Группа 205
Предмет: Обществознание
Тема урока: Роль СМИ в политической жизни.
Цель урока: изучить данную тему.
Любой
процесс представляет собой последовательность событий, действий. Политический
процесс также характеризуется последовательной сменой политических
событий, в которых происходит взаимодействие между субъектами политики. В
политическом процессе можно выделить два этапа. На первом этапе происходит
формирование власти через выборы (например, Госдума) или назначение на
должность (Председатель правительства). На втором же этапе происходит
непосредственное осуществление властных полномочий. Какие же шаги включает в
себя этот этап? Во-первых, должна возникнуть какая-то проблема, в ответ на
которую и запускается политический процесс. Озвучить эту проблему, то есть
выразить недовольство могут и социальные группы, и отдельные граждане, и
общественно-политические организации и др. Вторым шагом будет принятие политического
решения по данной проблеме. И здесь уже прерогатива принадлежит соответствующим
органам власти: Президент принимает указы и распоряжения, Государственная дума
- законы, правительство разрабатывает определенную стратегию и ставит
конкретные цели. Третий шаг в этом процессе – реализация принятых решений.
Здесь уже подключаются исполнительные орган власти: министерства и ведомства.
И, наконец, четвертый шаг – это контроль и оценка результатов. Конечный
результат зависит от многих факторов: наличие ресурсов, продуманность действий,
согласованность структурных элементов политического процесса и др. Оценкой
политики занимаются не только правительственные органы, такие как Главное
контрольное управление Президента, но и неправительственные, среди которых различные
независимые фонды, средства массовой информации и др.
Типы
политических процессов:
- по значимости для общества
-
базовые (оказывают влияние на всю политическую систему общества)
-
периферийные (ограничены рамками отдельных сфер);
2)
по степени публичности
-
открытые (интересы групп и граждан выявляются в программах партий и движений, в
голосовании на выборах, через обсуждение проблем в средствах массовой
информации, через контакты граждан с институтами власти, через учёт
общественного мнения. Такая практика сложилась в демократических государствах.)
-
скрытые или теневые (тайные действия определённых структур)
3)
в зависимости от объекта
-
внутриполитические
-
внешнеполитические.
Стадии политического процесса
·
Выявление
и согласование интересов
·
Формирование
цели и программы деятельности
·
Реализация
программы в деятельности социально-политических общностей
·
Контроль
за реализацией
·
Оценка
результатов, определение ответственности
СМИ
в наше время занимают весьма важное место в политическом процессе. СМИ –
это технические средства создания, тиражирования и распространения информации в
массовой аудитории. К СМИ относят телевидение, радио, прессу, Интернет. Сегодня
СМИ, пожалуй, играют определяющую роль в выборах, формируя имидж того или иного
кандидата. Они могут побуждать людей к определенным действиям, одно и то же
событие показать в позитивном или негативном свете. Недаром СМИ называют
«четвертой властью» (после законодательной, исполнительной и судебной).
Признаки СМИ
·
Неограниченный
круг потребителей
·
Сбор,
обработка и передача информации с помощью специальных технических средств
·
Периодический
или постоянный характер работы
Функции
СМИ:
- Информационная (дают информацию
о различных событиях и комментируют их);
- Представление различных
общественных интересов ;
- Формирование общественного
мнения;
- Мобилизационная (побуждение
людей к определённым политическим действиям);
- Политическая социализация
(приобщение людей к политическим нормам и ценностям);
- Критика и контроль (помогают
гражданам оценивать деятельность власти).
Политическое участие – это действия граждан с целью влияния на политическую
власть. Оно может быть прямым или представительным. Прямое или непосредственное
политическое участие проявляется в прямых действиях: участие в выборах и
референдумах, митингах, демонстрациях, письменное обращение в органы власти и
другие. Опосредованное или представительное участие осуществляется через
избранных представителей, которым передаются полномочия для принятия решений.
Все эти действия называются формами политического участия. Политическое участие
зависит от политического режима. Свободное политическое участие, допускающее в
числе прочих и формы политического протеста (митинги, забастовки и др.)
возможно лишь при демократическом режиме. Но даже в демократическом государстве
есть часть людей, уклоняющаяся от участия в политическом процессе. Это явление
называется «абсентеизм». Причинами абсентеизма могут быть как низкая правовая и
политическая культура граждан, так и политическая пассивность по политическим
мотивам, например, несогласие с политикой власти, разочарованность и т.д.
Массовый абсентеизм может взорвать демократические механизмы управления
обществом, сделать население объектом манипулирования, сформировать пассивную
личность.
Виды политического участия
·
Случайное
(разовое)
·
Участие
«по совместительству»
·
Профессиональное
Средствами
массовой информации называют средства создания, тиражирования и распространения
информационных сообщений обществе. Примерами являются периодические
печатные издания, радио и телевидение. Главная роль СМИ- освещение
информации и важных событий всех сфер жизни.
В политике
СМИ так же играет огромную роль, ведь, прежде всего результаты работы
политических деятелей отражаются на жизни общества.
Во-первых,
СМИ выполняет функцию критики и контроля, тем самым позволяя гражданам
анализировать и оценивать деятельность органов власти, чтобы знать какая работа
совершается для пользы граждан. Во-вторых, идет предоставление различных точек
зрения, мнений с разных сторон, будь то комментарий государственного служащего
или же простого рабочего. Также роль СМИ состоит в формировании общественного
мнения и прививание людям политических ценностей и норм. Ведь каждый человек
должен иметь собственную точку зрение и взгляд на политическую жизнь.
Немаловажным является тот факт, что СМИ создает имидж того или иного
политического деятеля или же партии на выборах. Телевидение, показывая
каждый день рекламу выборного лица, влияет на то, кого гражданин изберет на
выборах. Или же озвучивая информацию о результатах проделанной работы партии,
радио постоянно напоминает о ней и “внушает” людям, насколько
деятельность этой партии хороша для общества. Мобилизационная же
функция объединяет все выше названые. Эта функция побуждает людей к
политическим действиям, вовлекает их в политическую жизнь.
Во все
времена СМИ очень сильно влияло на сознание людей, их мнение и взгляд на вещи.
Без газет, аудио и видео носителей информации не все люди могут разобраться в
сложных понятиях и сделать правильный выбор. А СМИ предоставляет информацию и
имеет неограниченные возможности в сфере влияния.
Ответить на вопросы письменно:
1. Типы политических режимов ?
2. Что такое политическое участие?
3. Сколько стадий политического
развития ? Перечислите их письменно.
4. Какую функцию выполняет СМИ?
Комментариев нет:
Отправить комментарий