль. Оветственность и нравственный выбор.
Цель урока: составить конспект по данной теме.
Древнегреческий философ Диоген
Синопский, пытаясь отыскать истину, зажег днем фонарь и расхаживал с ним по
улице. Я тоже зажигаю фонарь и днем с
огнем повторяю знаменитую фразу Диогена: «Ищу человека!». При свете этого фонаря
приглашаю вас к философскому разговору.
О чем же будет этот разговор? Попробуйте
сами определить его тему, прослушав одну старинную притчу. «Однажды
пастух обидел одного человека, а тот затаил на него злобу и решил отомстить
ему. Он знал, что обидчик пасет животных в определенном месте, где почти никто
не ходит, и решил воспользоваться этим: выкопать глубокую яму, чтобы пастух
упал в нее. Поздней ночью человек начал копать. Когда он копал, то представлял
себе, как его обидчик попадает в яму и, может быть, что-нибудь себе сломает,
или умрет в ней, не имея возможности вылезти оттуда. Или, по крайней мере, в
яму упадет его корова, овца или, на худой конец, коза. Долго и упорно он копал,
мечтая о мести, не замечая, как яма становилась все глубже и глубже. Но вот
забрезжил рассвет, и он очнулся от своих мыслей. Каково же было его отчаяние,
когда он увидел, что за это время выкопал такую глубокую яму, что сам не сможет
вылезти из нее».
Конфуций, Сократ, Мухаммед, Лев Толстой,
Альберт Швейцер – сводили основной смысл морали к золотому правилу. С
наибольшей выразительностью оно сформулировано в Библии, в Нагорной проповеди Христа:
«И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с
ними». В этих простых на первый взгляд словах душа морали, её предназначение.
Мы получаем ответ на вопрос, зачем нужна мораль? Прежде всего, для того, чтобы
научить нас, как относиться к людям. Особенность морали в том, что она
регулирует отношения между людьми с точки зрения добра и зла, справедливости и
несправедливости. С позиций морали можно также оценить отношение человека к
природе, окружающей среде, а также отношение человека к самому себе. Странно?
Но только на первый взгляд. Дело в том, что человек, чтобы быть
человеком, должен заниматься самовоспитанием, вырабатывать в себе
моральные качества (милосердие, честность, ответственность, трудолюбие,
справедливость), а также самокритикой (постоянно проверять свои поступки с
точки зрения морали). Всё это необходимо
для того, чтобы быть порядочным человеком, уметь оценивать себя, своё поведение
с позиции морали, добра и зла.
Мораль - особый тип регуляции
поведения людей и отношений между ними, это совокупность одобренных
общественным мнением норм, определяющих отношения людей в социуме, их
обязанности друг перед другом и перед обществом.
Учёные, изучающие мораль говорят, что она в
своём содержании элементарна. Великие моралисты Иисус Христос, Моисей,
Конфуций, Сократ, Мухаммед, Лев Толстой, Альберт Швейцер – сводили основной
смысл морали к золотому правилу. С наибольшей выразительностью оно
сформулировано в Библии, в Нагорной проповеди Христа: «И так во всём, как
хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». В этих
простых на первый взгляд словах душа морали, её предназначение. Мы получаем
ответ на вопрос, зачем нужна мораль? Прежде всего, для того, чтобы научить нас,
как относиться к людям. Особенность морали в том, что она регулирует отношения
между людьми с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости. С
позиций морали можно также оценить отношение человека к природе, окружающей
среде, а также отношение человека к самому себе. Странно? Но только на первый
взгляд. Дело в том, что человек, чтобы
быть человеком, должен заниматься
самовоспитанием, вырабатывать в себе моральные качества (милосердие, честность,
ответственность, трудолюбие, справедливость), а также самокритикой (постоянно
проверять свои поступки с точки зрения морали).
Всё это необходимо для того, чтобы быть порядочным человеком, уметь
оценивать себя, своё поведение с позиции морали, добра и зла.
Комментариев нет:
Отправить комментарий